Невский проспект

Иван Рысин 2
Несмотря на то, что Гоголь никогда не был женат, однако он умел по настоящему восхищаться женской красотой. Честно говоря, мы все так устроены. Девушки - это не противоположный пол, это высшие существа. Гоголь сравнивал женские волосы, женские кудри с агатом. Предметом его описания была 17-летняя девушка, над которой раскрыл когти страшный разврат (как писал Николай Васильевич). Вполне возможно, что разница в их возрасте была огромна. Писатель, также как и художник всегда пишет с натуры; и Гоголь, в качестве натуры, взял совсем молодую девушку, которая, видимо, слишком жестоко над ним посмеялась.
Про Гоголя часто говорят, что он был только сатириком (или мистика). Однако это неправда. Гоголь работает над произведением по принципу художника. Свои рукописи он переписывал по восемь раз; он использует поля на листе бумаги, также как художник использует палитру.
Правильнее сказать, что сатирическим оттенком в повести "Невский проспект" было вступление, которое занимает примерно треть произведения. Хотя объем здесь не имеет значение. Пискарёв поплелся за девушкой. Она казалась ему девственной и прекрасной. Однако когда они поднялись на этаж, впечатление о девушке сразу переменилось.
Поскольку литература - это искусство (а Гоголь служил этому искусству, как монах-отшельник), то автор считал недопустимым и неприличным вставлять в предмет искусства грязные подробности обыденной реальной жизни. Поэтому он только намекает, что девушка работала в борделе; но прямо этого не говорит. Автор пишет: "Она стала говорить, что-то пошлое низкое."- скорее всего речь шла о мате. А про девушку, которая "не оставила своего туалета", автор хотел описать наверное более низкое занятие, которое он видел в реальной жизни. Но сдержался, так как (повторимся) он служил литературе.
Друг Пискарева тоже увлекся за девушкой, которая тоже была вовлечена в разврат. Он уже хотел было подавать в полицию, но явно этого испугался, что видно из его рассуждений: "Наверное, полицмейстер спит уже; да и зачем я буду тревожить его по пустякам!?" Однако судьба Пискарева конечно, более трагична - он заканчивает жизнь самоубийством. Наверное Гоголь тоже находился на грани, когда его предала какая-то девушка. Художник так устроен - он не может выдержать напора пошлости. Кроме того, Пискарева несколько в себе "искру таланта, способную возгореться в пламя". Этим Гоголь показывает, что обнаженная пошлость уничтожает искусство.
Конец повести очень мрачный. И свет обманчив, и тьма обманчива. Гоголь говорит, что "один должен щёлкать зубами, когда перед ним проводят рысака"- здесь проявляется смешение литературной "палитры" Гоголя. Он пробует очень много вариантов словесного описания - и выбирает среди них самый художественный. "Двое людей говорят о том, как странно сели обе стороны одна против другой"- так Гоголь показывает пустоту существования петербургских людей.
На этом все. Моей целью не было пересказывать произведение. Я просто изложил свой взгляд на него.