Путевые заметки. Берег левый, берег правый

Евгений Кошелев
 
   
   Россия страна большая, и ей наверно никогда не построить всех мостов через многочисленные реки и речушки. Да и необходимости  в некоторых нет, если движение транспорта через эти водные преграды, не такое  интенсивное. Поэтому и по сей день в России через реки используются летом паромные переправы, а зимой в местах переезда намораживают ледовые переходы.

***
 
     Под Тобольском  хоть и построили автомобильный мост через Иртыш, где проходит федеральная трасса на Север, но в районе базарной площади, паромная переправа есть. И она действует и по сей день, делая доступное сообщение  населению левобережья Иртыша (в народе эти места называют Заболотье) с городом. Перед переправой река Тобол впадает в Иртыш и  это не позволяет пользоваться существующим автомобильным мостом.

   Сейчас трасса Тюмень - Тобольск является федеральной и машины по ней едут ежесуточно, без остановки. Население области стало забывать о том, что когда-то эта транспортная артерия для автомобильного транспорта была не совсем удобной. Еще в 80-е годы асфальт был только до села Ярково, а через реки Тобол и Иртыш были речные переправы, паромы не успевали сутками перевозить транспорт. Вдобавок переправа через Тобол начинала работать с раннего утра.

  Переправа через Иртыш была в районе нефтебазы, и транзитный транспорт, идущий на Север, проезжал через нижний посад города, и  поворачивал направо на Панин бугор. И уже потом трасса шла на Север, обходя город справа.
 
  Зимой, когда реки начинали покрываться льдом, готовили ледовые переправы. В местах постоянного передвижения транспорта проводили усиления льда, путем намораживания. И только после проверки устойчивости ледовой переправы, Дорожная служба определяла разрещающую нагрузку при движении транспорта. Так в этом 2018-19  году ледовая переправа через Иртыш в районе Тобольска начала работать с середины декабря для легкового транспорта с нагрузкой 5 тн. И горе тому, кто не соблюдает эти правила.

***

   Все местные знают, что помимо официальной ледовой переправы на левобережье, водители чтобы не делать большой крюк приспособились переезжать реку Иртыш в районе речпорта города Тобольска, рядом с железнодорожным мостом. И хоть стоят запрещающие там знаки «Въезд на лед запрещен», но как только лед встал, через некоторое время реку в этом месте начинают переезжать сначала легковой транспорт, а уже потом и грузовой транспорт начинает пробовать опасный путь. Но вот однажды такая самовольная  переправа подвела. Случилось это где-то в конце 70-х годов. У нас на строительстве объектов нефтехимкомбината работала мехколонна №80. В основном она занималась отсыпкой строительных площадок и дорог, для чего использовались самосвалы, как отечественные, так и импортные автомобили. В ту пору было много самосвалов немецкой фирмы «Магирус». Накануне  снабженец мехколонны с водителем на самосвале перевезли сено на левый берег Иртыша одному жителю. Тот хорошо рассчитался и попросил привести ему песка по возможности. Но как говорится, получив легкие деньги раз, захотелось попытаться «срубить еще». С вечера водитель загрузился песком, а поутру водитель со снабженцем поехали по проторенной незаконной переправе на левый берег. Отъехали от берега метров 100, и машина разом рухнула под лед, оставив после себя большую прорубь. Вес самосвала вместе с песком был около 30 тн. Конечно, лед не выдержал и водитель со снабженцем не смогли спастись. Утопших достали водолазы через несколько дней, а самосвал так и остался на дне.

***

   И когда я ездил по ледовой переправе, особенно в весенне-зимний период, мне становилось жутковато, ведь в колею набегала вешняя вода, и она доходила порой до радиатора автомобиля. В этот период все водители ездили с осторожностью и старались держать дверь кабины приоткрытой. А на подъеме на берег часто дежурил трактор, чтобы вытащить застрявший или буксующий автомобиль.
 
  Пользоваться паромной переправой приходилось также часто. У водителей здесь свои маленькие хитрости, они стараются заезжать на паром последним. Это дает возможность быстрей съехать, да и при заезде на паром не надо делать лишних маневров. Последние машины ставятся паромщиков в створе съезда. Единственное неудобство заезда- съезда на паром, это когда паром начинает качаться при заезде и водитель не успевает заехать- съехать и тогда автомобиль ударяется задним мостом о борт парома. Бывали случаи и когда колеса при отходе парома во время качки при заезде-съезде от пристани проваливались между паромом и пристанью. Но такие случаи редки, также как и падение автомобиля с парома в воду. Это в основном случается из-за неопытности водителя и неисправности тормозной системы автомобиля.
 
 Для пешеходов с момента установления ледостава через Иртыш в целях безопасности прокладывается деревянный настил с ограждением. Такая дорожка также служит до весеннего ледохода. Ширина реки Иртыш в этом месте около 600 метров.

P.S. На фото: 1 - паромная переправа через Иртыш для жителей левобережья; 2 - пешеходная дорожка по Иртышу в районе базарной площади г. Тобольска на левый берег; 3 – ледовая переправа для автотранспорта в районе базарной площади г. Тобольска.
Фото из интернета.