Великое искусство и его творцы

Вадим Росин
                часть I

                Старшее поколение ещё помнит ленинскую фразу: «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино…». Здесь же речь пойдёт не о кино, а о музыке - искусстве, которое нашло своё выражение в золоте, граните и мраморе (застывшая музыка), в стихах поэтов, в полотнах и фресках соборов - творениях великих мастеров Ренессанса, в ансамблях дворцовых парков Версаля, Сан Суси, Петергофа, Тиргартена и прочих. Музыка сопровождает нас всю жизнь. Она вокруг нас и внутри нас. Она в каплях росы на траве, в порывах ветра, в шелесте листвы. В любом звуке и свете, даже в слабом шорохе истинный художник услышит, разглядит, почувствует музыку. Для него она и в солнечных бликах на воде, и в лунном сиянии, и в рокоте прибоя, и в шуме водопада, и в тихом шепоте волны, и в голосах пернатых и прочих  лесных обитателей. Она и в криках журавлей, отправляющихся в дальний полёт, и в завывании метели, и в звоне весенней капели, и даже в безмолвных облаках плывущих в лазури. Лишь тот истинный художник, кто способен услышать эти голоса и воспроизвести их с стихах, на полотне или на нотном стане.
               Долгий и трудный путь проделала Её Величество Музыка от примитивной простейшей свирели - пастушьей дудки до симфонического оркестра, способного отобразить всё богатство звуков и красок окружающего мира. Наш путь будет намного короче, поскольку автор не ставит цель излагать историю мировой музыки, а лишь в популярной форме рассказать о самых ярких достижениях в этом виде искусства. Другими словами, чтобы неискушённый читатель мог получить представление о великом искусстве и о гениях - его создателях. Попробуем применить тот же алгоритм, который избрал инструктор в известном фильме «Бабетта идёт на войну», натаскивая героиню. Чтобы придать простушке светский лоск, он попытался втиснуть в её красивую головку понятие о великом искусстве.
Это выглядело примерно так:
«Бах – это безбрежный океан,
Моцарт – это божественно,
Бетховен – олимпиец,
Вагнер – это бурный поток и т. д.».
Генерал, которого предстояло выкрасть (по сценарию), любил до самозабвения немецкую классическую музыку.
              Следуя этому методу, продолжим:

              Николо Паганини (1782-1840) – человек- загадка, а Мефистофель  жонглирующий человеческими сердцами, заражающий их своей дьявольской страстью, или Бог, осыпающий человечество дарами небесными , никто точно сказать не сможет.
              Фредерик Шопен (1810-1849) – драгоценная шкатулка, наполненная эмоциями, среди которых страдание и тоска-печаль превалируют над остальными.

              Ференц Лист (1811-1886) – кипящий гейзер в младые лета, огненный вулкан в зрелости, и отрешённый от мирской суеты святой Бенедикт на склоне лет, нашедший утешение в служение Господу.

             Феликс Мендельсон (1809-1847) – пожалуй нет в мире более популярного имени ибо с ним связаны все свадебные обряды. Марш из музыкальной комедии «Сон в летнюю ночь» вошёл в нашу жизнь вероятно навеки-вечные.
М. прожил мало, но за свою короткую жизнь успел написать 6 опер, 5 симфоний, 5 концертов для ф-но, 1 для ф-но и скрипки, 2 – скрипичных, но особенно популярным и принёсшим славу композитору является альбом «Песни без слов» и «Концерт для скрипки с оркестром ре минор».

              Модест Петрович Мусоргский ( 1839-1881) – это соборность Руси, в нём как в зеркале - судьба допетровской Руси. Тут и опричнина, и Новгородская вольница, усмиряемая крепкой рукою Ивана Васильевича, и брожение в умах смутного времени, хмельное буйство и святость, простота и величие. Оперы: «Борис Годунов», «Хованщина», «Саламбо»,» Сорочинская ярмарка» (заканчивал Кюи), произведения для ф-но.

              Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – это не только бескрайние просторы России с заснеженными  лесами и полями да тройками с бубенцами, но и новое слово в мировой музыке. Его оперы и балеты не сходят с лучших мировых сцен, а симфония № 6 «Патетическая» от первого исполнения (авторского) вот уже свыше ста лет заставляет рыдать не только публику, но самих исполнителей. Притом, что сам автор никогда не стремился на Олимп и должность скромного учителя музыки считал вполне приемлемой.

               Иоганнес Брамс (1833-1897) – один из главных представителей нового направления - романтизма. Не только внешнее сходство с Ф.Листом, но и талант снискали ему огромную популярность. Если бы Брамс ничего не написал, кроме Первого концерта для ф-но с оркестром, то и тогда бы он прославился на весь мир. Перечисление сочинений «этого светлого юноши, у колыбели которого стояли Грации и Герои» (по выражению Шумана) заняло бы не одну страницу.

                Жюль Массне (1842-1912) – неисправимый романтик, для которого античная эпоха слилась с реальностью современной ему эпохи. Персонажи его сочинений - опер, балетов, ораторий: Манон, Таис, Сапфо, Дон Кихот, Федра и др. говорят сами за себя. Автор более 200 песен, романсов, элегий и пьес для ф-но и для скрипки, а также оркестровые пьесы.
               
                Эдвард Григ (1843-1907) – уникальный скандинавский гений. Его музыка не похожа ни на какую другую. Эта голос Севера, чистая вода фиордов с берегами укрытыми шубой зелёной хвои, Когда слушаешь Грига, кажется будто ледяные кристаллы под рукой волшебника превращаются в алмазы. По богатству фольклора и красок музыка Грига сравнима разве что с музыкой Римского Корсакова. Первый концерт для ф-но с оркестром и сюита «Пер Гюнт» сделали имя Э.Грига бессмертным.
 
               Николай Андреевич Римский Корсаков (1844-1908) – гений-сказочник и певец моря. Никто в мире кроме него и художника И.Айвазовского не изображал так правдиво водную стихию.
 
                Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – в нём, как ни в ком другом слышится та самая «русскость», та самая Россия, о которой писал Маяковский: «рассинелась речками, словно разгулялась тысячей розг, будто плетью исполосована…»; с золотыми куполами, звонницами, та самая Русь с «иконой-пасконой», с тараканами да сверчками запечными, и с богатыми теремами – «дворянскими гнёздами». Россия праведная и грешная, добрая и жестокая, спокойная и взволнованная, необъятная как море открытая и загадочная с её неизменным стремлением к воле. Всё это сказанное (и несказанное) слышится и видится в его фортепианных концертах, вокализах, сонатах, этюд-картинах, экспромтах, которые порой невозможно слушать без того, чтобы тоска не разрывала сердце.

                Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) - это чистый родник и сгусток нервов, порыв страсти… в начале пути – Скрябин романтик. Зрелый Скрябин –это альпинист, поднявшийся на крышу Мира, для того чтобы с помощью звука и света управлять им. Ещё Скрябина называли «отцом импрессионизма», хотя к этой роли, на мой взгляд, более подходит Сен Санс.

                Камиль Сен Санс (1835-1921) - известен широкому кругу меломанов по пьесе «Лебедь» из цикла «Карнавал животных». В музыкальных кругах его знают как великого маэстро, автора не менее популярной пьесы «Интродукция и рондо каприччиозо», 13 опер, пяти концертов для ф-но с оркестром, (из которых самый исполняемый изумительный по красоте 2 ой концерт), 3х скрипичных концертов, 8 симфонических поэм, (среди которых самая яркая и образная «Пляска Смерти»), мессы и оратории и др. произведения вокального жанра.

                Клод Дебюсси (1862-1918) – вероятно самый яркий представитель impression. Когда слышишь это имя, в памяти сразу возникают популярные пьесы «Лунный свет» и «Девушка с волосами цвета льна». Клод Дебюсси опирался на Шопеновкую традицию, для Мориса Равеля кумиром был Ф.Лист.

                Морис Равель (1875-1937) – этот представитель «школы импрессионизма, ассоциируется у многих с популярной пьесой «Болеро» - влияние страны басков, он ведь родился рядом, на юге Франции. Подлинными шедеврами его являются также «Павана на смерть инфанты», «Игра воды» и «Фортепианный концерт для левой руки».
Для этих музыкальных гениев излюбленная тема фортепианной музыки была стихия воды – солнечные и лунные блики, как на картинах Клода Моне.
Оба композитора испытывали влияние русской музыкальной школы, считали своими учителями Бородина, Римского-Корсакова, Скрябина.
 
               Сергей Сергеевич Прокофьев(1891- 1953) – последний представитель плеяды музыкантов-гениев Серебряного века России и родоначальник нового - реалистического направления. Скрябин, считавший, что он поднявшись на вершину Мироздания  «поставил точку» в музыкальном искусстве и что дальше уже идти некуда, ошибся. И это доказал Сергей Прокофьев, создав новый стиль, собственную гармонию – «прокофьевскую». Его произведения – это эпические полотна, отображающие историю нашей Родины – сказочную и былинную. Русь, отражающую нашествие недругов – кочевников в Востока и псов-рыцарей с Запада. Его герои – от Александра Невского и Ивана Грозного до Котовского и Маресьева, Его друзья – от Пушкина и Лермонтова до Маяковского. Сергей Прокофьев – новатор в гармонии, в полифонии, Он создал особую форму доминанты («прокофьевскую»), применил новую тональность, «линеарные аккорды». Прокофьевский стиль гармонии безошибочно распознаётся на слух. Например «Танец рыцарей» из сказочной оперы «Любовь к трём апельсинам», в его сонатах и концертах для ф-но. Характерны в этом смысле его образные миниатюры «Сарказмы», «Наваждение»,  вальс из оперы «Война и мир».

                Часть II

                На этом пожалуй мы должны бы остановиться, дорогой читатель, ибо нельзя объять необъятное. Перечисляя великих ваятелях прекрасного, я не назвал и сотой доли имён, которые у всех на слуху, таких гигантах, как Гендель, Глюк, Гайдн, Глинка, Доницетти, Беллини, Вебер, Шуберт, Россини, Шуман, Дворжак, Сметана, Верди, Пуччини, Леонкавалло, Венявский, Балакирев, Танеев, Бородин, Аренский, Серов, Глазунов, Стравинский, Шостакович, Свиридов, Шнитке, Щедрин  и т.д.
 Для особо любознательных, я попытаюсь дать краткую справку о них, дабы читатели имели понятие о создателях самого прекрасного в мире искусства. Взяться за эту работу меня вынудило то обстоятельство, что в последние годы на нашем телевидении и радио классическая музыка почти перестала звучать. Да и не только на нашем. Все мои попытки отыскать в радио эфире что-либо стоящее оказывались тщетны.
Министерство культуры РФ раз в 4 года проводит Международные  конкурсы им. П.И.Чайковского, раз в год детские конкурсы «Щелкунчик» и конкурсы солистов оперы и балета. Иногда по теле каналу «Культура» транслируются из Концертных  залов выступления мастеров прошлого и современников. Но этого прискорбно мало. Большую часть эфирного времени занимают программы не имеющие никакого отношения к искусству. В СССР дело обстояло иначе. По радио круглосуточно звучала классика. Телевидение транслировало спектакли и оперы, и балета, и концерты симфонической музыки, и сольные концерты. Классическая музыка звучала и в кино. Сейчас этого нет. Создаётся впечатление, что руководство страны задалось целью низвести культуру и заменить её другими «ценностями»

Приложение:
                Георг Фридрих Гендель (1685-1759) столь же велик как Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) с одной лишь разницей, что Георг приняв подданство Великобритании трудился для английского двора и для лордов , а Иоганн  - для вечности . При жизни Гендель был более  популярен нежели Бах и так же плодовит. Оперы, оратории, мессы, танцы (пассакалии и сарабанды, арии «Музыка на воде», послушать Aria Dignare а исполнении Елены Образцовой – божественная музыка.
                Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) - представитель немецкой классической школы,  писал оперы на античные сюжеты. (Артаксеркс, Александр, Семирамида. Его «Мелодия» из оперы «Орфей» - это бессмертная легенда Вечной любви.
                Йозеф Гайдн (1732-1809) – представитель венской классической школы. Пожалуй самый плодовитый композитор (36 концертов для разл. инструментов, 24 оперы, 104 симфонии, 52 сонаты для ф-но, фантазии, вариации, камерная музыка числом 300.
                Карл Мария Вебер (1786-1826) - основоположник немецкой классической оперы. Из 9 написанных им опер есть подлинный шедевр «Волшебный стрелок».
                Никак нельзя обойти стороной ещё одного немецкого романтика, гения самородка Франца Шуберта (1797- 1828). Тоже «крестьянский сын» с тяжёлой судьбой. Родился, жил и умер в нищете. Его вокальный цикл, включающий «Аве Мария» и «Вечерняя серенада», а также «Экспромты», «Музыкальные моменты», Симфония№8 «Неоконченная»  не сходят с мировых сцен.
                Джоаккино Антонио Россини (1792-1868)  - возродил и реформировал итальянскую оперу.  Дж.Р. написал свыше 40 опер, а потом взял из них самое лучшее и создал шедевр «Севильского цирюльника». Отличался сангвиническим темпераментом и тучностью. Приведу случай, характеризующий его. Однажды к нему пришёл заказчик за пьесой. Дж. Как всегда лежал на диване и что-то жевал. Листок на котором была написана пьеса случайно упал за диван. Россини не стал лезть за ним, а тут же написал новую пьесу. 
                Доменико Гаэтано Мария Доницетти (1797-1848) – гений -«кухаркин сын» (мать ткачиха, отец сторож). Его оперы: «Анна Болейн», «Любовный напиток», «Лукреция Борджа», «Мария Стюсрт», «Лючия Ламмермур»  производили фурор у зрителей.
                Винченцо Сальваторе Кармело Франческо Беллини (1801-1835) родился на Сицилии, учился у Цингарелли. Написал 11опер (из них шедевры «Сомнамбула», «Норма», «Пуритане»).
Нелегко было Джузеппе Верди (1813-1901) поначалу соперничать с этими признанными мастерами, однако этот «крестьянский сын» отличавшийся необычайным упорством ,  поцелованный Богом, сумел завоевать расположение зрителей, а покорил публику, заставив на время забыть и Паизиелло (1741- 1816) и Цингарелли, и Доницетти, и Беллини.
Не затмили Верди и пришедши за ним гении ни Джакомо Пуччини(1858-1924), создатель опер-шедевров «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Турандот» , ни Руджеро Леонкавалло (1857-1919) автор бессмертной оперы «Паяцы».
                М.И. Глинка (1804-1857) – основоположник русской классической музыки.  Оперы: «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и Людмила», романсы, симфоническая и камерная музыка. 
                Роберт Шуман (1810- 1856) -  ещё один немецкий композитор –романтик. Популярные произведения: Альбом для юношества, Бабочки, Карнавал, Арабески, Ночные пьесы, Венский карнавал, Концерт для ф-но с оркестром.
                Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887) – учёный – химик и медик. Участник «Могучей кучки». 4 оперы из них шедевр мирового уровня «Князь Игорь», 3 симфонии  («Богатырская» №2 великое произведение), камерно-инструментальная и музыка для ф-но, вокальные ансамбли.
                Александр Константинович Глазунов (1865-1936) – 7 симфоний, 3 балета (наиболее изв. «Раймонда», « Барышня-служанка»), инструментальные и вокальные произведения.
                Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910) – русский композитор, пианист, дири жёр, глава «Могучей кучки». Автор многочисленных произведений для ф-но(фантазии, концерт, сонаты,ноктюрны, скерцо, польки,мазурки, экспромты), вокальных, романсов, песен и т. д.
                Антонин Дворжак (1841-1904) – гордость Чехии. Наиболее известные работы:  Симфония №10, опера «Русалка», Концерт для виолончели,  Реквием, Славянские танцы.
                Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) – ещё один представитель «Могучей кучки» - учёный, генерал-инженер фортификационных сооружений, композитор –автор более 10 опер
                Александр Сергеевич Даргомыжский (1813- 1869)  - оперы
 «Русалка», «Каменного гостя» заканчивал Кюи.
……………………………………………………………