Сверчок. На царских харчах. Гл. 57. Речь Куницына

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 1
                На царских харчах               
                57               
                Речь Куницына

            Всей сходке царя, царской свиты, чиновников, образованцев и лицеистов Куницын в торжественном словесном галопе и с высокопарно поднятой головой продекламировал, что здесь, в Лицее нам будут сообщены сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина.
            «Наука общежития есть первый предмет воспитания. Под сим словом разумеется не искусство блистать наружными качествами, которое нередко бывает благовидною личиною грубого невежества, но истинное образование ума и сердца. Вам раскрыт будет состав гражданского общества; разбирая части сего многосложного здания, вы увидите, что ни подданные без повиновения, ни граждане без точного исполнения должностей своих, ни общество без единодушия членов его благоденствовать не могут. Если граждане вознерадеют о должностях своих и общественные пользы подчинят видам своего корыстолюбия, то общественное благо разрушится и в своем падении ниспровергнет частное благосостояние».

                Коррупция всё разрушает во все времена!
                Надо вооружаться!
                Вы государственные человеки и…воины!

            «Успехи в войне приуготовляются ныне во время мира. Знать государственные пользы, предвидеть препятствия в достижении оных со стороны соседственных народов, исчислять поступки врагов, открывать их намерения, подрывать их тайные пружины, на действие которых они наиболее полагаются, в сем состоит истинная тактика, достойная государственного человека и воина...».

                А главное – добродетель!
                Без добродетели – никуда!
                Вы – члены…государственной машины!
                Машина всегда права!

                «Главным основанием ваших познаний должна быть истинная добродетель... Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оные, ибо закон, нарушаемый блюстителем оного, не имеет святости в глазах народа. Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них правилом. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию. Но если порочные склонности овладели его сердцем, то он ослабит гражданские добродетели и без умысла сделается врагом общества. Ни заслуги его предков, ни отличные дарования, ни глубокие сведения не защитят его перед лицом правосудия. Жалким образом обманется тот из вас, кто, опираясь на знаменитость своих предков, вознерадеет о добродетелях, увенчавших имена их бессмертием».

               Началу нашего воспитания – виват!
               Концу нашего воспитания – виват!
               Респект и уважуха!
               Маэстро, урежьте марш!

          «Любовь к славе и Отечеству должны быть высшими руководителями!» - восклицал Куницын. Александр I был в восторге от этой маленькой дерзости. Он чувствовал себя либералом до мозга костей! Большим либералом, чем его заклятый недруг Наполеон! Царь улыбался! Более того, как потом мы узнали он пожаловал Куницыну крест Св. Владимира 4-ой степени.

         А после всех речей нас вызывали кланяться императору по очереди.
         А я бы поклонился в лоно Лизе, императрице Елизавете. Об это лоно я бы… потерся… лбом.