Народы Сибири. Русские

Виктор Балдоржиев
Передо мной десятки файлов и кипы брошюр, книг, периодики. Это информация о русских в Сибири. Только малюсенькая часть. Мир задыхается от летящей в глаза, уши, рот информации, которую не успевает переваривать.
Напишу только то, что известно мне по работам Юрия Тетерева, Фирса Болонева и других. Естественно, здесь и мои наблюдения.

За прошедшие четыре столетия в Сибири сложилось особое русское население. У меня в памяти локальные группы русских, которые я изучал. Это старожилы, потомки казаков, старообрядцев, русское население заполярной зоны.
Предки сибирских старожилов раньше жили в северных областях, не-которая часть из них – выходцы из центральных регионов Руси.
Несколько слов о русских, живущих на берегах Енисея и Ангары.
Исследователи утверждают, что русские старожилы на средней Ангаре имеют небольшую примесь аборигенов. В каждом местности есть семьи, где смутно помнят о прабабках, которые были тунгусками, так в Сибири привыкли называть аборигенов, хотя каждый из них может относиться к конкретному народу, племени, роду. В этих местах большого притока ссыльных не было.

Русское население в регионе Енисейска в большинстве своём – потомки поморов и промышленников. Переселенцев XIX века здесь мало. Иссле-дователи утверждают, что такой же состав населения от Ярцева до Туруханска. Это потомки коми и русских, живших раньше в Северном и Восточном Поморье. Фамилии сохранились с 17 века: Поповы, Фомины, Красновеевы, Козьмины, Хромых, Ярковы, Зыряновы, Угрюмовы и т д. На севере Енисея население ближе к чисто русскому генотипу, на юге – заметны следы аборигенной примеси.
В Забайкалье исследовали потомков казаков, живущих уже три с лишним столетия по реке Онон. Назовём их ононской группой. Известно, что женами казаков были женщины из местных племён. Это бурят-монголки и обурятившиеся тунгусы (хамниган-буряты). В поле исследования попали три местные фамилии: две хамнигано-бурятские (тунгусские) – Гырылтуевы и Гантимуровы и одна хори-бурятская – Цыбиковы. Отсюда видно народы, вошедшие в ононскую группу русских.
В Забайкалье метисов называют гуранами, а также карымами.
В ононской группе – уроженцы казачьих поселений и станиц 2 отдела Забайкальского казачьего войска. Это юго и юго-восточное Забайкалье.

Следующая смешанная группа называется кударинская, это опять же русские и буряты, выходцы из поселений и станиц 1 отдела Забайкальского казачьего войска (ныне территория республики Бурятия и частично Забайкальской области), которые находятся по берегам рек Чикой и Хилок. Здесь собраны потомки карымов (обрусевших бурят) и русских казаков.

На особом положении находятся старообрядцы Сибири, заселявшие Сибирь в 18 столетии. До недавнего времени (1930 годов прошлого столетия) контакты с ними были очень слабыми. Естественно, обособленный образ жизни сохранил наиболее чистым имевшийся ранее облик предков. Потомков старообрядцев исследователи изучали в селениях по берегам рек Чикой и Селенга. Выделили две группы: чикойскую и селенгинскую. Помните, поэму Н. А. Некрасова «Дедушка», где описан Тарбагатай? Какие же должны были быть нравы и быт семейских, если они стали известны Некрасову.

Также обособленно жили старообрядцы Алтая, где их называли «поляками». Кстати, в Забайкалье мне известны буряты, которые каким-то образом стали Поляковыми. По слухам, сначала слово «поляк» было кличкой, перешедшей к ним от старообрядцев, а потом стало полноценной фамилией.
Но если на Алтае старообрядцы селились в неосвоенных местах, то в Восточной Сибири их заселяли в места, где уже жили русские люди. Иссле-дователи полагают, что сибирские старообрядцы – потомки русских людей, живших ранее южнее и юго-западнее Москвы. Это Калужская, Тульская, Рязанская, Орловская губернии, верующие, бежавшие на земли Белоруссии и уже оттуда переселенные в Сибирь. Среди них также есть выходцы северо-западных и центральных областей России.
Отдельная группа русских Сибири, живущих на Алтае, – кержаки, их ещё называют каменщиками. Большинство из них потомки людей, пришедших на Алтай (в камни) с берегов реки Керженец, что в Новгородской губернии. Есть опасение, что кержаков на сегодняшний день осталось очень мало. Исследователи перечисляют их селения 1930-х годов, которые назывались – Печи, Коробиха, Белая. Кержаки связи с другими типами людей практически не поддерживали.

Полагаю, что фундаментальной работы по исследованию русского населения Сибири, которое уже давно считается коренным, до сих пор нет. Сибирякам же такое труд необходим.
Интересны группы русских людей по Верхней Лене, на Камчатке и низовьях Индигирки. Здесь в основном смешанное население.


На снимке: Русские казаки с берегов Онона. Фотография 1911 года, обнаружена мной в 2010 году в селе Тут-Халтуй.