Воспоминания о Муравленко от Александра Томашевско

Дробот Андрей
Воспоминания о начале становления города Муравленко
первого председателя исполкома Муравленковского сельского Совета
народных депутатов Александра Казимировича Томашевского.

Впервые подробно о посёлке Муравленковском я услышал на первом общем собрании НГДУ «Суторминскнефть» 16 сентября 1982 года. Собрание проходило в кабинете начальника НГДУ в Ноябрьске, сейчас это дом № 32 по проспекту Мира, где управление занимало шесть квартир. Начальник управления Фарит Мухамадуллович Шарифуллин рассказал о тех больших задачах, которые стояли перед коллективом. Предстояло осваивать одно из крупнейших месторождений – Суторминское, а также Муравленковское, Тарасовское и примыкающие к ним. К 1985 году добычу нефти намечалось довести до 30 миллионов тонн в год. Для этого и было решено, как говорилось в приказе министра нефтяной промышленности СССР Н. А. Мальцева, «создать в подчинении объединения «Ноябрьскнефтегаз» на самостоятельном балансе нефтегазодобывающее управление «Суторминскнефть» с местонахождением в посёлке Муравленковский Пуровского района Тюменской области». Ветераны управления знают, что не только в апреле 1982 года, когда из¬давался приказ, но и в августе-сентябре того же года, когда формировалось НГДУ, рабочий поселок Муравленковский значился лишь в проектно-сметной документации.
Одним из первых в составе Управления был создан отдел капитального строительства, и на протяжении многих лет НГДУ «Суторминскнефть» выполняло функции единого заказчика по застройке города. А тогда, стоя у карты детальной планировки рабочего посёлка Муравленковский, Фарит Мухамадуллович знакомил нас с перспективами строительства. Предполагалось, что в будущем городе будет примерно 60 тысяч жителей (позже называли и 100 тысяч). Первоначально планировалось вести строительство в микрорайонах № 1-6 домами в два и три этажа. В каждом микрорайоне предусматривались продовольственный и промтоварный магазины, отделение связи, комбинат бытового обслуживания, школа и детский сад. Отдельно предполагалось строительство больничного комплекса, базы ОРСа, городских котельных, водозабора. В то время на Суторминском и Муравленковском месторождениях участки добычи нефти использовали разведочные скважины, шло интенсивное бурение, в районе 22-го куста сооружалась дожимная насосная станция (ДНС-7). Всеми работами на Суторминском месторождении руководили старший технолог Г.И. Кузаев и старший геолог М.В. Павлов. Начальник СМУ НГДУ И.Б. Маневич набирал бригаду для высадки на территории будущего города.
Я работал тогда на участке автоматизации производства. Жили мы в вагончиках на площадке строительства ДНС-7. Каждая служба — операторы добычи, слесаря, электрики, киповцы — имела свой вагончик, и мы образовали таким образом вахтовое поселение с рабочей столовой.
В апреле 1983 года в 6-м микрорайоне были построены «югославские» общежития, и работники нефтепромыслов переселились в поселок. 30 сентября того же года меня избрали секретарем парторганизации НГДУ. Вместе с председателем профкома Р.П. Сарваровым мы начали заниматься общественной работой. Наладили доставку газет, журналов и книг из Ноябрьска. В красном уголке оборудовали радиоузел, заключили договор с киносетью, и по вечерам люди стали собираться перед экраном. Маленький кинозал мест на 50 был, как правило, забит до отказа. Супруги Ринат и Венера Гарифуллины жили в том же здании и обеспечивали работу киноустановки. Позднее кинофильмы демонстрировались и в ДК «Украина». Это продолжалось все время, пока действовала киносеть в Ноябрьске. Не заставило себя ждать и телевидение. Закупали ретрансляционные установки «Экран», «Москва», «Орбита-4». Одни из них работали лучше, другие похуже, но я считал, что лучше плохонькое телевидение, чем никакого.
Потом стали к нам приезжать артисты. Помню, в 1984-м году одной из первых привезли сюда Ольгу Воронец. Это был настоящий праздник в череде трудных вахт у скважин и на стройплощадках. Люди встречали гостью с «большой земли» с настоящим восторгом. И она, мне кажется, с удовольствием пела для жителей затерянного в тайге поселка нефтедобытчиков. Запомнилось, как спросила, есть ли связь с Москвой. Мы с гордостью дали утвердительный ответ. Певица попросила набрать номер Клавдии Ивановны Шульженко, которую очень любила и опекала. Клавдия Ивановна в то время прихварывала, и Ольга Воронец очень о ней беспокоилась. Разговор состоялся, и она благодарила нас за это.
Вскоре открылась амбулатория. Её заведующий Геннадий Валентинович Попов приложил много сил и умения для организации службы охраны здоровья. Размещалась она в трёх комнатах деревянного дома. Его жена работала стоматологом в той же амбулатории. Геннадия Валентиновича в шутку прозвали земским врачом. Может быть, за бороду, а скорее — за активность, неутомимость, внимание к больным. Геннадий Валентинович очень много работал над организацией лечебной службы. Возможности в этом направлении росли. Вскоре было построено здание, которое сейчас называют «старая хирургия». А в то время там помещалась вся городская медицина. Наконец, в 1989-м году был введен пятиэтажный корпус городской больницы на 120 мест. Вселилась в новое здание и поликлиника для взрослых. Это был уже другой этап в истории городской медицины, когда Г.В. Попова на посту главврача сменил Б.Н. Плотников. Филиал Ноябрьского отделения связи №7 открылся в том же здании, где были Красный уголок и амбулатория.  Со временем в микрорайонах стали открываться почтовые отделения, и связь с «большой землей» действовала чётко.
Судьбоносным событием в жизни нашего города была работа выездной коллегии Госплана СССР в г. Ноябрьске 12-13 марта 1984 г. В числе других важных решений для обеспечения стремительного роста нефтедобычи на ней было принято решение перевести часть мощностей строительно-монтажного поезда «Укртюменжилстрой» в г. Муравленко и возводить пятиэтажные дома.
В декабре 1984 года украинцы высадились сюда, а через год был подписан акт о сдаче первого жилого дома. Работали они круглые сутки, очень чётко и слаженно. Для многих всё это было в диковинку, люди с любопытством ходили смотреть на свайные фундаменты пятиэтажек. На самом деле разделение труда было такое: трест «Ноябрьскнефтегазстрой» сооружал «нули» т.е. прокладывал сети тепловодоснабжения и канализации, а УТЖС собирал «коробки». Украинцев было около тысячи человек вместе с субподрядчиками. Они быстро возвели свой микрорайон из двухэтажных панельных общежитий (сегодня это дома за Молодёжным центром) с магазином, комбинатом бытового обслуживания и почтой. Здесь же 1 мая 1987 года справила новоселье и наша администрация.
Делом первостепенной важности была торговля. Людям надо было обеспечить полноценное снабжение. Торговля тогда велась как? С колес. Привезут товары из Ноябрьска, продадут с машин — и назад. Нужны были магазины. Главной торговой фирмой было Муравленковское отделение ОРСа «Ноябрьскнефтегаза» с Людмилой Павловной Нитовкиной во главе. Очень энергичная, инициативная женщина была. Мы вместе стали пробивать в вышестоящих инстанциях строительство пристроев для магазинов. Результаты этого налицо сегодня: в этих небольших, но вместительных зданиях расположились и магазины, и кафе, и государственные организации. А первый магазин в пристрое открылся в 1988 году. Девизом было: «В Ноябрьске есть, а мы что, хуже?» Решили построить книжный магазин. Приложили немало усилий, чтобы привлечь к этому строительству трест ННГС и СМП УТЖС. Магазин открыли, фотографию его я возил в Тюмень, в облкниготорг: вот, мол, удостоверьтесь — наше торговое предприятие, дайте под него фонды. Выделили фонды, и опять проблема: дают на посёлок, скажем, десять подписных изданий. Как их поделить? Потребность в книгах была необычайная.
Построили холодильник на 500 тонн, овощехранилище. Каждый год закладывали до 2500 тонн картофеля,  другие овощи. Жилось здесь похуже, чем в Ноябрьске. Понятно — там располагалось 7 ОРСов, включая мощный ОРС геологов. Не сравнить с тем, что было у нас. Нам к тому же приходилось бороться и за то, чтобы наша квота товаров дошла до посёлка. А то ведь, случалось, загрузят в Ноябрьске машину продуктами или промтоварами для Муравленковского, выедут на ноябрьский «пятак» и распродадут без хлопот и дальней дороги. И контролем занимался наш исполком сельского Совета.
Муравленковскую квоту надо было отвоёвывать и в других сферах. Взять учебники. В Ноябрьске десять школ, в Муравленко две. Значит, дайте нам пятую часть учебников, чтобы наши дети не страдали. Всё это требовалось доказать, выбить. Ведь у нас было практически пустое место, всё приходилось возить через Ноябрьск. Было такое настроение у всех: что ещё сделать для города хорошего?
Помогали «дни открытого письма», которые проводились в городе ежегодно. Приезжали из Ноябрьска первый секретарь Ноябрьского горкома КПСС В.В.Шестаков, председатель Ноябрьского горисполкома А.М.Спирин, генеральный директор производственного объединения «Ноябрьскнефтегаз»
В.А.Городилов, все руководители организаций, от которых зависело решение наших проблем. Приезжали и обсуждали с людьми: что ещё надо сделать? Так стала на повестку дня проблема строительства музыкальной школы. С «Укртюменьжилстроем» договорились о помещении, а остальным занялась Валентина Александровна Страбыкина, её первый директор. В 1986 году уже открылись отделения фортепиано и баяна. Наши юные музыканты стали принимать участие в конкурсах, ездили в Ноябрьск, побеждали.
За лето 1984 года было построено около 15 тысяч квадратных метров жилья, и к осени большинство специалистов аппарата НГДУ переехало в посёлок. Я упоминаю об этом потому, что до этого им приходилось каждый день ездить сюда из Ноябрьска, что, конечно, было неудобно и для жизни, и для работы.
Вопросы жизнедеятельности и строительства посёлка еженедельно, по четвергам, рассматривались на совете директоров предприятий производственного объединения «Ноябрьскнефтегаз». Сначала начальник ОРСа А.А. Кулаковский информировал о торговом обеспечении населения, затем получал задание на следующую неделю. После этого многочисленные подрядчики отчитывались о ходе городского строительства. Как правило, все заседания вёл генеральный директор В.А. Городилов. Присутствовали его заместители: по капстроительству — Г.П. Комков (затем его сменил Л.М. Дейкало), по быту — М.В. Лисовский. От НГДУ принимали участие его начальник Ф.М. Шарифуллин, заместитель начальника по городскому строительству, заместитель по общим вопросам А.А. Варенов, заместитель по кадрам и быту А.В. Рашкевич. Спрос за работу был жёсткий, решения обязательны.
5 ноября 1984 года Тюменский облисполком по представлению Ноябрьского горисполкома принял решение об образовании Муравленковского сельского Совета. После собеседования с первым секретарем Ноябрьского горкома КПСС Н.А. Москаленко и председателем горисполкома В.В. Шестаковым мне выдали удостоверение по организации и проведению выборов в местный Совет. 24 февраля 1985 года прошли выборы, и 50 представителей трудовых коллективов предприятий, расположенных здесь, стали депутатами Муравленковского сельского Совета народных депутатов XIX созыва. Почему сразу девятнадцатого? Потому что в области как раз в это время проходили выборы в местные Советы, и мы приняли областную нумерацию. 28 февраля состоялась сессия Совета народных депутатов, и мне доверили возглавить исполком Муравленковского сельского Совета. Заместителем председателя на общественных началах избрали Г.В. Попова, секретарём исполкома — В.М. Королеву. Валентина Михайловна имела опыт работы в законодательных органах и проводила её грамотно и добросовестно.
Все депутаты были распределены по постоянным комиссиям, вели нормальную депутатскую работу: проводили проверки состояния дел по направлению своей деятельности, готовили вопросы к рассмотрению на заседаниях исполкома и сессиях Совета. Для нас в то время были важны все вопросы жизнедеятельности — торговое обслуживание, состояние здравоохранения, народное образование, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, связь, почта, спорт. В круг наших вопросов также входили согласование прописки и вызовов на работу, постановка на воинский учёт, учёт и контроль распределения жилья.
Немалую роль сыграл в жизни нашего города приезд Михаила Сергеевича  Горбачёва в Тюменскую область в августе 1985 г. К его приезду были подготовлены мероприятия по развитию области. В приложении № 797 к постановлению ЦК КПСС и Совета Министров застройка посёлка Муравленковский была выделена отдельным разделом. А это уже было очень важно. В документе было по годам расписано — в каком микрорайоне какой объект будет строиться. Были названы министерства-исполнители, сроки ввода. Этот документ стал руководством к действию в строительстве города. В частности, было оговорено строительство жилья, больничного комплекса, школ, детских садов, магазинов, городских котельных, водозабора, очистных сооружений и сетей, хлебозавода.
Этим же документом возлагалась на СМП «Укртюменжилстрой» обязанность возводить не только жильё (а строили они по 12-13 домов КПД в год), но и объекты социально-культурной сферы.
Город строился быстро, стремительно росла и численность населения. Так, на 1985 год она возросла с 5,4 тысячи человек до 12,7 тысячи. Насущным делом для исполкома стало решение житейских проблем. В первую очередь требовалось жильё. Дело усложнялось тем, что крайне необходимые для города учреждения и службы приходилось размещать в приспособленных помещениях и квартирах из-за того, что по плану застройки их предполагалось разместить в микрорайонах, которых ещё не было, которые только предстояло построить. А, например, «Союзпечать», аптека нужны были уже с первого дня. Поэтому пришлось их размещать в первой построенной пятиэтажке. Немало проблем возникло в связи с фенольными домами. Что ни день, люди приходили с жалобами на то, что трудно дышать в квартирах. Решить их проблемы можно было только путём переселения в новые дома.
В 1987-м году ожидали присвоения статуса города, к этому готовились. Стелу на въезде видели? Как раз тогда её построили. Я к начальнику СУ-6 Олегу Николаевичу Жуковцу обратился: «Надо...» Он охотно взялся за это почётное задание. Наши архитекторы выполнили эскиз (к тому времени в поселковой администрации уже была архитектурная группа). И через несколько месяцев на въезде в посёлок уже высилась гордая стела.
Что, наверное, для жизни более важно — началось движение пассажирского транспорта. Чтобы всё было, как в нормальном городе. Регулярное сообщение с Ноябрьском уже было налажено. Довели его до 11 рейсов в день. И автобусы пустыми не ходили — все рейсы были заполнены. Билеты стоили дёшево — 2 рубля 20 копеек. Съездить в Ноябрьск в гости, за покупками было обычным делом. Открыли кассу по продаже железнодорожных и авиабилетов. Не надо было ездить за этим в Ноябрьск. Всё становилось не хуже, чем у людей. Но в 1987-м году нам статуса города не дали. Получили мы его только в 90-м году.
Я к 90-му году отработал два созыва, бороться за власть не хо¬тел и вернулся в родное НГДУ. Работал заместителем начальника по кадрам и быту,                а в конце 90-х уехал в город Белоярский  Ханты-Мансийского автономного округа.                С апреля 2010 года - пенсионер.