Мой друг - посох

Владимир Пеннер
„Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.“ (1-е Коринфянам 9:24)

Однако, порой получается в жизни так, что важно вообще прийти к цели, хотя бы и последним...

                *****

Расскажу о моём самом трудном путешествии: Остров Крит, Самарийское ущелье, 09.2004.

Написал рассказ 30 мая 2014, перед вторым путешествием на о. Крит, 06-07.2014.

                *****

Мир вам, путешественники!

Не подумайте, что я кого-то забыл в моём приветствии. Это обращение подходит для всех, без исключения, т.к. все мы путешественники. Даже если мы сидим в кресле или лежим на диване. Мы все путешествуем во времени и в пространстве.

Во времени - из прошлого, через настоящее, в будущее. В пространстве - ещё сложнее: мы летим, многократно вращаемся и куда-то падаем... И всё это происходит с громадными скоростями.

А мы этого даже не замечаем... Велик Творец, создавший это!

Присел я однажды за свой письменный стол и попробовал рассчитать, как и куда мы, как объект, движемся. С целью - раскрутить это обратно, чтобы остановить объект. И посмотреть, что получится?

Но довольно быстро сдался, т.к. понял, что это невозможно. Слишком сложно внешнее движение объекта, но и внутри объекта всё движется. Я имею в виду элементарные частицы. И движется с громадными скоростями...

                *****

Извините за отступление от темы...

Мы с Ниной скоро отправляемся на о. Крит, поплавать и отдохнуть от суеты мирской. Вспомнилось наше первое посещение острова.

Итак, расскажу вам о моём самом трудном путешествии.

Были однажды мы с Ниной но острове Крит. А так как мы были с Ниной, то ничего не предвещало трудностей. Нина, пока работала, любила в отпуске отдыхать. И я соответственно подготавливаю отпуск. Я выбрал прекрасную гостиницу на северо-западе острова. Жили мы в двухэтажном домике на 4 семьи.

Мы расположились внизу, чтобы не было ступенек. У нас была прекрасная терраса с видом на море. До моря было недалеко: 20 м зелёной лужайки и 10-метровая безлюдная песчаная полоса. И море, море... Было уютно и спокойно.

Вскоре у нас появился и друг-охранник. Как-то вечером сидим мы с Ниной на террасе и наслаждаемся равномерным, успокаивающим прибоем. По песчаной полосе спокойно прошла белая, крупная, красивая собака. Здесь было безлюдно и иногда можно было видеть диких собак. Собака вернулась и, поравнявшись с нашей террасой, вдруг с места в карьер бросилась в нашу сторону. Мы не успели даже испугаться...

Последним мощным прыжком на большой скорости она бросилась ко мне, сидящему и... свернулась калачиком у моих ног, опустив голову. Короче, без слов показала нам, что это её территория, что она здесь самая сильная и быстрая и что теперь нам не нужно никого боятся: ни людей, ни собак. Так она у нас и осталась.

Мы сделали несколько поездок по острову, который является колыбелью европейской цивилизации. Познакомились с археологическими раскопками и культурой минойской цивилизации, считающейся древнейшей в Европе, центром которой в 2600-1400 годы до н. э. был Крит. Недалеко от нас, в 2-3-х километрах, был небольшой, уютный городок, который мы иногда посещали.

А ещё мы узнали, что на Крите расположено Самарийское ущелье, крупнейшее ущелье в Европе, которое можно пройти. Это дна из наиболее известных достопримечательностей Крита. Длина ущелья где-то 17-18 километров, а ширина колеблется от 3,5 до 300 метров.

И мне очень захотелось пройти это ущелье. Состояние моих ног было хорошим. Мне удалось этой романтикой заразить и Нину, которая никогда не делает глупостей и не переоценивает себя. Мы купили на месте подходящую обувь, которая оказалась несколько меньшего размера, чем полагалось бы. Времени искать обувь было мало. И отправились вместе с группой других отдыхающих в однодневный поход.

Маршрут был несложным: на автобусе мы добрались до начала ущелья на уровне 1200 м. Другой конец был у моря. Сбиться с пути было невозможно. У моря ожидал корабль, который нас должен был доставить до населённого пункта, где стоял автобус, который нас довезёт до гостиницы. Нужно было успеть на корабль вовремя, т.к. дорог вдоль южного побережья Крита нет.

День удался на славу и у всех было приподнятое настроение, все уже наслышались о красоте ущелья. Начало спуска было подготовлено для туристов и было лёгким. Я чувствовал себя как молодой козёл "кри-кри", которые водятся в этом ущелье. Мы их видели. Поэтому я отходил в сторону от дорожки, чтобы сделать хорошие фото. Горы дают силу и радость, но лучше бы я этого не делал, а старался бы с каждым шагом быть ближе к цели…

Нина также была поначалу в восторге. Но вскоре началась просто горная каменистая тропа и идти надо было всё вниз и вниз. Мне легче идти вверх, т.к. нижний сустав правой ноги после перелома малоподвижен. Если один сустав не справляется, то другие суставы "перенимают огонь" на себя и также быстро выходят из строя.

Часа через 2-3 Нинa стала уставать и красота ущелья её уже не так вдохновляла. Я развлекал Нину как мог, пока нога не дала знать, что с неё уже хватит. Ещё через час сделали привал, чтобы подкрепиться. Мы прошли пол пути. Я сказал Нине, что дальше идти, видимо, не смогу. Усталость Нины прошла мгновенно, т.к. она знает, что если уж я говорю, что не могу, то дела плохи...

Я поговорил с сопровождающим нашу группу. Он мне сказал, что каждые 4 км стоит ишак. Он был и здесь. Но он лишь для тех, кто сломает ногу в Самарийском ущелье. То, что раньше было, не считается. Каждый отвечает за свою глупость сам.

Чем он мне может помочь, так это сделать для меня палку. Он сбегал к деревьям и пришёл с настоящей дубиной - толстой, высокой, но необыкновенно лёгкой веткой какого-то дерева. Я её даже не мог обхватить рукой.

После обеда пошли дальше…

Я пошёл только ради Нины. Жалко было её. На ночь оставаться было бы холодно, горы, да и у нас ничего не было с собой. Нога не хотела идти, но я заковылял дальше. У нас было ещё часа 4-5.

Я сильно опирался на палку, обхватив её ладонью. Ну, думаю, даже если дойду, то уж ладонь свою инженерную раздеру в клочья. Нина шла быстрее, впереди меня, потом садилась на камень, с жалостью глядя на меня, пока я дойду...

Скорость у меня была маленькая, т.к. правую ступню я должен был ставить одновременно всей плоскостью на землю. Ступню нельзя было сгибать ни в какую сторону из-за нестерпимой боли.

Слава Богу, у меня очень хорошая координация и много было камней и камешков под ногами, была возможность ставить ногу правильно. Мне удавалось... Падать мне было нельзя, не смог бы встать. Короче, каждый шаг мог стать последним.

Люди не замечали меня и моих болей. Просто обгоняли со смехом и восторгом от красоты гор. Особенно запомнились 2 молоденькие японочки, которые с писком и визгом летали как бабочки у меня под ногами. Вместо горной обуви на их маленьких ножках были пляжные шлёпки, которые держались лишь с помощью перегородки шлёпок, которая была между двумя пальцами ног. В руках у них были фотоаппараты и штативы к ним.

Порхнут вправо, установят штатив, сделают фото и с визгом мне под ноги. Потом порхнут влево... и опять мне под ноги. Как будто бы смеялись надо мной, меня не замечая. Большего контраста было бы трудно придумать.

Но и они упорхнули вперёд вместе с другими группами людей и когда-то я остался один с Ниной, которая уже забыла о своих трудностях, глядя на меня. А вернее, сзади нас шёл ответственный за нашу группу. Он, как мне потом сказал, просчитывал мою скорость. Успею ли вовремя дойти до корабля? Ведь корабль ждать не будет. И он почему-то был уверен, что я успею...

Время идёт долго, когда тебе плохо. Я успел вспомнить многих страдальцев, особенно Алексея Маресьева. Он бы меня понял. Время от времени пел, насвистывал, чтобы отвлечься от боли.

Иногда останавливался, чтобы сфотографировать эти чудные места. Особенно поразила нас самая узкая часть ущелья. Проход между отвесными скалами имеет в ширину около 3,5 метров, а в высоту скалы достигают 300 метров. Это было грандиозно...

Время поджимало. Я шёл без остановок, но очень медленно. Просил Иисуса Христа помочь мне. Но никогда не сравнивал своё положение с Его страданиями. "Это не горе, если болит нога..." - пел Высоцкий. Самое страшное, что пришлось испытать Иисусу Христу - это не физическая боль и не унижения. Самое страшное - от Него отвернулся Бог-Отец, как от человека, взявшего добровольно на себя все грехи человеческие...

И Иисус Христос помог мне. Уже началась дорога и последние пару сотен метров меня довезла легковая машина. Мы с Ниной зашли на корабль последними и он сразу отплыл...

Как-то добрались и до нашего дома, до кровати. Я посмотрел на свою правую ладонь и удивился: на ней не было ни одной мозоли, не было даже намёка на мозоль. А ведь правая рука с посохом заменили мне часть правой ноги. И я крепко держал посох в руке 4-5 часов.

Моя ладонь до сих пор помнит шероховатую, сухую, тёплую поверхность и удивительную лёгкость посоха. Он был прочен, выдержал, хотя и сильно сточился внизу. Лишь в конце пути я понял, почему сопровождающий дал мне такой длинный посох. И я поблагодарил Бога за помощь...

Ужинать пришлось Нине пойти одной, встать я уже не мог. И Нина впервые в нашей совместной жизни испытала, что такое кушать в прекрасном ресторане одной. Она даже не подразумевала как это трудно и неприятно. И сказала, что никогда больше не хочет кушать одной.

Избаловал я её, но и мне это тоже не просто, когда я один, без Нины, отправляюсь в путешествия в дальние края. Но у меня тяга увидеть новое превышает...

Сопровождающий нашу группу узнал от меня на корабле о том, как я сломал раньше свои ноги. И удивился, что я с неимоверным трудом, но прошёл этот путь. И сказал пару приятных слов на прощание.

Рассказал гид также историю об одной паре из группы, которую он раньше водил этим путём. Эта пара умудрилась потеряться и их искали 2 дня. Оказалось они пошли не на юг, к морю, а на север, куда никто не ходит. Но с ними ничего серьёзного не случилось.

Палочку-выручалочку, которая выручила меня в пути (без неё бы я не справился) я решил взять с собой в Берлин на память. Её я сдал в багаж вместе с чемоданами.

А когда в аэропорту Берлина в ожидании багажа, я посмотрел в окно, то увидел машину с прицепом, в котором были чемоданы. Она направлялась в нашу сторону. И вдруг из прицепа что-то выпало. Это был мой друг-посох. Больше я его не видел...

P.S.: Никогда друзья не ходите в горы в узкой обуви! Особенно, если нужно долго спускаться. Через некоторое время, уже дома, ногти на ногах у нас с Ниной почернели и отпали. Конечно выросли новые, но уже не такие красивые. Слышал, что это случилось не только с нами, но со многими, спустившимися по Самарийскому ущелью к морю...

P.P.S.: Посмотрим как пройдёт отпуск на Крите в этом году. Собственно там есть ещё одно ущелье, поменьше, лишь 8 км...