Архип Куинджи Ладожское озеро

Алина Алексеева-Маркезин
     Архип Куинджи.Ладожское озеро. 1873г Холст, масло. 79,5 ; 62,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

     Картина «Ладожское озеро» вошла в трилогию художника о северной природе, к которой также относятся картины «На острове Валааме» (1873) и «Север» (1879)[7].

 Летом 1872 года Архип Иванович отправляется на Валаам. Сразу после венчания с гречанкой русского происхождения Верой Шаповаловой (Кетчерджи).

   Выбор место для свадебного путешествия был, конечно же, продиктован художественными стремлениями новоиспечённого супруга – многие пейзажисты того времени воспевали Валаам, посвящая острову замечательные картины. Пришла очередь и Куинджи отправится за своей порцией вдохновения в этот уединённый живописный уголок.

   Вернувшись из поездки, мастер создаёт удивительную картину - «Ладожское озеро». Пейзажиста очень привлекал северный край. Голые каменистые просторы отличались величавостью и спокойствием в обрамлении прозрачной воды холодного озера.

   Ракурс живописец выбрал очень удачный, чтобы суметь всё ухватить. Здесь и берег в валунах да камешках, и тёмная вода, и, конечно, же грандиозное небо, ведь без него сложно представить себе картину кисти Куинджи.

   Самым любопытным моментом в картине, сразу же привлекающим внимание зрителя, являются каменистое дно, которое просвечивается сквозь воду. Очень интересный и красивый приём. И именно с этим удивительным изображением камней через призму прозрачной озёрной воды, связан большой скандал, который разжёг темпераментый и эмоциональный Куинджи.
   

      На картине изображён песчано-каменистый берег озера, прибрежные камни постепенно уходят под прозрачную воду и живописно просвечивают сквозь неё. На озере видна лодка с рыбаками, а вдали белеет парус другой лодки. Линия горизонта находится довольно низко, примерно две трети картины занимает небо с облаками.

С этой картиной также связана следующая история. В 1883 году Куинджи обвинил в плагиате художника-мариниста Руфина Судковского (1850—1885), который был его соседом по квартире в то время, когда создавалось «Ладожское озеро».

    Куинджи заявил, что картина Судковского «Мёртвый штиль» скопирована с его картины «Ладожское озеро». Заявление Куинджи было поддержано некоторыми художниками (Иваном Крамским, Василием Максимовым, Ефимом Волковым и Ильёй Репиным), которые написали письмо в газету «Новое время», утверждая, что картина Судковского «прямо заимствована» у Куинджи. С другой стороны, были и те, кто вступились за Судковского.
      
   Мы восхищаемся невероятным озером, синим от собственной глубины и тёмным от сгущающихся над ним туч, по которому одинаково мерно двигаются и парусник, и простое судёнышко. Как же не впитать в себя красоту этих бескрайних просторов, необычайную прозрачность воздуха, выписанных в холодных тонах, которые делают этот сюжет отстранённо-величавым и сакрально-одиноким…как и сам Валаам…