Бирск

Владимир Токунов
 
     Город лежит на правом берегу реки Белой. Это был районный центр Башкирии и представлял собой, в основном, ряд деревянных домишек с садами и огородами, с коровами, которых гнал пастух на выпас. Куры и гуси местами ходили по улицам, а свиньи, как по Гоголю, нежились в больших лужах.

       В центре стояли и большие каменные купеческие дома. Так как город стоял на реке, то торговля в старые времена, наверно, процветала. Был здесь и кинотеатр, и библиотека, и милиция, и больница и даже ресторан. В общем, все городские условия были в наличии.
 
     В Бирске моя жизнь в корне отличалась от той, когда я работал на буровой. Можно было ходить в кино, посещать вечера молодежи. У нас организовался  коллектив холостяков,  4-5 человек – все вместе работали. Вот несколько штрихов моей жизни, которые остались в моей памяти.

     На противоположном  берегу реки Белой было большое озеро Шамсутдин  несколько километров длиной, видимо старица реки Белой. Как то в воскресный день я взял на озере на прокат лодку и поплыл, любуясь красивыми берегами.

       В одном месте находилась вышка для прыжков в воду. Я спрыгнул с лодки, доплыл до вышки и забрался на самый верх, наверное, метров 5 было. Глянул вниз, и мне стало страшно, вода казалась далеко внизу. Во мне началась борьба между осторожностью и стыдом: как же я на виду людей спущусь, не прыгнув, смеяться будут.  Продолжаю стоять, а мою лодку несет ветром по озеру все дальше и дальше. Еще немного помедлю и лодку вплавь не догоню. И это обстоятельство помогло мне перебороть страх. И я прыгнул. Все обошлось, и до лодки я доплыл.

     А вот еще запомнился случай. С друзьями мы часто вечером после работы ходили в ресторан ужинать. Были мы холостяками, готовить не умели, да и негде было, жили  на квартирах, вот и надо было где - то поесть горячего. Ресторан стоял на берегу Белой, был деревянный и 2-х этажный.  Готовили там хорошо, да и пиво было часто свежее разливное.

        Свой статус  ресторана это заведение утверждало «оркестром» в лице баяниста. Играл он неплохо. Вот однажды приходим, а рядом с баянистом сидит небритый мужик с барабаном. Это уже полный оркестр! Баянист начал играть и время от времени тихо командовал барабанщику: «Бей!» И тот исправно стукал в барабан. Нам команду баяниста было слышно, столик был рядом.  Два человека  это уже оркестр и наверно ставки были выше.   А барабанщику, если его так можно было назвать, по-видимому, «медведь на ухо наступил!»      

          В провинциальных городках тоже культурная жизнь имеется!