Не завидуй

Бурмакина Валентина Николаевна
Я возвращался из Москвы поездом Москва – Владивосток. Несколько суток в купе оставался один. То ли время было такое – зима, то ли ещё что, но пассажиров в вагоне было совсем мало.
Ехать одному после шумной Москвы, где я гостил у старого друга, было скучно и утомительно. Но в Хабаровске в купе вошёл мужчина лет тридцати пяти. Обветренное лицо, ватник, валенки, шапка-ушанка, за плечами рюкзак. Он был похож на каторжника из фильмов про беглых преступников. Сухо поздоровался. Закинул рюкзак на верхнюю полку и, не раздеваясь, сел к окну. «Ну, какой-никакой, а всё же попутчик, - решил я. – Мне, любопытному старику, всё веселее».
Поезд набирал скорость. За окном мелькали пригородные посёлки, перелески, покрытые снегом поля. Мой небритый попутчик глядел в одну точку, о чём-то глубоко задумавшись. «Такого, пожалуй, не разговоришь», - с сожалением подумал я и спросил на всякий случай:
- До конца едете?
Он молча кивнул.
- Домой или куда? – не отставал я.
- Сам не знаю куда. Дома как бы уже и нет, - вздохнул он.
 Мне показалось, что его что-то мучает. Если душа болит, надо бы выговориться.
- Как зовут-то?
- Олег. Нет у меня дома, и ничего у меня нет, - в сердцах выдохнул он и вдруг заплакал скупо, по-мужски.
Мне стало жаль парня.
- Да ты разденься да расскажи, что случилось-то. Может, и полегчает, - предложил я.
- Да что там…, - он махнул рукой и вытер лицо рукавом. – Ты, дед, не бойся моего вида. Я хоть и из колонии, но не лиходей. Пять лет на лесоповале отмахал, только что освободился. Теперь вот еду к старикам-родителям. Своё-то потерял всё.
- Как потерял? Погорелец, что ли?
- Да так потерял, по жадности своей, по глупости.
Он посмотрел в окно и продолжил:
- Окончил московский автодорожный, инженер-автомеханик. Вернулся к родителям во Владивосток. Нашёл приличную работу. Женился. Торопился иметь свой угол.
Я слушал с интересом обычную, в общем-то, историю. Дорожное общение удобно тем, что располагает к откровению, о котором впоследствии не сожалеешь: вышел и забыл.
- Был у меня друг Толик. Вместе в школу ходили, дружили. Потом дороги разошлись. Встретились случайно уже взрослыми людьми. Толик пригласил в гости – вспомнить старое. Вот тут-то я и увидел, кто хозяин жизни.
Сидя на веранде его шикарного дома, я ошеломлённо смотрел на открытый бассейн, расположенный в цветущем саду, на изысканную сервировку стола и не мог подавить нарастающую зависть.
Толик ровесник мне, но как же он мог преуспеть за короткий срок – построить роскошный дом, владеть собственным автосервисом, двумя автозаправками и кафе? Вот это размах!
Олег оживился и говорил увлечённо, не останавливаясь. Оказалось, что Толику не с неба всё свалилось. Была у него в банке рука, которая дала большой кредит под минимальные проценты. Однако, за шесть лет он так и не рассчитался с долгом. Дела, как он признался, шли туго.
- Я захотел того же. А чем я хуже? Попросил взять меня к себе, хоть заправщиком. Он обещал подумать. Думал недолго. Позвонил, пригласил.
Поначалу я приглядывался. Клиентура подъезжала приличная, элитная. Я старался. Работал по двенадцать часов, чтобы нужных клиентов обслужить бесплатно – за коньяк или за простое спасибо. Таким образом, круг моих друзей, как я называл своих клиентов, расширялся. Я был неутомим, горел на работе, входил в доверие. Меня перевели обслуживать иномарки. Я полюбил деньги, покупал на них красивые тряпки и аппаратуру. Завёл в приятелях известных людей, которых окутывало облако исключительности, и я попал в это облако. Я любил хвастаться знакомствами, фамильярничал с клиентами. Они были не против, но только на станции техобслуживания. За её пределы наша дружбa не выходила.В своё общество они меня не впускали.
Я уже вполне освоился и стал возглавлять автосервис. Прежних клиентов обслуживал сам, по-прежнему оберегая их от затрат. Толик, видя моё трудолюбие, подкидывал премиальные, но в свой круг тоже не пускал.
Прошло три года. Я задумал открыть свою фирму, глядя на размах и благополучие Толика. Я не задумывался, сколько нервов и здоровья ему это стоило. Видел только результат, который меня распалял.
Взял я в помощники Лёху – афериста, как потом оказалось. Бригада его по доставке запчастей тоже оказалась липовой. Лёха подмазывался ко мне, а сам прощупывал, осторожно склоняя к левой работе. Завёл чёрную бухгалтерию: как скрыть левый товар, где реализовать, как подменить хорошую подвеску на старую.
По своей документации я отчитывался лично перед Толиком и мухлевать за его спиной не хотел. Но его успех оскорблял меня. Я хотел иметь такой же шикарный дом, а может, ещё и получше, таких же значимых друзей, как у него. Словом, поддался я всё-таки Лёхе.
Вскоре начал строить свой дом – в престижном месте, с бассейном и зимним садом. Толик посчитал, что мне стало трудно управляться с возраставшим объёмом работы, и прислал главного инженера. Тот стал лезть во все дырки, подозревая нас всех в махинациях. Перевёл автослесарей на восьмичасовой рабочий день, чтобы перестали брать левые заказы. Я лишился дотаций от них. Сам-то с клиентов никогда не брал – мастера приносили. А тут - всё.
Тем временем аппетиты Лёхи росли. Останавливаться он не собирался. И зарвался. На таможне попался, на оформлении фальшивых документов. Задержали. Заказчик груза – Толик. Лёха – доверенный экспедитор.
Завели дело. И пошло-поехало. Лёха всю вину свалил на меня, дескать, получал указания от директора, сам ничего не знает. Провели ревизию. Нас разоблачили. Сумма ущерба была внушительная…
Олег сник и дальше продолжал уже по инерции:
- На суде Лёха и трое его подельников сидели рядом со мной. Я даже не оправдывался. Вина моя была доказана. Мне присудили пять лет строгого режима с конфискацией. Так и попал на лесоповал. Там к нам приходил священник. Говорил о Боге, о вере, о зависти и других грехах. Я раскаялся и причастился. Подарил он мне вот этот простой крестик. Теперь вот еду к родителям. Где жена, не знаю. Думаю, живёт у своих. Что ей со мной, нищим зэком, свою судьбу калечить?
В купе зашла пассажирка с ребёнком. До Владивостока оставалось не больше восьми часов пути. Мы перекусили, чем Бог послал, и Олег запрыгнул на верхнюю полку.
Спал он беспокойно. Во сне вскрикивал, стонал и скрипел зубами. А мне не спалось. Вроде бы обычная судьба, как мне казалось, хорошего, искреннего человека, только не совладавшего с завистью. Что ждёт его?
Поезд подходил к Владивостоку рано утром. Олег стоял в тамбуре и напряжённо смотрел в окно. Мы стали прощаться. И тут моё внимание привлекла бегущая по перрону красивая женщина. Её полный мольбы взгляд перебегал от одного окна к другому. И вдруг остановился на нашем.
- Оля, Оленька, я здесь! – срывающимся от волнения голосом закричал Олег.
«Теперь у них всё должно быть хорошо», - подумал я, обходя застывшую в объятиях пару.



Валентина Бурмакина «ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ»- СБОРНИК РАССКАЗОВ И СТИХОВ.
Клайпеда: Druka, 2011.
ISBN 978-609-404-106-8