Ч. 25 Советский Военно-Морской флот перед войной

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/01/30/1498

Перед Черноморским флотом поставили задачу не допустить появления в Чёрном море итальянского флота, а также борьбу с флотами Румынии, Болгарии и Турции. С этой целью предполагалось к 1947 году иметь 6 больших,  31 среднюю и 28 малых подводных лодок, а также 8 подводных минных заградителей.
 
Читатель помнит, что я пишу только о подводных лодках.

У Северного флота стояла задача не допустить высадки германских войск в Арктике, защитить советское рыболовство в Северном Ледовитом океане и морские коммуникации с нейтральными странами, а также нарушить морские сообщения Германии в Атлантическом океане, Северном, Норвежском и Гренландском морях.

К 1947 году подводные силы Северного флота должны были насчитывать 25 больших, 28 средних и 12 малых подводных лодок.
 
Чтобы выполнить столь обширную программу, не хватало ни металла, ни станков, ни квалифицированных рабочих, инженеров и конструкторов, одних из которых расстреляли, а других отправили в ГУЛАГ.

Снова потребовалась помощь иностранных государств.
 
Продолжили контакты с фашистской Италией. Переговоры с Францией ни к чему не привели. С Чехословакией в августе 1938 года достигли соглашения о разработке и производстве морской артиллерии, но после оккупации чешской части государства Германией эти соглашения пошли прахом.

Турбины для линкоров начали изготавливать в Швейцарии, но когда началась война, поставки прекратились. Велись переговоры с Соединёнными Штатами о строительстве там надводных кораблей. Американцы шли навстречу и за два года до начала войны наладили деловое сотрудничество.

Однако эти наладившиеся отношения нарушились после заключения советско-германского договора 1939 года и советского «освободительного похода» в Западную Украину и Белоруссию (восточную Польшу) в сентябре 1939 года.
 
9 октября 1939 американцы прекратили сотрудничество по военным вопросам с СССР. Новое руководство Военно-Морским флотом во главе с Кузнецовым пересмотрело в очередной раз план строительства флота в сторону уменьшения с учётом сложившихся реалий.

План состоял из двух частей. Одна завершалась 1 января 1943 года, а вторая – 31 декабря 1947 года. Но планы планами, а на деле  надводный флот состоял из устарелых кораблей.

Только подводные лодки были в большинстве своём современными. В августе 1939 года насчитывалось 27 больших подводных лодок, 77 средних и 59 малых подводных лодок.

Николай Герасимович Кузнецов вспоминал: «…нам, командующим, всю программу строительства не излагали. Не раскрывались и задачи, на решение которых она рассчитана. Разговор с командующими флотами шел больше о кораблях, постройка которых была санкционирована правительством до утверждения всей программы в целом…

В выступлениях часто подчеркивали, что проект того или иного корабля одобрен лично Сталиным. Этим давалось понять, что обсуждению он не подлежит».

Новое командование Военно-Морским флотом избегало любых дискуссий по поводу  военно-морской стратегии, потому что в стране стратег был только один, Сталин, и все новые начальники знали, чем окончились дискуссии с этим стратегом. А Сталин бредил линкорами, которые позволят ему стать хозяином морей.

Снова процитирую Кузнецова: «Программа создания большого флота, хотя о ней и говорилось не раз, держалась в секрете и широко не обсуждалась. Она была утверждена «волевым порядком».

Сталин дал свои указания, и дело запустили. Корабли закладывали, не дожидаясь утверждения проектов. В Ленинграде и Николаеве на стапелях росли корпуса гигантов линкоров и тяжелых крейсеров.

Первые крейсеры типа «Свердлов» достраивались у стенок заводов. Эсминцы и подводные лодки в большом числе предъявлялись к сдаче».

В 1937 году был издан Временный боевой устав Морских Сил (БУМС-37), разработанный  начальником Военно-Морской академии РКВМФ им. К. Е. Ворошилова Сергеем Петровичем Ставицким, а в 1940 году – Временное наставление по ведению морских операций (НМО-40).

На основе этих двух руководящих документов и действовали советские подводные лодки во время войны.
 
28 сентября 1939 года в Москве был подписан договор с фашистской Германией о дружбе и о границах. В соответствии с секретным протоколом западная часть Польши отошла немцам, а восточная часть - Украине и Белоруссии.

Германия также заявила, что не заинтересована в балтийских государствах и в Финляндии, поэтому 5 и 10 октября Эстонию, Латвию и Литву заставили согласиться на размещение советских военных баз на их территории.
 
Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/02/147