Клерк, часть 15

Юэль Алевио
Задиристый солнечный луч скользнул в зазор между шторами и уткнулся Максу точно в глаз. Молодой человек сонно завозился, перевернулся на бок, прячась в тень. Но луч уже сделал свое дело: вывел его из фазы глубоко сна, запустил цепочку бессознательных размышлений. «Сегодня пятница. Последний день рабочей недели…» - по неторопливым водам полудремы поплыла мысль. «Светит солнце… До чего же яркое!..» - потекла вслед за ней вторая. «Солнце? Откуда солнце? В наших окнах оно бывает не раньше девяти утра...» - столкнулась с ними третья. И Макс рывком сел в постели. «Проспал!» - забилась в мозгу паническая мысль.
Сердце колотилось в груди, как бешеное. Дыхание сделалось прерывистым и частым. Но тут рука жены успокаивающе коснулась его локтя, и он услышал: «Любимый, ты уволился. Спи спокойно!»
Но Максу уже не спалось. Поворочавшись некоторое время в постели, он встал. Подоткнул одеяло Мишке, который вечно раскрывался во сне, и побрел на кухню.
- Я еще минуточек десять полежу и сделаю тебе завтрак, - догнало его вялое бормотание Маши.
- Не выдумывай. Я сам всё приготовлю, - откликнулся Макс, шлепая босыми ступнями по паркету.
Он размышлял, чем бы вкусненьким порадовать жену и ребятишек. Раз уж он уволился, не грех выкроить часок, чтобы что-нибудь испечь. Подумать только: раньше этот час тратился дорогу до работы! Теперь же вместо бесполезной тряски в транспорте можно баловать семью своей стряпней: кулинария для него была второй страстью после программирования. Впрочем, по выходным он и так их баловал. Может, сейчас получится делать это чуточку чаще? Лишь чуточку, потому что Макс не питал несбыточных надежд: с увольнением из офиса он не обретет безграничную свободу, и времени на отдых у него вряд ли прибавится. Собственный бизнес потребует куда больше труда, чем комфортная и привычная офисная работа. Так что Макс не обманывал себя. Это было бы по меньшей мере непростительно.
«Теперь я официально безработный», - думал он, тихо улыбаясь в бороду.
Среднестатистического клерка подобное открытие ужаснуло бы, но не Максима Нагорного, давно мечтавшего уволиться из офиса и открыть собственный бизнес. Макс знал: мечты сами по себе не исполняются. Поэтому он медленно и бережно вел к осуществлению свою. Придумал новый программный продукт, который, как он ожидал, будет пользоваться спросом на рынке, скопил для стартапа приличную сумму, нашел партнера… И вот сделан ключевой на данном этапе шаг: увольнение.
Работа была оставлена решительно и без колебаний. Не то что бы она была так уж плоха, но минусов Макс видел в ней больше, чем плюсов. И хотя место в офисе обеспечивало стабильность и определенный уровень дохода, ему надоело тратить жизненное время впустую. Изо дня в день он выполнял однообразные функции, и ради чего? Конечная цель в виде прибыли собственников компании не казалась Максу стоящей. Он был лишь винтиком в огромном механизме, таким, который сам по себе ничего не значит. А Максу хотелось большего. Ему хотелось делать что-то действительно важное, чтобы знать, для чего и ради чего он старается.
Макс пытался исправить текущее положение дел. Сначала обращался к руководству с предложениями по улучшению деятельности компании, но начальство было глухо к его инициативам. Потом, когда представилась возможность, он включился в борьбу за повышение: это позволило бы непосредственно влиять на происходящее. Однако Макс вновь остался не у дел. Вместо него на должность директора по информационным технологиям назначили Павла Острякова, и, по всей видимости, не за высокий уровень квалификации и выдающиеся способности, которыми Паша не обладал, а за подвешенный язык, представительный вид и два диплома о высшем образовании. Эти показатели впечатлили комиссию больше, чем суховатые объяснения Макса, придумавшего, как увеличить обороты компании в полтора раза.
Тем вечером, когда надежда на повышение рухнула, Макс рассказал обо всем жене. Он запомнил тот разговор. Запомнил и то, что сказала ему Маша.
«Не жалей об этой должности, она не для тебя, - начала она, и Макс, не зная, куда она клонит, напрягся. – Тебе нет смысла быть директором по информационным технологиям в какой-то второсортной компании, которая развиваться, как я вижу, не планирует. Максимка, ты способен на большее. При твоем уме ты можешь стать руководителем целой корпорации!»
И после этих Машиных слов Макс действительно поверил, что может. А уж целеустремленности и смелости ему было не занимать.

***
- Вот, теть Лид, возьмите, - мать Влада протянула старенькой соседке коробок спичек. – Может, на чай к нам зайдете?
- Спасибо, Танечка, с радостью!
- Снова мужичка нет, Тань? Последний месяц, смотрю, сама из магазина продукты таскаешь. Хоть бы уже выбрала кого, да замуж вышла… Ухажеров-то вон сколько было, - сказала соседка и уселась за стол рядом с Владом, хлебавшим из тарелки суп. – Здравствуй, Владик!
- Здрасьте, - буркнул тот. Он заметил, что мать тактично проигнорировала вопрос старушки. Засуетилась, стала наливать чай.
– Ишь ты, Владик-то какой большой уже вырос, - продолжала, тем временем, соседка. – Вот он пусть тебе и помогает. Не все же самой, Тань!
- Теть Лид, да ребенок он еще! Пускай детство у него будет, а наработаться всегда успеет!
- Так посмотри ж, какой взрослый лоб! Сколько тебе годков нынче, Владик?
- Двенадцать мне, - пробормотал Влад себе под нос, но старушка услышала.
- Тань, ему двенадцать, слышала?
- Слышала, теть Лид, слышала, - улыбнулась та. – Владик, ты поел? Иди погуляй во дворе с ребятами, а я пока в комнате твоей приберусь.
Мальчик поднялся из-за стола, и пошел в коридор одеваться.
- Тань, а почему он не помыл за собой тарелку? Почему даже в мойку ее не убрал? - в голосе соседки слышались осуждающие нотки. – Да где ж такое видано? И в штанах этих голубых все щеголяет…
Влад, слышавший все, замер в коридоре. Шнурки, которые он завязывал, безвольно обвисли в его пальцах.
- Лидия Васильевна, ну что же вы, право! Он же будущий мужчина, зачем ему посуду мыть? Это дело женское, а Владик пусть лучше учится. Может, академиком известным станет, а лучше партийным деятелем.
Соседка молча пила чай, однако всем своим нахохлившимся видом она выражала несогласие с такой позицией.
- А штаны эти джинсами, между прочим, называются, - преодолевая неловкость паузы, произнесла мама Влада. - Сейчас это очень модно. Я хочу, чтобы мой сын хорошо выглядел, поэтому купила ему настоящие, американские. Разве наши дети не достойны самого лучшего, теть Лид?
- Американские, - проворчала старушка. – Разбалуешь так сынка-то своего!
- Не говорите ерунды, - отмахнулась мама Влада. – Может, еще чаю? У меня шоколадка тут припрятана. Хотите?
Вернувшись со двора, Влад сказал матери: «Зачем ты ее позвала? Ненавижу эту старую каргу. Вечно что-то выспрашивает, вынюхивает и гадости обо всех говорит».
«Владик, ну ты же сам прекрасно знаешь, - мать поцеловала сына и тут же, спохватившись, оттерла с его щеки помаду. - У нее дочь - главврач поликлиники, так почему бы нам не быть с ней любезными? Разве тебе плохо получать освобождения от физкультуры, родной?»
Влад скорчил недовольную гримасу, но возражать матери не стал.

***
Влад сидел за столом и беспокойно теребил край скатерти. Глаза его были опущены, губы сжаты.
Заметив, что он нервничает, Даша ободряюще коснулась его плеча. Влад дернулся, взглянул на нее хмуро. Он словно бы спрашивал: «Зачем ты притащила меня сюда? Ну зачем? Как я скажу Максу то, что должен сказать?»
В гостиную заглянула Маша:
- Еще пять минуточек, хорошо? Жаркое почти готово, сейчас буду вынимать из духовки, а Максим с Мишкой над тортом колдуют, добавляют последние штрихи!
- Да, конечно, - улыбнулась Даша. - Может, вам чем-то помочь?
- Нет-нет, не стоит. Вы пока закуски берите, и вообще чувствуйте себя как дома!
«Макс колдует над тортом, - мысленно передразнил Влад. – Как будто он какая-то баба! Эта Маша жестко взяла его в оборот, раз он тортами у нее занимается».
Он обвел взглядом накрытый стол, представил, что все эти салаты и закуски мог приготовить под указку жены Макс, и презрительно скривился. Потом опомнился, стыдливо опустил голову.
«Ну вот, я опять думаю о людях плохо. А ведь это я, а не он, совершил предательство».
Вскоре на пороге показался Макс. Он торжественно нес перед собой казан, полный жаркого. Розовые в цветочек рукавицы, защищавшие его руки от горячих стенок казана, вновь заставили Влада подумать: «На бабу похож». Впрочем, в следующее мгновение Влад уже забыл обо всем на свете, потому что изумительный аромат жаркого достиг его ноздрей.
«Я не должен ничего есть, это будет неправильно. Я просто поговорю с Максом, и уйду», - настраивал себя Влад, мучаясь от желания попробовать жаркое.
Следом за Максом в гостиную вошла Маша с тортом. Рядом с ней, восторженно глядя то на торт, то на гостей, вился шестилетний Мишка.
- Это Максим сам приготовил! – с гордостью объявила Маша, ставя тарелку с десертом на середину стола.
- Мой папа печет лучшие торты в мире, - подтвердил Мишка и, ничуть не стесняясь нового для него человека, подошел к Владу. Заглянул ему в глаза и громко спросил:
- Дядя, вы ведь с папой дружите, да?
- Сынок, говори тише, а то сестренку разбудишь, - попросила Маша.
- Хорошо, мам!  - Мишка перешел на заговорщический шепот. - Дядя, так вы дружите с папой, да? У меня вот тоже есть друг в садике. Его зовут Никита. Я его в гости домой приглашаю, а он - меня, и мы играем вместе…
Влад, покраснев, промямлил что-то нечленораздельное.
- И во что же вы с Никитой играете? – быстро спросила Даша, переключая внимание мальчика с опасной темы.
- Раньше мы Лего собирали, а теперь играем в Монополию. Мне ее папа подарил на день рождения... – затараторил тот.
- Ну что ж, садимся за стол, - смеясь, сказала Маша. – Сначала поедим, а уж потом разговоры. А то, боюсь, вкуснятина остынет.
Она разложила по тарелкам жаркое и все с аппетитом стали есть. Все кроме Влада.
- Влад, а вы почему не кушаете? – ласково спросила Маша. – Давайте-ка, попробуйте! Уверена, мое фирменное блюдо не оставит вас равнодушным!
Влад страдальчески вздохнул, и взял в руки вилку: он понял, что сопротивляться бесполезно.
***
Неловкая пауза повисла за чаем, когда Маша, разрезая торт, сказала:
«Алкоголя у нас в доме нет, поэтому отмечать начало бизнеса будем вот этим шикарным тортом! И это даже лучше, символичнее что ли! Ведь торт Максим с нуля создал своими руками… Этакая аналогия со своим делом прослеживается, не находите?»
Макс радостно заулыбался, а Влад, наоборот, помрачнел.
- Влад, у вас все в порядке? – обеспокоилась Маша, заметив неладное.
Молодой человек смотрел в одну точку и молчал. Вид у него был потерянный. Хозяева недоумевающе переглядывались между собой, переводили вопросительные взгляды на Дашу. Неловкая пауза затягивалась.
Даша незаметно толкнула под столом ногу Влада. Тогда он, все так же ни на кого не глядя, сказал:
- Не будет у нас никакого бизнеса. Макс, давай выйдем и поговорим.
- Что ж, пойдем, - произнес Максим спокойно.
Однако по неуловимому движению его руки, потянувшейся к бороде, Маша догадалась, что муж не на шутку встревожен.
- Макс, я должен был раньше тебе обо всем рассказать, - быстро заговорил Влад, когда они наедине остались на кухне. – Я так и не уволился. Решил остаться в офисе, потому что…
Он на секунду задумался.
- Просто потому, что так решил. Я сожалею, что подвел тебя. Ты вправе считать меня предателем. Можешь даже ударить меня, это будет справедливо…
- Значит, свою часть капитала ты тоже забираешь… - отрешенно отозвался Макс. – Что ж, ладно. Нужно будет решить вопрос с твоим выходом из состава учредителей фирмы, с учетом того, что документы на государственную регистрацию уже поданы.
- Да, я все сделаю, подпишу необходимые бумаги. Схожу с тобой в налоговую, если нужно, - поспешил заверить его Влад.
Но Макс, казалось, уже его не слушал. К глубокому удивлению Влада он… принялся мыть посуду.
Возвращаясь в тот вечер домой, Влад размышлял: «Не так уж и плохо все прошло. Напрасно я боялся ему сказать! Все-таки странный этот Макс. Будто и не мужик вовсе: на мое признание о предательстве отреагировал равнодушно (другой бы сразу дал в морду!), да еще и посуду моет, торты печет…»
Влад вспомнил своего друга Руслана, к которому он часто наведывался в гости. Тот никогда не позволял себе подобного. В его семье всю работу по дому делали жена и дочь: и на стол накрывали, и убирались, не говоря уже о том, что на гостя они и вовсе боялись глаза поднять.
«Все-таки Руслан в этом отношении молодец! – мысленно одобрил Влад. - Держит свою жёнку в узде, не то что некоторые подкаблучники…»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!