Марфино, деревни - этимология

Сергей Колибаба
Вечен ; из-под белой арки
Вздох, ожегший как ремнем:
Марфа! Марфа! Марфа! Марфа!
Не пекися о земном!
М. И. Цветаева. Отрывки из Марфы
 [Савойские отрывки, 2] (1936)

   

1) Современная топонимика (историко-географические данные не полные)

Марфино -  26 деревень, сел, поселков в центральных областях России. Марфин Брод, Марина Слобода, Марфинка (5 деревень), Марфинские Выселки, Марфинское (2), Марфици, Марфелево.

* Марфино (Щибрино тож) — село,  Мытыщенский р-он Московской обл., дворянская усадьба, первое упоминание  относится к 1585 г., показано  на Генеральной карте Московской губернии в атласе Пядышева 1821 г., на Карте Шуберта 1832 г.
* Марфино — район в Северо-Восточном  округе Москвы,  упоминается в межевой книге за 1560 год как пустошь, как деревня в грамоте царя Михаила Фёдоровича: 19 сентября 1619 г. даруется во владение кн. Д. М. Пожарского, в 1623 году деревня возвращается обратно во владение Богоявленского монастыря.

* Марфино – село, Володарский р-он Астраханская обл., показано на Карте Стрельбицкого 1871 г.
* Марфино – деревни, Вологодский и Устюженский р-он Вологодской обл., обе показаны на Карте Шуберта 1834 г.
* Марфино – деревня, Вичугский р-он Ивановской обл., показана на Карте Шуберта 1834 г.
* Марфино – деревня, Жуковский р-он Московской обл., показана на Трехверстовке Калужской области. Военно-топографическая карте 1850 г.
* Марфино — деревня в Троицком административном округе Москвы, упоминается в писцовых книгах 1627—1628 гг.
* Марфино — деревня в Старорусском муниципальном районе Новгородской области, упомянута в писцовых книгах Шелонской пятины за 1498 г.
* Марфин Брод – деревня,    Можайский р-он Московской обл., показана на Карта РККА N-36 (Б) • 0.5 - 1 км. Калужская, Смоленская и Московская области 1941 г., на более ранних картах (1850 г.) – Брод.

2) Топонимика XIX века по спискам населенных пунктов Российской Империи
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1

* Марфина/Марфино и производные – более 30 населенных пунктов в центральных губерниях России.

3) Применение имени и топонима в старорусских актах. Национальный корпус русского языка

* Пчела (сборник изречений Св. Писания, перевод XIII в.): «Р(ч)е г(с)ь  марфа; марфа, печалоуешися и молвїши».

* Игумен Никон. Купчая Троицкого м-ря иг. Никона на вторую половину с. Юрьевского (Зубачева) (1400-1410): «А подпись на грамоте: А запечатала Марфа черница (монахиня) крестом своим».

* Новгородская Карамзинская летопись. Вторая выборка (1400-1450): «В монастыри святого Лазоря — святыи Лазорь и обе сестре его, Марфа и Мариа, зазданы въ олтари».

* Досифей, соловецкий игумен, Спиридон, митрополит Киевский. Жития Зосимы и Савватия Соловецких (1500-1503): «Болярыни же, предиреченая Марфа, моляше преподобнаго, паче же и прощениа прошаше, дабы молил Бога о ней и чад;х ея, и давъ манастырю его деревню на рец; Сум;, на пристанищи брега, и ина потребная дав манастырю, елико можаше».

* Устюжский летописный свод (Архангелогородский летописец) (1500-1525): «Княгини же великая Марфа, мати великаго князя Ивана Васильевичя, начат детеи своих мирити».

* Духовная Григория Михайловича Валуева (1543-1544): «А подписал на духовной грамоте Микита Васильев сын Иванова в сестры своей место в Марфино».

* Меновная, по приказу ц. Ивана Васильевича, у иг. Ник.-Угр. монастыря Дионисия на ряд сел. Изложение в составе жалованной подтвердительной грамоты 1621 г. июля 27 (1555-1556): «Выменили оне, блаженные памяти деда нашего по государеву цареву и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии приказу, у Николского игумена Угрешского монастыря у Деонисия з братьею…деревня Марфино».
 
* Сотная с книг письма Василия Ивановича Наумова и Иная Ивановича Ордынцева на вотчины Тр.-Ип. монастыря в Мерском, Сотском и Корзле, Осецком, Андроникове, Сущове, Козурском, Дуплехове и Плоскине стт. и вол. Немда Костромского у (1562): «Того ж Ипатцкого монастыря земли в Козурском стану: (дрв) Марфино на речке на Покше,…».

* Разъезжая грамота игумена митрополичьего Покровского монастыря Касьяна и архимандрита митрополичьего Царевоконстантиновского монастыря Матфея на земли во Владимирском у (1498-1500): «А на розъезде у нас были: …Лука Марфин».

* Отпись дьяка Большого прихода Филиппа Голенищева в получении ямских денег с вотчин Тр.-Ип. монастыря в Костромском у (1603.12.07): «Лета 7112-го, декабря в 7 день, по государеву цареву и велико[го] князя Бориса Федоровича всеа Русии указу, в его государеву казну в Болшой приход дьяк Филип Голянищев взял Живоначалные Троицы Ипатцкого монастыря…з деревни Марфино … ямъских денег тритцать шесть рублев и шеснатцать алтын три денги».

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Казанския Богородицы (1777): «Он приемля Марфино во угощении усердие, Марии сестры ея душевное к слышанию слова его расположение тому предпочитает».

4) Обобщение и вывод

Распространенное до XX века русское имя Марфа известно по документам с XIII века, его носили княгини, знатные женщины и монахини, а также и женщины из простого народа. Топонимика Марфино и производные регистрируется в документах с  XVI века, зафиксирована также и фамилия – Лука Марфин.
 
а) В христианстве святая Марта (в русской традиции Марфа) является одной из жен-мироносиц. Почитается как  покровительница домашнего хозяйства, а также прислуги, официантов, поваров. В религиозной культуре её образ связан с сюжетом, описанным в Евангелии от Луки 10:38-42.

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».

В этом сюжете противопоставляются две личности: Марфа – хозяйственная, деловая женщина и Мария, которая с увлечением слушала проповедь Иисуса. Различные характеры сестёр, практичной Марфы и созерцательной Марии — стали символом разной направленности христиан (внутреннее качество: познание, образ, действие).

Эту библейскую притчу активно использовали в художественном искусстве и в литературных произведениях; см. http://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/jen/

б) Объекты Церкви

Церкви, посвящённые сёстрам, в России носят имя Марфо-Мариинских (Жён-мироносиц святых праведных). В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

* Марфо-Мариинская обитель милосердия — московский  женский монастырь, основан в 1909 г.; имеет Храм святых праведных сестёр Марфы и Марии.
* Церкви и престолы Жен мироносец – 64, ранние с начала XVI века.

в) Иконография, см. Википедия/День жен-мироносец

Семь жен-мироносиц (Неделя Святых Жен Мироносиц). Русская икона 17 - самого начала 19 века. Раннее утро воскресения. Белый Ангел Господень с поднятыми крылами сидит на камне, затворявшем вход в пещеру, возле пустого гроба, где лежит плащаница Христа. Перед ангелом стоят семь женщин-мироносиц с сосудами с миром в руках: первый ряд: Марфа из Вифании (сестра Марии); Дева Мария (Богородица; была там согласно Григорию Нисскому); Мария (сестра Марфы); Саломия; верхний ряд: Мария (другая), Сусанна, Анна.

г) Известные носители имени Марта, Марфа в России

* Екатерина I, Марта Самуиловна Скавронская (1684-1727), российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня.
* Инокиня Марфа (в миру, Ксения Иоанновна Романова, ум. 1631) — мать царя Михаила Федоровича, супруга Фёдора Никитьевича Романова (патриарха Филарета).
* Марфа Алексеевна (1652—1707) — царевна, сестра Петра I.
* Марфа Апраксина (1664—1715) — русская царица, вторая жена царя Фёдора Алексеевича.
* Мария Нагая — седьмая жена Ивана Грозного, в постриге инокиня Марфа.
* Марфа-посадница (жена посадника Исаака Борецкого, ум. 1503) — знатная новгородская боярыня, возглавившая антимосковскую фракцию среди новгородских бояр.

* Святые
Марфа Азийская, мученица, дева, память 6 февраля.
Марфа Антиохийская, Едесская, память 4 июля; ум. 551 г.
Марфа Вифанская, память 12, 20 апреля и 4 июня (сестра Лазаря Четверодневного); I век.
Марфа Каппадокийская, память 1 сентября; ум. 428 г.
Марфа Персидская, мученица, память 9 июня; IV век.
Марфа Персиянка, Римская, мученица, память 6 июля; убита в 269 г.
Марфа Псковская, преподобная, память 8 ноября; ум. 1300 г.

5) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Исследователи выводят имя Марфа из арамейского МАРТА госпожа, хозяйка; далее из (mara) «господин»; в иврите  МАР господин, МАРАТ госпожа.

б) Библейский образ

* Даниил 2:47: «И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка (МАРЕ господин, владыка) царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!».

Источник

* См. Викисловарь: МАРЕ, МАРТА
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 278, МАРЕ.
*См. стронг иврита (арам.) МАРЕ; https://biblehub.com/hebrew/4756.htm


Таким образом, русское имя Марфа (Марта) - заимствование  именной арамейской или еврейской лексики периода зарождения иудеохристианства (I в.н.э.).
 
На русское культурное пространство имя попало  примерно в XIII веке, появляется в переводах византийских произведений (Пчела, IX в.),  получило в XVI веке широкое распространение как женское имя (Марфа = хозяйка).
Церкви и престолы, названные в честь святой Марфы (Жен мироносиц), зафиксированы с начала XV века, в  XVI веке появляются топонимы Марфино и другие от него производные.
Данный историко-лингвистический факт мы можем отнести к культурно-религиозной деятельности Русской Православной Церкви. Единственная  организация в период средних веков, которая имела специально обученный аппарат (священников и монахов), стройную территориально-приходскую систему  и средства, способная тиражировать имя и термин в пространстве и времени.

1.2.2019 г.