Правила перевозки велосипедов ж. д. транспортом

Олег Кмета
Правила перевозки велосипедов железнодорожным транспортом к начальному пункту велопохода.


Мы уютно расположились на нашей велобазе, расположенной в дачном массиве недалеко от села Русская Лозовая, стоящего на Белгородской трассе в 15 километрах от Харькова и внимательно слушали нашего командира группы опытного велотуриста Владимира, который делился с нами тайнами «Правил перевозки велосипедов железнодорожным транспортом к начальному пункту велопохода».

Суровая транспортная проза начинается с покупки билетов, например, забронированных заранее по Интернету или телефону. (Кстати, если у члена группы уже заранее есть на руках проездной документ, то сие означает серьезность его намерений поехать с вами в поход). И не заканчивается эта проза до самого начала активной части маршрута.

ВОКЗАЛЫ, ПЕРРОНЫ, ВАГОНЫ, САЛОНЫ…

К железнодорожному, морскому, речному вокзалу или в аэропорт обычно едут верхом на велосипеде, а там в укромном уголке (или прямо на перроне у поезда) не спеша упаковывают велосипед в чехол. И ваше личное барахло, и групповое, что вам поручено везти на маршруте, а также харчи для поддержки ваших молодецких сил в поезде должны влезать в ваш один (один!) велорюкзак.

Вне рюкзака все пакетики-сумочки-рюкзачки-кулечки зачастую рвутся, теряются, забываются, «заимствуются» вокзальным людом вполне определенной внешности и вызывают запоздалые раскаяния «велокурортников». Поэтому в любом велопоходе у вас должно быть всего лишь два (два!) места багажа. Не более.

Тогда можно сразу входить в вагон с велорюкзаком на спине и зачехленным велосипедом в руках. Если поезд стоит достаточное время, то один человек остается на перроне с вещами, а остальные заносят в вагон каждый велосипед вдвоем. И вдвоем же кладут их одновременно на две багажные полки (поперек купе): задней вилкой (не задним переключателем, а именно задней вилкой, т.е. задним переключателем вверх) – на правую полку, а передней вилкой – на левую полку.

Так под потолком пассажирского отсека (коробки) плацкартного вагона могут устойчиво разместиться 3–4 «коня» в чехлах. При этом сначала кладут два велосипеда (с отвинченными левыми педалями) один на другой ближе к окну, затем еще два – ближе к проходу.

Правда, на багажных полках в усовершенствованных плацкартных вагонах из-за дополнительных стенок вверху каждого пассажирского отсека свободно умещается только два велосипеда в чехлах. В случае, если в одном отсеке едут четверо туристов, то остальные велосипеды, по договоренности с пассажирами, размещаются на багажных полках соседних купе.

Как вариант, можно прибегнуть к помощи друга или близкого человека, дабы он помог доставить все походные вещи от вашего жилища до вагонной полки. Этот же человек может оказаться нужным еще и для того, чтобы забрать у вас (или у кого-то из ваших собратьев по предстоящему путешествию) и отвезти домой обнаруженный вдруг лишний спальник или иную габаритную либо тяжелую вещь.

(Такие казусы иногда случаются с раздолбаями, которые укладывают рюкзак в самый последний перед выездом вечер). Но не только «благодаря» безответственным членам группы могут возникнуть недоразумения.

«Или платите за багаж или в вагон – только через мой труп!» – так возражает труженица стальных магистралей, увидев, что велотуристы собираются заходить в ее вагон не только с велорюкзаками, но еще и с велосипедами, пусть даже они и в сложенном виде, и в аккуратных чехлах.

Вы не выходите на тропу войны, а, используя весь свой шарм, красноречие и отпуская проводнице комплименты, вежливо напоминаете хозяйке вагона, что в соответствии с Правилами пассажирских перевозок, каждый пассажир имеет право бесплатно провезти с собой в вагоне 36 кг ручной клади. А ваш рюкзак с велосипедом в сумме весят значительно меньше! Велосипеды в чехлах разрешается перевозить в вагоне в качестве ручной клади. Это можно прочитать в Правилах пассажирских перевозок «Укрзалізниці» (Киев. 2007 г.) на стр. 62, раздел 15, пункт 15.5.

Не следует строго судить честную труженицу стальных магистралей, которая наметанным глазом узрела сужающийся в далекой перспективе ряд рюкзаков и непонятных мешков различной габаритности. Да еще и с выпирающими из них рулями, седлами и колесами. Наверное, на ее месте ваша реакция тоже была бы в очень узких пределах: от резкого и активного негодования до очень бурного и еще более активного протеста.

Расплываясь в улыбке и призвав на помощь все свое красноречие и друзей по походу, вы напоминаете хозяйке вагона, что в соответствии с Правилами пассажирских перевозок, каждый пассажир имеет право бесплатно провезти с собой в вагоне 36 кг ручной клади. А ваш рюкзак с велосипедом в сумме весят значительно меньше!

Проводница не сдается и в ответ, потрясая перед вашим носом портновским сантиметром, упорно доказывает, что сумма измерений велочехла (его длина плюс высота плюс толщина в сантиметрах) немного превышает допустимый максимум этих самых 180 сантиметров. Платите за багаж и все! – твердо стоит на своем хозяйка вагона.

Поэтому при посадке в вагон вы не выходите на тропу войны, а продолжаете использовать весь свой шарм, красноречие и отпускаете проводнице комплименты, одновременно применяя «военную хитрость». А именно – предъявляя ей лист писчей бумаги формата А4 в файле с отпечатанной на лазерном принтере большими буквами выдержкой из письма № ЦЛ-193 від 24.06.1997 р. президенту Федерації спортивного туризму України Соколову В. А., имеющего нижеследующий текст:

«На Ваш запит повідомляю:

Згідно діючих правил перевезень пасажирів і багажу по залізницях України пасажирам дозволяється перевозити при собі байдарки, розбірні човни, велосипеди за рахунок норми ваги ручної поклажі пасажира в розібраному стані і в м’якій упаковці при умові можливості розміщення у вагоні на місцях, призначених для ручної поклажі.

Начальник Головного пасажирського управління „Укрзалізниці“ І. В. Мариненко. Підпис. Печатка.»

Этого короткого (обязательно короткого) текста бывает вполне достаточно для укрощения самой принципиальной и неподкупной хозяйки вагона.

Если вашего красноречия оказалось недостаточно и труженица стальных магистралей засомневается в правдивости текста этого действительно существующего в природе письма, то она может позвать на подмогу «тяжелую артиллерию». То есть коллегу – «тетю Маню» – из соседнего вагона, которая провела на колесах половину своей бурной жизни и на своем долгом веку «видывала еще и не таких умных пассажиров!»

Когда и эта женщина капитулирует под градом ваших отточенных комплиментов, железных аргументов и документа в виде письма от начальника Главного пассажирского управления «Укрзалізниці», стальное сердце проводницы вашего вагона, разочарованной вашим непониманием более простого и мгновенного пути решения проблемы, размягчается.

Проводница проверяет билеты у каждого велотуриста, милостиво разрешает пройти в вагон с велорюкзаками и велосипедами в чехлах и каждому занять места согласно купленных билетов. Велосипеды в чехлах аккуратно водружаются на третьи (багажные) полки плацкартного вагона и ни на кого не падают. А тем более, не загромождают проходы. И все остаются довольными, как слоны после бани!

За границами Украины или в поездах не украинского формирования письмо от начальника Главного пассажирского управления «Укрзалізниці» может не сработать. Проводница вашего вагона вызывает по скорой телефонной (или «радиофонной») помощи дополнительное подкрепление в виде закаленного во многих пассажирско-вагонных баталиях начальника (бригадира) поезда.

Тот может не полениться сходить за книжкой с полным текстом Правил пассажирских перевозок на конкретной (не украинской) железной дороге. После чего быстро найти в инструкции нужные пункты для почти легального изымания ваших денег в пользу данной (не украинской) железной дороги или в пользу конкретных корыстных ее работников. Тогда после дипломатических реверансов обе высокоуважаемые стороны принимают Соломоново решение: приобрести еще и багажный билет. Он, в отличие от пассажирских билетов, есть в кассе всегда.


Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252