Без мамы... Глава четвёртая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-3 http://www.proza.ru/2019/01/31/571

Август  1936  года. Мои  подруги  Мария  Баландина  и  Анисья  Зыкова  собрались  во  Мстёру  на  заработки. С  нами  были  и  другие  девчонки  из  деревни,  но  они  были  намного  старше. Мы  долго  выправляли  документы,  так  как  уйти  из  колхоза  было  непросто.  Наконец, все  справки  получены, завтра  поутру  мы  отправимся  до  Южи  пешком.

Вечером  я  сказала  папаше,  попросила  у  него  хоть  сколько-нибудь  денег.  Он  ничего  не  ответил.  Утром  я  проснулась,  ярко  светило  солнышко,  природа  поразила  меня:  кругом  было  много  цветов,  в  саду  поспели  яблоки  и  по  улице  распространился  их  аромат.  Мне  было  очень  грустно,  я   понимала,  что  из  родного  дома  я  ухожу  навсегда. 

Отца дома не  было. Я  спросила у  мачехи:«Где  папаша? Оставил  ли  он  мне  денег?»  Она  сухо  ответила: «Я  не  знаю  где,  денег  он  не  оставил.»  Я  поняла, что  мне  надо  искать  его,  но будут  ли  ждать  меня  подружки? 

В  первую  очередь  я  побежала  к  ним,  они  согласились  подождать,  а  я  побежала  в  поле.  Сколько  времени  я  его  искала,  я   даже  не  знаю.  Мне  казалось  очень  долго,  может  потому,  что  я  боялась,  что  подружки  уйдут  без  меня. 

Я  подбегала  к  каждой  берёзке  и  плакала,  я  молила  Бога  не  бросать  меня  в  трудный  час,  я  обращалась  к  своей  родной  мамочке: «Мама, зачем  ты  так  рано  ушла?  Зачем  ты  оставила  меня  на  такие  мученья?  Ну,  что  же  мне  делать, ведь  я  никому  не  нужна?» И  тут  неожиданно  мне  пришла  страшная  мысль  покончить  с  собой.  Мне было  уже  всё  равно. 

Вдруг  откликнулся  отец.  Я  подбежала  к нему  вся  в  слезах,  с  распухшими  глазами.  Он  снял  с  пояса  ключ  и  сказал: «Пусть  мать  даст  тебе  три  рубля».  С  этим  я  и  пошла.  Отдала  матери  ключ  и  сказала  всё  так,  как  велел  отец,  врать  я  не  умела,  хотя  так  надеялась,  что  мать  добавит  мне  ещё  рубля  два,  мысленно  молила  об  этом  Бога, но  милости  для  меня  не  было.

Мать  дала  мне  три  рубля (замечу,  что  килограмм  ржаного  хлеба  стоил  85  копеек)   и  ржаной  пирог  со  свёклой.  Больше  собирать  мне  было  нечего.  Белую  кофточку  и  коричневый  сарафан  я  одела  на  себя,  а  кожаные  тапки  на  резиновой  подошве   надевать  в  дорогу  не  стала,  пожалела,  завернула  в  холстину,  положила в  узел.

Так  мы  отправились в  дальнюю  дорогу,  нам  предстояло  пройти  километров  70  пешком.  Дорога  была  грязная,  по  обеим  сторонам  стоял  лес.  Ещё  в  деревне  я  слышала,  что  в  этом  лесу  часто  совершаются  убийства,  но  сейчас  я  думала  о  другом.  На  сердце  было  очень  тяжело,  солнечный  день  меня  не  радовал.

Я  думала, почему  же  папаша не  простился  со  мной,  ничего  не  пожелал,  провожая  в  дальнюю  дорогу?  Если  родной  отец  отнёсся  так  бессердечно,  то  кто  же  мне  поможет? Мной  овладел  страх.  К  тому  же  я  очень  устала,  ведь  в  поисках  отца  я  пробежала  около  четырёх  километров, да  к  тому  же  сильно  перенервничала.
 
До  Южи  мы  шли  очень  долго, всё  время  спрашивали,  как  нам  идти  дальше.  Нам  подсказали,  что  надо  дойти  до  пристани  8 Февраля,  сесть  на  пароход,  так  можно  доехать  до  Мстёры. До  пристани  надо  было  пройти  ещё  12  километров.  Мы  очень  устали, но  добрые  люди  подсказали,  что  эти  12  километров  можно  проехать  по  железной  дороге,  по  ней  возят  лес  к  этой  пристани.  Всё  так  и  вышло. 

Мы  сели  на  заднюю  платформу  и  с горем  пополам  доехали  до  пристани.  Спустились  к  Клязьме,  там  стояли  суда  и  баржи.  Мы  спросили  грузчиков, куда  нам  сесть,  чтобы  доехать  до  Мстёры.  Они  указали  на  баржу,  а  потом  облили  нас  водой,  да  ещё  и посмеялись над  нами. Грузчики  удивились  тому, что  мы  никогда  не  видели  пароходов. 

Мы  очень  расстроенные  пошли  берегом  реки  к  селу  Рыло,  чтобы  Клязьму  переплыть  на  лодке - так  посоветовала  нам  встречная  женщина. День  был  очень  жаркий,  идти  было  тяжело.  Да  на  ногах  уже  были  кровяные  мозоли.  Я  привязала  к  ногам  мягкой  травы,  запеленала  их  и  пошла,  подруги  обулись,  а  мне  было  жаль  моих  тапочек.  Я  купила  их  в  Ландехе  на  деньги,  которые  выручила  за  свою  строчку.  Стоили  они  7  рублей. 

Узкая  тропинка  вела  нас  то  вверх,  то  вниз.  Наконец,  мы  дошли до  перевозчика.  Это  был  старый  седой  дедушка,  он  плёл  крылёны,  неподалёку  была  его лодка. Вечерело,  на  траву  садилась  холодная  роса.  Дед  согласился  перевезти  нас,  но  мне  было  страшно. 

Я никогда  не  плавала  на  лодке,  поэтому  спросила:  «Дедушка,  а  ты  нас  не  утопишь?»  Он  ответил: «Ах,  косая  команда,  никого  ещё  не  утопил  и  вас  не  утоплю».  Мы  обнялись  и  от  страха  закрыли  глаза.  Дед  над  нами  смеялся: «Откуда  вы  такие,  что  и  воды  не  видели  и  лодку  не  знаете?!»

Когда  мы  приплыли,  солнце  совсем  уже  село,  а  до  Мстёры  было  ещё  километра  четыре,   хотя  с  крутого  берега  реки  всё  село  было  как  на  ладони.  Мы  пустились  бежать  бегом,  кругом  расстилались  такие  красивые  луга,  зелёные   и  мягкие,  как  бархат,  пахло  медовыми  травами  и  цветами,  в  траве  стрекотали  кузнечики.  Однако  всех  одолевали  мысли  о  том,  что  мы  будем  есть,  где  брать деньги  до  первой  получки. 

Незаметно  вошли  в село,  стало  уже  совсем  темно,  в  окнах  горел  свет, мы быстро  нашли  Марию  Дмитриевну  Ледневу.  Она  нас  встретила  хорошо,  и  вся  её  семья  удивилась  тому,  сколько  нам  пришлось  пройти  и  преодолеть  разных  трудностей. Она  накормила  нас,  напоила  чаем,  отчего  я  сразу  разомлела  и  быстро  заснула.  Так  была  рада  месту.

*Клава Баландина, 1936 год. В возрасте 14 лет она ушла из родного дома...
Фото из личного архива автора.

Продолжение следует  http://www.proza.ru/2019/02/02/558