Святитель Митрофан Воронежский

Свет
Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703)

«Употреби труд, храни мерность - богат будеши. Воздержанно пий, мало яждь - здрав будеши. Твори благо, бегай злаго - спасен будеши» Святитель Митрофан


Святитель Митрофан (в миру Михаил), первый епископ Воронежский, родился в  1623 года во Владимирской области. О его родителях известно мало . Святитель Митрофан в своём духовном завещании писал: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и  воспитан во благочестии нерушимом Восточной Церкви в православной вере».
Известно, до пострига в монашество, отец Михаил служил приходским священником в селе Сидоровское Владимирской области, был женат, растил сына Иоанна. Рано овдовев, ушел в монастырь. В 1663 году  в Золотниковской пустыни был  пострижен в иночество с именем Митрофан. Он быстро возрастал духовно, отличался от братии великим смирением и точным исполнением иноческих правил.  Через три года в 1663 году преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подольский произвел его во игумена и назначил настоятелем  соседнего Яхромского монастыря.
Игумен Митрофан не только  заботился  о духовной жизни братии и о процветании обители, но стал мудрым  заботливым духовным отцом для многих мирян. Многочисленные благотворители выделяли средства для украшения монастыря и строительство нового храма в честь Всемилостивого Спаса, Нерукотворного его образа.
Игумен Митрофан очень почитал прп. Макария , часто молился,  стоя на коленях у раки преподобного, и по его предстательству перед Господом получал просимое.
Вскоре Патриарх Иоаким (1674 — 1690)  возводит его в сан архимандрита в Макариево-Унженском монастыре, а 2 апреля 1682 года  совершает рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа.  (В конце семнадцатого века  во  время старообрядческого раскола, для просвещения народа, было решено открыть новые епархии, в том числе и Воронежскую. С этой целью святителя и вызвали в Москву и посвятили во епископа Воронежского.)
После своего посвящения владыка Митрофан оставался некоторое время в Москве и участвовал в священном венчании на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей . 
В течение двадцати лет святитель увеличил количество церквей в епархии от 182 до 239, построил два монастыря: Вознесенский Коротоякский и Троицкий Битюговский. Одним из первых был построен   заботами владыки Митрофана  храм Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней и трапезной.
Следует отметить, что первое время, когда еще не был благоустроен Архиерейский дом,  владыке пришлось жить на постоялом дворе. Со временем, по милости Божией, по  молитвам подвижника, Воронежский край стал преобразовываться. Чудеса исцелений, которые Господь являл по молитвам Своего угодника, приводили многих людей к покаянию и истинной вере.
Епископ Митрофан много проповедовал, боролся с влиянием старообрядчества, занимался благотворительностью, открывал в сёлах школы. Милосердный святитель не только был покровителем вдов и сирот, помогал многим бедным людям материально, но даже устроил приют и лечебницу для страждущих в Архиерейском доме,  ночами молился об исцелении болящих.
Владыка не уставал молиться за всех, записывая всё новые имена в синодик за здравие и за упокой. Постоянно поминал  воинов, павших за отечество. Молился усердно и обо всех при нем в его епархии скоропостижно преставившихся и утопших без покаяния и без причастия и без духовных отцов скончавшихся.
В своих проповедях угодник Божий призывал паству к благочестию, покаянию, к милосердию. Просил обеспеченных людей помогать царю в строительстве флота, сам отдавал личные средства на государственные нужды.
В благодарность за поддержку, после победы  в 1696 году над турками под Азовом, царь  Петр I повелел святителю Митрофану именоваться епископом Воронежским и «Азовским».
Однажды царь прибыл в Воронеж и пожелал лично увидеть владыку. Однако владыка Митрофан благоговейно относящийся к императору, и всегда  призывающий паству почитать помазанника Божьего и поддерживать его новаторские начинания,  сам, заботясь о чистоте Православия, отказался входить в здание, украшенное статуями языческих богов, построенное для нужд кораблестроения, куда пригласил его находящийся в то время там царь.
Узнав причину непослушания, император Петр I разгневался и приказал передать ему, что своим ослушанием он может подвергнуть себя смертной казни. Когда вечером царь услышал благовест к Всенощной, то очень  удивился, так как накануне не было церковного праздника. Вскоре смягчился, узнав, что угодник Божий так перед смертью решил подготовиться и соборной молитвой испросить у Господа прощения за свои прегрешения. Наконец, когда по царскому приказу из здания были вынесены все статуи, святитель пришел  к царю и поблагодарил его, за то, что он  сохранил ему жизнь. После это случая царь Пётр Первый проникся глубоким уважением к владыке, почитал его как великого угодника Божия.
В 1702 году владыка Митрофан тяжело заболел, и в августе этого года его постригли в схиму с именем Макарий, в честь Макария Унжинского, которого он очень почитал всю жизнь.
Двадцать третьего ноября 1703 года святитель мирно предал свою душу Господу. При его погребении присутствовал  царь Петр Первый, который собственноручно нес гроб владыки. После похорон царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, ему же буди вечная память!».
Похоронили святителя Митрофана Воронежского в Благовещенском соборе Воронежа.  Еще при жизни чудотворец завещал, чтобы о нем совершались заупокойные службы и с этой целью построил предел Архистратига Михаила — его святого покровителя.
Верующие люди постоянно приходили к месту погребения подвижника, заказывали по нему панихиды. Многие стали замечать, что вскоре после этого получали помощь в житейских делах, болящие – исцелялись. 

Несколько примеров исцелений из  жития святителя Митрофана:

«Воронежский цеховой В. П. одиннадцать лет страдал ощущением жестовой ломки в левой ноге, так что ходил на костыле… Услышав об исцелениях от святителя Митрофана, он пришел в собор, отслужил молебен Богородице и панихиду по святителю и с того времени почувствовал облегчение. А через неделю и костыль оставил».
Дворовая госпожи А. девица Кулешова двенадцать лет страдала … припадками… В июне 1831 года в Воронежском соборе, во время панихиды по святителю Митрофану, она закричала в припадке: «Ухо. Ухо!» (чувствуя, как после сказывала, что в ухе зашумело, оно раскрылось и что-то вылетело), потом: «Умру. Умру», и упав замертво, встала исцеленной.
Крестьянин землянского помещика ротмистра Лосева В. Г. Матвеев около 1829 года от неизвестной причины сделался слеп и оставался в таком положении два года. Но когда его мать принесла масло от лампады, горящей перед образом Богоматери над гробом святителя Митрофана, и дважды помазала ему глаза, зрение возвратилось».

Чудеса исцелений стали записывать, и в 1831 году последовало официальное донесение об этом Святейшему Синоду. В конце 1831 году при реставрации кафедрального собора в Воронеже, при разборке помоста в правой стороне здания был обнаружен склеп, в котором находился гроб, в котором покоились мощи святителя Воронежского. О случившемся  было донесено императору Николаю Павловичу. Он повелел передать дело на рассмотрение Святейшего Синода. Была создана специальная комиссия для освидетельствования мощей. Освидетельствование производилось 18 и 19 апреля 1832 года, мощи были признаны нетленными. Вскоре  состоялось торжественное обретение нетленных  мощей и  затем 7 августа 1832 года канонизация святителя.
Торжество, которое ожидало около  пятидесяти тысяч людей, начались 6 (старый стиль) августа. Крестный ход начался в два часа дня. Святые мощи были торжественно перенесены из Благовещенского собора через площадь в Архангельский собор и поставлены перед алтарем. После всенощного бдения всю ночь народ продолжал прикладываться к мощам святителя Митрофана.
На другой день 7 августа Божественная литургия совершалась двумя архиереями.  Отрывок из жития святителя, глава 2 «Обретение святых мощей»: «Когда приспело время вшествия архиереев во святой алтарь, тогда и честные  мощи святителя Митрофана были внесены в него царскими вратами и поставлены на горнем месте, лицом к Святому Престолу. Таким образом, святитель Митрофан вновь начальствовал в соборе своей паствы. Два архиерея стояли по сторонам его как сослужащие. По окончании литургии, при пении тропаря святителю Митрофану, честные мощи  его были изнесены из алтаря и поставлены на уготованном месте, на правой стороне собора, при самом иконостасе…»
В дни торжеств, по милости Божией, происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами.
Многие верующие и в наше время приходят в Благовещенский собор, чтобы помолиться у раки святителя, который  предстоит перед Богом и просит за всех, кто к нему обращается за помощью.


Дни памяти: 23 ноября (6 декабря) преставление, 19 июля (1 августа), 7 (20) августа обретение мощей (1832), 4 (17) сентября второе обретение (1964) и перенесение мощей (1989).








Некоторые случаи чудесных исцелений из жития святителя Митрофана:


«Дворовый человек генерал-майора М. Петр, по фамилии Юрьев, от рождения глухонемой в такой степени, что ничего не мог слышать и ничего языком не произносить, был прислан в Воронеж к тому времени, когда надлежало совершиться открытие мощей святителя Митрофана. Когда он приложился к святым мощам, то стал слышать и «произносить» слова за другими, не зная названия вещей. В следующем сентябре он начал учиться азбуке, слыша на оба уха хорошо  и произнося уверенно».
«У малолетней дочери майора А. Ю. Наталии в конце июля 1832 года… во рту, на языке и деснах открылись гнойные раны. Лекарств не употребляли, потому что  она не могла ничего глотать.  6 августа приобщили её Святых Тайн, и ей стало несколько лучше. На другой день поднесли к раке святителя, и как только она сподобилась приложиться к мощам угодника Божия, болезнь прошла. Когда принесли её из церкви в квартиру, рот её был уже совершенно чист, и она могла в тот же день употреблять пищу…»
«Девица графиня М. Н. в августе 1832 года почувствовала в голове мучительную боль, а в горле стеснение от внутренних спазмов, так что не могла употреблять пишу. 12 сентября родной брат болящей принес ей из Воронежа ленту, которая была положена в раку мощей свт. Митрофана. Когда этой лентой перевязали ей голову, боль несколько уменьшилась…У болящей родилось желание ехать на поклонение угоднику Христову Митрофану, и когда 18 сентября приложилась она к его мощам, и на неё была возложена мантия святителя, в тот же день ей стало лучше. Она получила возможность употреблять пищу, а боль в горле и дерганье прекратились».


Молитва Митрофану Воронежскому

«О святителю отче Митрофане, се мы грешнии, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою, уверившеся, исповедуем, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, и, всесмиренно ко твоему благосердию припадающе, тебе молимся сице: моли о нас Христа Бога нашего, да низпослет всем чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим богатыя милости Своя; да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Дусе Святе, да вся чада ея, чиста суща от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему, и усердно о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих да потщатся.








Отрывки из духовного завещания святителя Митрофана Воронежского:

«Затем завещаю ныне, братия, и наше смирение и моление примите, о чем молю вас, и по смерти сотворите мне послушание ради Господа Бога. Священный чин всей моей епархии: священноигумены, священноиноки и мирские иереи и диаконы и весь священный чин, – сохраните себя от всяких скверных сатанинских нечистых дел; как говорит Златоуст... Со всяким вниманием живите и заповедям Господним внимайте – этому учитесь, к этому друг друга понуждайте, чтобы вам непорочными предстать на Страшном и грозном Суде во Второе Пришествие Христово, когда будет Бог судить всей вселенной, и внимайте, какое слово воздадите о людях, которые в пастве вашей. Потому каждый попекитесь о своем спасении и образ собой людям покажите во всяком благочестии, как евангелист Матфей повествует, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5, 16); вам ведь придется и ответ воздать о своем стаде. Иоанн Златоуст говорит: если кто одного из своей паствы погубит по небрежности, не все ли свое потеряет спасение? Простой человек, согрешив, за свою одну душу ответ воздаст Богу, а игумен и иерей – за многих людей из своей паствы воздадут Богу ответ; которые сами молоко и шерсть от стада принимают, а об овцах не заботятся, о которых слово должны воздать в тот великий день, – как сможете избежать, если настолько не радеете о спасении?! И опять Господь сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф 23, 13).
О том же сказано у Иезекииля пророка: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою (Иез 3, 17–19).
Потому и мы, сыны и братия мои, услыхав от Владыки нашего Бога, даровавшего нам такие дары, больше же от святых отец почести и хвалы, не украсим ли сами себя кротостью и смирением и всяким благочинием и каждый да подвигнемся о своем спасении, а больше – о людях. Иоанн Златоуст говорит так: Владыка наш ради нас умер, ты же ни слово не произносишь, – и какую будешь иметь милость, какой ответ получишь, как предстанешь на Судищи Христовом со дерзновением, скажи мне? Стольких душ презрев погибель, ты ли чист от крови всех? Эти ¬слова предстанут в день Господа нашего Иисуса Христа мне и вам. И если покоритесь заповедям Господним, о чем я вам много возвещаю, они подадут вам дерзновение на Страшном Суде Христовом; если же преслушаете заповедь Господню и наше указание, – я без сомнения благовестил вам весь совет Божий, но и дал серебро торгующим: вам же следует умножить данное и заимствовать послушание пользой ко спасению наших братий...
Потому, сыновья и братия, послушайте того же Златоуста, говорящего: потому, если и согрешишь сам по себе, ничем таким не пострадаешь; но если ты иерей, то ты погиб. И многие о том подобные свидетельства – в Божественном Писании, к подвигу нашего исправления, а христианской нашей веры подтверждения, и народам – чтобы исправлять благочестие. Тем же убо, сыновья и братия, слышав об этом страшном наказе Божием к пророку, также и святых отцов наставления с угрозами, убойтесь, устыдитесь и смирите себя. Страшно ведь впасть в руки Бога Живаго: на то мы и призваны, чтобы нам собой показывать образ благочестия и так людей привести к благоразумию. Поэтому умножайте талант, вверенный вам от Бога, учите людей Божиих…»
«Да пребывают все православные христиане в прародительской вере своей благочестиво и праведно со всяким старанием, и следует жительствовать в чистоте, в воздержании и святыне и в покаянии, быть образом благих дел; по святому апостолу, народам своей епархии желаю быть благочестивыми.
Веру же православно-кафолическую к Богу вседушно любовью иметь, и Святую Церковь, одну во вселенной, которая на Востоке и у нас утвердилась истиной, как матерь чествовать и пребывать в ней неотступно непоколебимому правому учению, и предания и учения, святыми отцами на Соборах определенные и утвержденные, крепко содержать и ни в чем нерушимо и непоколебимо иметь. Так как без правой веры Богу угодити невозможно, также и без Святой Восточной Церкви мудрования и светлого богопреданного ее учения невозможно никому спастись…
Кроме того, люди нашей епархии всякого чина пусть живут по чину своему и со всяким вниманием и умеренностью, кому что должно и кому что прилично. И на всякие неполезные дела пусть не растрачиваются и не приходят таким образом в последнюю скудость и убожество. Излишество во всем – дело непотребное; по апостолу же, весьма неполезны кому-либо смехотворство и играния; и многое питие каждому вредно и грешно.

А судьям нашей епархии это все следует во власти своей надзирать и, судив праведно, по велениям своего государя управлять народами в правде, чтобы правдой, без напрасной тщеты и непотребной суеты, пожили духом в Боге. Мудрые мужи подобное этому возвещали каждому человеку:

Употреби труд, храни умеренность – богат будешь.

Воздержанно пей, мало ешь – здрав будешь.

Твори благо, бегай злого – спасен будешь.

И таким образом в правду всякому в душе и теле спасение от Господа Бога готово, временное и вечное, благополучное имение и долгота лет во здравии…»



По материалам книги: «Святитель Митрофан Воронежский. Святитель Тихон Задонский». Изд-во Сретенского монастыря, 2007.
Молитва Святителю Митрофану Воронежскому  https://pravoslavnye-molitvy.ru/mitrofanu-voronezhskomu/