Аркадий Гайдар. Судьба барабанщика

Антон Шишкодремов
Трудно в настоящее время кого-то заинтересовать Гайдаром, да и не нужно это, но мы с удовольствием прочитали первую часть и, чему я тайно рад, нам традиционно не понравилась вторая. Нужно сказать, что Гайдар не был однозначным писателем, несмотря на его очень патриотический и даже ватный образ. Мне довелось читать авторскую версию "Р. В. С" и там хорошо показана вся переливчатая многогранность времен гражданской, когда не только национальный вопрос поднимается без всякого смущения, но и с "бандитами" зелеными порою хорошо, потому что они гусей едят. Этот текст устами малолетнего Жигана даже смог пробиться сквозь цензуру.

Первая половина "Судьбы барабанщика" до сих пор необычайно ценна в моих глазах, потому что это одно из немногих любимых произведений наравне с "Маленьким оборвышем", которое учило самостоятельности. Так Гайдар там еще написал о том, что было применимо к действительности 80-х. Предыстория не очень проста, конечно, сплошь исключительные обстоятельства, мальчик 14 лет, у которого посадили за растрату отца, остается с мачехой. Та вновь вышла замуж, оставила ему сто пятьдесят рублей и уехала на медовый месяц. Здесь и начинается самое интересное.

Дело было еще до военной-послевоенной инфляции и даже значение денег походило на брежневские времена. Тогда я порами кожи ощущал состояние этого молодого человека, его финансовые проблемы, а самое главное - одиночество. Когда любая мелочь воспринимается как нечто необычайное, последние деньги могут быть спущены на пирожные с знакомой девочкой, а каждый вечер проводится в сомнительной компании только потому, что тебе некуда больше деваться. Книга совсем в этом отношении недетская. Мелкое жулье, которое способно впарить старый фотоаппарат, деятели покрупнее, угощающие пивом, чтобы узнать нужную информацию. Мы все учились понемногу.

Вторую часть я люто ненавижу этими абсолютно левыми образами, стрельбой из пистолета и детским патриотизмом, который у Гайдаром выдается за вполне созревший. Впрочем, это у него не только здесь. Несмотря на вымирание совка, допускаю, что к Гайдару еще не раз вернутся, хотя и личность его была сомнительной, и произведения откровенно политическими. В детстве хорошо чувствуется фальшь, поэтому я особенно не любил Тимура с его искривленной правильностью и мифическим альтруизмом. Но я всегда буду любить первую половину этой прекрасной книги, "Р. В. С" и то, что писателю удалось успеть написать под названием "Талисман" ("Бумбараш").