Правила движения по маршруту в велопоходе Ч. 1

Олег Кмета
Правила движения по маршруту в велопоходе  (Часть 1)


Мы расположились на нашей велобазе недалеко от села Русская Лозовая, Дергачевского района Харьковской области, где в теории и на практике постигали премудрости «Правил движения по маршруту в велопоходе». Сегодня у нас был день занятий:

ДВИЖЕНИЕ ПО МАРШРУТУ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ

Вот вы приехали в начальную точку маршрута, собрали у вокзала велосипеды, отрегулировали их, подтянули все болты-винты-гайки (особенно на багажнике), закрепили велорюкзаки. Руководитель отослал в МКК SMS-сообщение о выходе на маршрут (см. статью об оформлении маршрутной книжки) для отчета всей группой, сфотографировались на фоне вокзала (аэропорта, автостанции, речного или морского вокзала) с названием города и теперь можно ехать дальше по маршруту, о котором вы мечтали с друзьями. А чтобы ваши радужные надежды оправдались, необходимо соблюдать не только правила безопасности и дорожного движения, но и выработанный многими поколениями велотуристов порядок этого самого движения.

НАПРАВЛЯЮЩИЙ, ЗАМЫКАЮЩИЙ И НЕМНОГО ТАКТИКИ

Порядочная и дисциплинированная велотуристская группа едет (или идет) в пути, не как кому вздумается, а в определенном порядке и компактно, потому выглядит спортивно и вызывает уважение. Напомним, что в походе нужно ехать всем вместе, в колонну по одному (т.е. друг за другом, а не по двое-трое в ряд или толпой), поближе к правому краю полотна дороги, строго соблюдать ПДД и приезжать в нужную точку одновременно, а не устраивать гонки.

Значит, никто не должен вырываться вперед потому, что, допустим, этот темп движения для него слишком медленный, а он может ехать значительно быстрее всех остальных. Обгонять Направляющего (как правило, это руководитель группы) в велотуристском путешествии – это еще и признак дурного тона! Особенно опасно обгонять направляющего (и друг друга) на крутых спусках и перед закрытыми поворотами!

Помните, что туристская группа – это спортивный коллектив, команда. И ее цель – успешно (успешно!) пройти весь поход всем вместе, без ЧП. Поэтому доминировать должно чувство коллективизма, взаимовыручки и командный дух, а не лично-эгоистичные взгляды на спортивное путешествие.

Особливо ретивым велосипедистам, постоянно норовящим уйти от группы в отрыв, а затем, лежа в тени, поджидать всех остальных, можно порекомендовать взять во время остановки группы часть группового снаряжения у бедолаги-отстающего и везти эту «часть» в своем велорюкзаке в качестве дополнительной нагрузки. Тем самым разгрузить отстающего, дабы ему легче было ехать наравне со всеми. Естественно, разгружать отстающего нужно только с его согласия и с ведома завхоза и руководителя группы. Либо сменить велотуризм, например, на велогонки.

Еще раз: УЧАСТНИКАМ ПОХОДА ОБГОНЯТЬ НАПРАВЛЯЮЩЕГО ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Если Руководитель группы не сам возглавляет колонну, а поставил направляющим кого-то из участников, то только руководитель группы имеет право обогнать этого направляющего и снова возглавить колонну. С разрешения руководителя группы вперед можно выехать только для того, чтобы заблаговременно выбрать подходящую точку съемки и щелкнуть снимок с велотуристами в кадре, а также для разведки пути, если об этом попросил руководитель группы.

Если позволяет дорожная обстановка и мало машин, а дорога просматривается далеко, то можно обогнать направляющего на крутом подъеме, дабы затем обязательно подождать всю группу наверху, остановившись на обочине в безопасном месте. Но при этом разрешается заезжать вперед не далее, чем на расстояние прямой зрительной связи – скрываться из виду не только некорректно, но и опасно.

Помните, что выезды отдельных туристов далеко вперед, а равно и значительное их отставание от основного ядра приводят к потере управления группой, что в свою очередь может закончиться ЧП. А если и не приведет к неприятностям, то негоже, когда ушедшие в отрыв, аки наскипидаренные, проскакивают очень красивые места, а затем поджидают остальных велосипедистов возле какой-нибудь мусорной свалки на солнцепеке.

Согласитесь, что гораздо лучше ехать компактной группой и всегда иметь возможность сфотографироваться всем вместе на фоне бесподобных пейзажей. К тому же снимок с тремя-пятью велотуристами в кадре гораздо ценнее и, если хотите, симпатичнее, чем фото с одним велосипедистом либо вообще без таковых в кадре.

Впереди велотуристской колонны едет направляющий (ведущий) группы (как правило, это руководитель или штурман), который соблюдает не только ПДД, но и «постоянный передовизм», и принцип «Делай, как я». То есть он едет впереди, не делая «рывков», задает посильный для всех участников темп, уверенно ведет группу за собой по маршруту, вовремя принимает правильные решения и четко доводит их до всех едущих за ним.

Направляющий следит, чтобы не было сильно отставших «велокурортников», корректируя темп движения в зависимости от растянутости велосипедной колонны. Он при необходимости может поставить сразу за собой (вторым в колонне) физически наименее подготовленного велосипедиста и по нему подбирать оптимальную скорость движения всей группы. Дисциплинированный велоколлектив всегда выглядит спортивно, компактно, опрятно и вызывает уважение у всех остальных участников дорожного движения.

Особенно важно ехать (идти) компактной группой в лесу, в тайге, в крупных (и не очень) населенных пунктах, в горах и других подобных местах, где отставшему (или ушедшему далеко вперед) легко заблудиться и потерять связь с остальными сопедальниками. Стало быть, руководитель группы (направляющий) постоянно должен оглядываться и видеть замыкающего.

Понятно, направляющий, как истинный штурман, постоянно сверяясь с картой и компасом (электронным GPS-навигатором, электронным планшетом, смартфоном), вовремя сворачивает в нужном направлении, всегда держит правильный курс и не теряет из виду никого из группы. Кроме того, грамотный и дальновидный направляющий не забывает, например, вовремя снизить скорость и сначала дать фотографу возможность запечатлеть всю велоколонну на фоне пейзажа или достопримечательности, а затем дать время ему (или другому отставшему) догнать колонну (велотуристы своих не бросают!).

Умный направляющий не забудет сделать остановку через некоторое время после отъезда с места ночлега, чтобы по мере потепления туристы сняли лишнюю одежду. Он же делает регулярные плановые остановки через каждые, допустим 50–70 минут езды для короткого 10-минутного отдыха. Иными словами, толковый руководитель делает все, чтобы группа всегда выглядела и чувствовала себя единым сплоченным коллективом, которому все поставленные цели и задачи по плечу.

А, мягко говоря, не очень умный направляющий пилит и пилит вперед, превращая велопутешествие в гонку за лидером. Он не обращает внимания на то, что, скажем, красный сигнал светофора разорвал колонну и половина группы остановилась на перекрестке. А также не поджидает последнего велосипедиста на повороте и сворачивает в переулок, а отставший, естественно, едет прямо, в результате чего группа распадается, что может привести к ЧП.

По неписаному правилу, если велотурист отстал, то он должен двигаться все время по главному шоссе, не сворачивая на второстепенные дороги или ехать по главной улице населенного пункта, либо руководствоваться знаками «Главная дорога» и ехать по ней. Об этом должен помнить и отставший велотурист, и руководитель группы, и направляющий. То же – на грунтовой дороге: надо ехать по самой накатанной дороге и не сворачивать на второстепенные ответвления.

Но вернемся к горе-направляющему. Даже на спусках по булыжникам такой горе-велотурист не снижает скорость до разумного предела, а несется вниз по ухабам и камням, гробя тем самым ободья колес и подавая дурной пример едущим за ним коллегам. Не исключено, что после такого лихого спуска чей-то велосипед (и/или даже велосипедиста) придется ремонтировать.

Перед спуском компактно едущей колонне нужно несколько растянуться и увеличить дистанцию между велосипедами. Если спуск прямой, широкий, не имеет закрытых поворотов, хорошо просматривается на всем своем протяжении, проходит по отличному сухому асфальту и при этом транспорта на дороге мало, то опытный направляющий может лишь немного притормаживать до безопасной скорости, чтобы полностью использовать скорость спуска для преодоления накатом последующего за спуском подъема.

При этом в конце спуска он может при необходимости дополнительно разогнаться перед подъемом, затем не забыть «подхватить» нужную передачу, т.е. последовательно и вовремя переключаться на подъеме на пониженные передачи или даже воспользоваться способом педалирования «танцовщица». Здесь, как и во всем остальном руководитель использует принцип «Делай, как я», ни на миг не забывая о безопасности и ПДД хоть на спуске, хоть на подъеме, хоть на ровной дороге.

Понятно, каждый велотурист в каждой конкретной ситуации должен выбирать безопасную скорость, исходя из реалий. Но в любом случае, разгоняться до скорости выше 50 км/час – опасно и чревато самыми печальными последствиями.

Роман "Скажи смерти прощай!"
 
можно читать на этом ресурсе:
 
http://www.proza.ru/avtor/propovednik2016&book=1#1

или перейти по ссылке:

https://litnet.com/ru/book/skazhi-smerti-proshchai-b152252