О корифеях, водке и поэзии

Николай Островский 2
Был у нас очень известный в уфимских кругах, известный как корифей поэзии, глава одного из литсалонов, "Тысячелистника" при БГПУ,  Дмитрий Масленников.  Он уже опочил. Но мы критики, мы не нападаем на человека, но мы просто обязаны критически отнестись к поэзии поэта, не важно, авторитета или нет, живого или опочившего, сочинителя современного или старых времён. Признаться, я не читал Масленникова слишком много, отношения у меня с ним были самые формальные, а когда он проявил симпатии к футуризму, я обнаглел до того, что не согласился с его позицией, - молча, в закутке, портить вконец отношения с корифеем мне не хотелось. Но вот сейчас бес заставляет меня обратить внимание на одну из тем творчества корифея, горячо, наверное, им любимую. Это тема алкоголя. Чтобы не отрываться от современности, надо хвалить алкоголь в стихах и искренне писать о том как ты пил, но не пьянел, печалиться об этом и гордится этим. Вот у меня книжка нашего корифея поэзии "Пятое время года" (Уфа: Вагант, 2009 г.) Вот цитаты из его стихов.
"День начинается с вина - / Не так уж плохо... (С. 6.)
"Вагон обрыган...Я тверёз, / Хоть литр употреблён на пару... (С.9.)
"Я так устал,что водка не брала... (С. 12.)
Иногда автор сомневается:
Разве можно написать что-нибудь путное / Когда всё время навеселе? (С. 17.)
В стихах "Мой город" речитатив: "Пахнет бензином и пивом". (С. 9.) (надеюсь, автор не намекнул,что пьёт ещё и бензин?!)
Три литра пива, литр водки" (С. 23. "С утра луна...")
В стихах "Так вышло" автор кается: "Ни денег, ни водки..." (С. 24.) В стихах "Был вечер"... автор сообщает нам о распитии двух бутылок водки и что после этого, естественно, "полночь выпита залпом". (С. 30.) В стихах "Когда на земле..." автор гордо предсказывает: "Я умру с перепоя в психиатрической больнице..." (С. 43.) Вот ещё один шедевр (стихи "И мне опять...": "Стих, порождённый алкоголем / В моих прокуренных глазах..." (С. 46.) Автор "наш", "свой в доску", поэтому он сообщает любимому читателю: "Вероятно, я пьян, / Перебрал анаши... (Стихи "Я сплю и не сплю". С. 48.) Поэзия как раз и нужна для того, чтобы известить читателей, что ты начал пить с утра. ("После первых зимних снегопадов"... С. 64.)
"Я шевелил остатками алкоголя / На донце перебродивших мозгов... ("Ты говорила..." С. 68.) В стихах "Пью пиво"... автор указывает, что "водки литр" стимул, чтобы не кончать жизнь самоубийством  (С. 72.) (Суицид не доведённый до конца или смерть - вторая излюбленная тема корифея.)
Какой же образ поэта и человека создаётся автором? Здесь уже нельзя обойтись без не совсем печатных выражений:
 Автор пишет о "реальности дерма" (Стихи "Снова утро..." С. 14.) В стихах "Твой поцелуй..." поэт обращается к даме, чтобы она нежно дала ему право "Быть втоптанным в любви твоей говно". (С. 61.)
И что-то вроде эпилога:
"Я утонул в дерьме / Собственных стихотворений... (С. 78.)
Разумеется, Масленников не только это. Есть у него и замечательные стихи, выражения и строки.
Например:
Мой каждый день закован в латы, / За часом час, за стихом стих, /Святой грааль, как символ правды, / Ищу,забрало опустив". ("Мой каждый день..." С.5.)
"И пеплом звёзды пали... ("Вагон обрыган". С. 9.)
"Зарево вечности на губах..." ("Женщина"... С. 10.)
"Я твои губы укутывал в одеяло из слов..." ("Если не вином..." С. 15.)
"Я споткнулся губами о губы твои / Это был приступ вселенской любви..."("Разве можно написать?.." С. 17.)
И т.д.
"Что же , - скажут мне. - Корифеи тоже люди, со своими слабостями и недостатками. То, что они отрицают аморальность жизни, даже посредством алкогольного забытья, это скорее плюс, а не минус их сознания, а значит и творчества. Масленников неоднозначный поэт и его авторитет зиждется, наверное, как раз на удачном в его поэзии, нехорошо выбирать самое плохое и издеваться над этим... Если и алкоголь, то ведь с отчаяния... Неудовлетворённость жизнью, современностью - признак больших поэтов!"
Всё так, но речь даже не о Масленникове, а, во первых,о лидере нашего литературного сообщества поэтов, которым нравится именно плохое, а не хорошее в сочинениях этого лидера. Во-вторых, речь идёт об образе поэта в современном обществе, о том, каким он должен быть, вообще что есть "человек" для данного поэта? И вот оказывается, что если брать самый центр картины мира поэта Масленникова, то можно сказать, что до настоящего осознания трагичности нашей эпохи и поэта в ней наш корифей так и не дошёл, что не простительно именно для лидера. В его стихах человек - ничтожество, а выпивка ценность жизни. Тогда всё хорошее в его поэзии лишь "приступ света", нечаянный взлёт ввысь, озарение, что поэт не имеет права становиться алкоголиком и восхвалять водку в стихах. Поэт должен отобразить противостояние аморальности эпохи и духовной личности, для которой её творчество всегда будет чем-то высшим. Не окунуться в обыденность, а подняться над ней! Увидеть не просто "дерьмо", но вечную трагику человеческого жития и бытия в мире. Даже о суициде можно писать по разному, представляя его как действие труса, убегающего от жизни, или как гибель Сократа по приговору тогдашних обывателей. Трагика жизни автором возводится к личной катастрофе: "нет денег на выпивку!" Автор не зовёт к противостоянию Поэта и Толпы, он как бы сам с толпой, разделяет её ценности и неурядицы бытовой жизни. Уже на представление о поэте, как о Нравственной Личности, Духе нападают как на старомодное. Само "добро" становится всего лишь обманом, его выкидывают, а заменить чем не знают. Более того, поэзия "новых поэтов" чаще всего догматична, диалектика реальности им чужда, они различают лишь чёрную краску, или белую, но не в силах постичь сложнейшие отношения "добра" и "зла" в мире, (правильнее сказать - Созидания и Разрушения -их слияние во многих случаях, неоднозначность бытия и жития. Трагедию нельзя понимать однозначно, звёзды горят в ночи, но в ночи горят!
Приведу свои стихи о трагике жизни, чтобы была более понятна моя позиция.

Миги проносятся, годы,
Выше препятствий гора,
Нам не хватает свободы,
Нам не хватает тепла!
Облаком время струится,
Сил истощился запас.
К людям ещё не явился
Скорбный,но добренький Спас.
Давит пусть серая данность,
Старше на год стали пусть, -
Ценится малая радость,
Ценится светлая грусть.

Никто не скажет, что эти стихи оптимистичны. И тем не менее здесь обозначена шкала ценностей поэта, то, против чего он протестует, показывает на то, что он защищает как должное в человеке, поэте, личности. Кроме тьмы прозревается и свет. Попробуйте втиснуть в эти стихи "радость алкогольного опьянения" - и это разрушит весь пафос трагического, которое всегда смешано с высоким, пусть это высокое и погибает в тумане быта.

И вот, о лидерстве. Насколько я общался с поэтами в г. Уфе, могу сказать следующее: почти все поэты-мужчины разделяют отношение Масленникова к миру и его благоговение перед выпивкой. Поэты скорее будут пьянствовать, чем обсуждать проблемы поэзии в современном обществе. Они не любят говорить о нравственности и оторванность поэтов от жизни на уровне духа их вполне удовлетворяет. Конечно, это моё чисто субъективное мнение. С моей точки зрения настоящего уважения к поэзии и её действительное развитие в г. Уфе нет как нет. Союз Писателей в Уфе - это гроб со цветами; цветы ещё лежат, но уже на гробу. Чтобы популяризировать поэзию в обществе, заводить контакты с читателями, утверждать по городу новые лит-салоны - об этом нет речи. Два-три салона, которые ещё действуют - это поэзия в закутке, для "своих-немногих" . Публикация книг же такой бизнес, что участвовать в этом могут лишь очень богатые люди. Мои три
 тысячи стихов только поэтому обратятся в прах с моей смертью, да и сейчас они почти что и прах, никому не нужны и не имеют никакого социального значения. Не удовлетворяют поэтов и публикации в интернете, так как равнодушие читателей ко всякой поэзии, кроме той, которую пишут лично они, общеизвестно. Даже публикация книги с высококачественными стихами ничего не даст: её просто не будут покупать. А реклама стоит огромных денег. Думаю, что так обстоит дело не только в Уфе, но и по всей России: преступление власти заключается в том, что она фактически выкинула поэзию из жизни общества, не создав для её развития никаких условий. Где меценаты,спонсоры, где благотворительность в отношении книг и их авторов? Их нет. Есть бизнесмены-хищники, которые лишь наживаются на литературе и дают возможность печатать книги разным богатеньким графоманам.Таким образом, можно говорить о крахе поэзии в обществе, что всё уважение к ней лишь тусклый остаток бывшего сияния. Есть таланты, но в таких условиях они ничего не значат. Газеты наши - макулатура, журналы печатают лишь "своих" - вот почему тема алкоголя нынче столь популярна в среде поэтов, даже корифеев. Но значит ли это, что нравственность уже ничто, что дух в поэзии, в культуре, в обществе должен зачахнуть окончательно, что все былые ценности совершенно обанкротились и что нужно только пить и шататься по бабам, а когда уж совсем "грустно", кончать жизнь самоубийством? Именно тогда, когда владычествует ночь любая искра света на благо нам, её нужно раздувать, а не гасить.