Творчество Яна Вермеера-чудо живописи, продолж. 6

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
ТВОРЧЕСТВО ЯНА ВЕРМЕЕРА ДЕЛФТСКОГО - ЧУДО ЖИВОПИСИ (продолжение 6)

Истины ради, надо заметить, что картины Яна Вермеера Делфтского ценились при жизни довольно высоко, но писал он очень медленно, написал их мало и, если бы не торговля картинами, завещанная ему отцом, не сводил бы концы с концами.

 «Девушка с письмом у окна» (1657, Галерея старых мастеров, Дрезден). Безусловно, это одна из самых известных работ Вермеера, которую мы не раз видели в репродукциях, а кому повезло то и на выставке в Москве или прямо в Дрезденской галерее.

В творчестве Вермеера часто повторяется мотив чтения письма.

Представленная картина из Дрезденской галереи является, пожалуй, самой ранней из ряда произведений мастера, в которых этот мотив становится ключевым.

Давайте приглядимся к «Девушке с письмом». Предельно чеканно, строго выстроена композиция этой знаменитой картины 25-летнего художника.
Автор старательно выписал детали: смятое покрывало, рассыпавшиеся фрукты, даже половина персика с косточкой. Несмотря на кажущуюся простоту картины, художник пытался вложить в свое произведение некий тайный смысл, выразить который можно было лишь при помощи понятного его современникам языка символов. Отсюда и небрежно смятое покрывало на кровати, и высыпавшиеся фрукты (древний символ греховности), среди  них тот самый разрезанный пополам персик с косточкой, уютно устроившийся в мякоти – подобно плоду в утробе матери.
Читающая письмо девушка, скорее всего, беременна. Одета она в просторную светло-коричневую кофточку с мягким белым воротником, в отделанную темными лентами широкую тёмную юбку.
Считается, что характер тени, отбрасываемой окном, свидетельствует о том, что положение солнца ещё не в том положении, из которого оно могло бы столь ярко осветить эту комнату.
Значит, здесь свет совершенно иного метафизического свойства - это свет надежды, озаривший читающую девушку и всё вокруг неё. Мрачная стена за ней стала ослепительно яркой, сверху донизу осветился занавес, заиграло красками покрывало. Вермеер явно сочувствует своей героине, поскольку, похоже, автор письма не оправдал ее надежд.
Напряженная поза, нервический румянец и, пожалуй, главное: беспощадное своей откровенностью выражение девушки, отразившееся в оконном стекле. В нем перед нами старуха со скорбным лицом. Так в жарком пламени ниспадающей на окно красной занавеси сгорают надежда и молодость. Остается лишь горечь и старость.
Всего одна, причем абсолютно статичная, фигура. Отсутствие какого-либо эффекта, движения,жеста. Полная тишина... Зато слышно, как бьется человеческое сердце.
Великие предшественники Вермера - мастера итальянского Ренессанса - потрясали зрителей подвигами, творимыми героями античных мифов, или чудесами, свершаемыми мадоннами или библейскими пророками.
Апофеозом этого замечательного искусства по праву считают «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, будто сошедшую однажды с неба к грешным людям.
Это поистине чудо, возведенное в реальность гениальной кистью живописца.
Зеленая драпировка как бы сама раздвинулась, и мы зрим Марию с младенцем, папу Сикста, Варвару, целый сонм ангелов. Заметим, что зеленая занавесь прикреплена к тонким колечкам, сквозь которые продет тонкий прут, поддерживающий драпировку.
Прошло почти полтора века, и мастер из голландского города Делфта пишет «Девушку с письмом у открытого окна». Никак не Мадонну!
Однако вглядитесь пристальней в его полотно. Вы заметите, что зеленая драпировка, словно открывающая нам действие картины, висит точно на таких же колечках, таком же прутике, как в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
Случайно ли это сходство деталей? Голландец Вермеер, наверняка, видел гравюры либо копии со знаменитой «Мадонны», и ему, молодому художнику, влюбленному в жизнь, захотелось утвердить себя, воспеть бессмертную красоту человека.
Вермееровскую девушку озаряет не таинственное райское сияние, а земной мерцающий свет.
Так мы можем мысленно сравнить эти два чуда -  небесное и земное.

"Дама в голубом платье, читающая письмо" (1662/1664, Рийксмузеум, Амстердам). Как уже отмечалось, впервые к теме письма делфтский мастер обратился во второй пол.1650-х гг., в картине "Девушка, читающая письмо у открытого окна". Остальные пять произведений были написаны уже в следующем десятилетии. При этом вторая по хронологии картина - "Дама в голубом платье, читающая письмо" почти полностью повторяет композицию дрезденского полотна.
Здесь Вермеер значительно упростил композицию, сфокусировав внимание на женской фигуре. Одетая в синюю кофту и желтую юбку, героиня изображена в комнате на фоне географической карты провинции Западная Фрисляндия, на территории которой располагался город Делфт.
Молодая женщина стоит, чуть наклонив голову, ее приоткрытый рот и опущенные глаза выдают сосредоточенность на письме, которое она держит в руках. Обстановка комнаты – два стула с синей обивкой и столик под синей скатертью. На нем – шкатулка для ювелирных украшений, рядом нитка жемчуга – все детали выверены, нет ничего лишнего. В картине преобладают охристо-желтые и голубые цвета.
Палитра мастера стала более приглушенной, как бы скупой. Композиционные и колористические перемены отчетливо наделили образ изображенной при внешней статичности, внутренним спокойствием, которое ей, видимо, принесло письмо.
Все работы Вермеера на тему письма (их шесть) можно условно разделить на две группы по числу персонажей.

В первую группу входят одно фигурные картины, две названные, а также следующая за ними по хронологии "Дама, пишущая письмо" (1666, Национальная Галерея, Вашингтон).
В этой картине героиня сидит за столом в полутемном интерьере и, прервав свое занятие, смотрит в сторону зрителя. Вновь шкатулка для ювелирных украшений, рядом нитка жемчуга.

Вторая группа представлена композициями с двумя женскими персонажами. Они связаны с другой распространенной в бытовом жанре темой - "Хозяйка и служанка". Речь идет о картинах Вермеера "Хозяйка и служанка" (1667/1669, собрание Фрик, Нью-Йорк), "Любовное письмо" (1668/1672, Рийксмузеум, Амстердам), "Дама, пишущая письмо и ее служанка" (1670/1672, Ирландская Национальная Галерея, Дублин).
В нью-йоркском и амстердамском произведениях запечатлен эпизод передачи письма. В роли почтальона здесь выступает служанка, вручающая запечатанный конверт своей госпоже.
В картине из ирландского музея дама пишет письмо, а стоящая рядом служанка смотрит в окно. Все три произведения второй группы имеют ряд общих деталей: служанка помещена в левой части композиции, в то время как главную героиню Вермеер располагает справа. Ее силуэт выделен ярким лучом света, проникающим в интерьер из окна.