Встреча

Бурмакина Валентина Николаевна
 Муж складывал одежду в большую дорожную сумку не спеша – как бы ждал вопрос.
- Ты куда? – спросила Катя.
- Ухожу.
- Надолго?
- Совсем…
Игорь старался не смотреть на жену. Она догадалась. Села рядом.
- Ты меня бросаешь?
- Так случилось… Я полюбил другую.
- Люби. А зачем уходить?
- Так не могу же я жить на два дома. Как ты не понимаешь?
Понять было нетрудно. Они жили спокойно, скучно. Никак. Разнообразие составляли редкие ссоры. Эти ссоры, как поход в театр, всё же эмоциональная разрядка. Их любовь за сорок лет исчерпала себя. Устала, пообычнела.
Катя ушла в другую комнату. Слышала, как хлопнула  входная дверь.

У Игоря началась новая жизнь. Обновление. А что оставалось ей? Её будущее представлялось тоскливым и одиноким.
Катя позвонила подруге:
- Приезжай, Нин, от меня муж ушёл. Бросил.
- Куда ушёл?
- Не знаю…
- Это женщина может уйти никуда, а мужчина уходит на подготовленное место. Кому твой пенсионер приглянулся? Вернётся, вот увидишь. Ушёл подпитать свой севший аккумулятор, обновить чувства, не жалей, - рассуждала подруга.
- Боюсь одиночества, - пожаловалась Катя.
- А разве с ним не была одинока?
- Да, ну… всё же не одна.

Одиночество вдвоём. Всё зависит от психологической установки. Какими глазами смотреть. Только очень равнодушный человек не страдает от одиночества. Катя не задумывалась о бренности всего земного.
Всю неделю она не находила себе места от неожиданно свалившейся на неё перемены. Часто заводила беседу сама с собой; была одновременно и пациенткой, и врачом -психоаналитиком в одном лице. И спрашивала себя:
- Чего тебе не хватает?
И сама себе отвечала:
- Меня не любят. Я старею. Одинока.
- Значит, ты хочешь быть здоровой и любимой одновременно?
- Да, а разве нельзя?
- Здоровье – это образ жизни и наследственность. А быть любимой – это надо вложиться, любить самой. Ты любила когда-нибудь? Не помню…

Ещё через неделю Катя приехала к дочке Ларисе, которая жила с семьёй в доме в лесополосе у моря. Рассказала новости.
- Да ладно, мам. Поживи у нас, приди в себя, а там видно будет.
Утром Катя пошла к морю. Начало марта. Уже не зима, но ещё и не весна, а так… межсезонье. С моря дул холодный ветер, нагоняя уныние и тоску.
Впереди по просеке шёл мужчина в старомодном коричневом плаще. Сзади нельзя было определить его возраст. Мужчина остановился. Оглянулся.
- Нет ли у Вас таблетки сердечной? – спросил поравнявшуюся с ним Катю.
- Вам плохо?
- Не то, чтобы очень. Забыл захватить с собой.
- Здесь у меня нет, но я живу недалеко, могу сходить,
или пойдём вместе.
- Удобно ли затруднять Вас?
- Пустяки.
Дома Катя дала ему таблетку валидола.
- Полежите на диване, - предложила она, - как Вас зовут?
- Алексей Михайлович.
- Я – Катерина Павловна.
- Хорошо у Вас, наверное, семья большая?
- Здесь живёт моя дочка с семьёй, а я в городе, в центре.
- Я тоже в городе. К морю приехал подышать.
Гостю на вид было лет семьдесят. Высокий, прямой, седой, с тёмными усами, сероглазый. Вероятно, в молодости был красавцем. Да и сейчас вполне… - определила Катя.
- Может, чаю? Есть отменный зелёный чай с жасмином. Не отказывайтесь.
- Не откажусь. Спасибо.
За окном неглубоко дышало море. В доме было тихо, уютно.
- У Вас проблемы с сердцем? – спросила Катя.
- Небольшие.
- Для сердца нужны положительные эмоции.
- Где их взять? – грустно вздохнул Алексей, опустив голову. – Однако я загостился.
Поблагодарив хозяйку, остановился на пороге.
- Я бы хотел ещё встретиться, если можно.
Катя дала свой городской номер телефона. Проводила гостя.

- Мам, кто у тебя был? – спросила дочь, войдя.
- Так, никто. Встретились случайно у моря.
- Зачем тебе случайные встречи? Ты ещё от стресса не отошла, - заботливо заметила Лариса.
- Да, незачем. Так получилось…

Через два дня Катя вернулась в свою квартиру. Сделав уборку, сходила в парикмахерскую на предмет модной стрижки. Зашла к подруге.
- Ого, да тебя не узнать, помолодела. Хорошо выглядишь. Впрочем, тебе же нет семидесяти, а значит, не всё потеряно. Пусть даже с лишним весом. Ерунда. Женщина должна быть в теле, - подбадривала её Нина.
Катя думала иначе. Страна изменилась. И люди тоже изменились. Пришло время молодых и предприимчивых. А пенсионеры брошены природой и обществом на произвол судьбы. Неудовлетворённость накапливалась и складывалась в депрессию. Катя была несчастна при полной независимости и свободе. Зачем нужна эта свобода, если некому себя отдавать, свою заботу, любовь. Солнце светит другим, а пенсионеры в тени. Говорят, на Западе возраст женщины не имеет значения. Важна личность, которая видна в любом возрасте. А здесь возрастная выбраковка – самая жестокая.
У Кати ещё густые шелковистые волосы, и лицо с нежной кожей и румянцем. Она хотела делиться собой, своими знаниями преподавателя английского языка, быть уверенной в завтрашнем дне, но вместо нежности и уверенности – тоска и отсутствие перспектив. Только в песне поётся «мои года – моё богатство». А поезд ушёл, и рельсы разобраны. Но это не так. Поезд ушёл, а рельсы не разобраны. Значит, должен прийти новый состав, идущий в новую, пусть оставшуюся, но счастливую жизнь.
Позвонил Алексей.
- Пригласите меня в гости,- тихо попросил он.
- Приглашаю.
Катя спешно стала приводить себя в порядок. Накрыла на стол. Она хотела этой встречи. Алексей пришёл с букетом красных роз. От букета исходил непередаваемый аромат. Так пахнет счастье. Они смотрели друг на друга, и как это было много! Гость был одет по-праздничному безупречно. Его парадность обязывала сдержанности.
- Как здоровье?
- Спасибо. Хорошо.
Помолчали.
- Расскажите о себе, - прервала молчание Катя.
- Я - врач офтальмолог, если Вас интересует моя профессия. Не практикую. Мне семьдесят два года, овдовел пять лет назад. Живу вместе с внучкой, студенткой вуза. Вот, если коротко.
Катя предложила сухого вина. После выпитого застоявшаяся кровь быстрей пошла по сосудам. Алексей взял её руку. Поцеловал. Это была благодарность. И в этот момент она почувствовала какой-то вздрог, похожий на горячий толчок внутри. Возникло напряжение.
- Может, прогуляемся? – предложила Катя.
Они пошли в парк недалеко от дома. Там растут клёны, берёзки, дубы и кустарники. По асфальтированным дорожкам гуляют пенсионеры, мамаши с младенцами в колясках. В полузаросшем пруду дикие утки. Бабушки с внучатами бросают им хлеб. Утки шлёпают о воду клювами, ловя добычу.
Катя заметила первую зелень. Изумрудные мелкие листья усыпали ветки кустов. Деревья стоят голыми, застыли в ожидании пробуждения. Весна чувствовалась в природе и в душе Кати. Она взяла под руку Алексея. Он локтём прижал её к себе. Сейчас в неё вмещалось больше воздуха, больше смысла, больше города. Молчание было красноречивее всяких слов. Они чувствовали друг друга, и думали каждый о своём, а может оба – о счастье. Всё вокруг наполнилось смыслом и радостью. Они проживали минуты, в которых всё имеет значение.

Однажды на базаре Катя встретила мужа Игоря.
- Ты здесь? – удивилась она. Раньше он не ходил за покупками. - Сейчас в этом необходимость или хобби?
- Какая разница? – уклончиво ответил он.
Катя отметила его осунувшееся небритое лицо и помятый вид. «Значит, не очень-то», - подумала она с жалостью.
- А как ты?.. – спросил Игорь, - вижу, похорошела, блеск в глазах…
- Нам надо развестись, - предложила Катя резко.
- Ты так считаешь?
- А ты разве нет?
Игорь задумался.
- Не торопи меня. Я позвоню.
Катя проводила его долгим взглядом. Задумала: если оглянется – вернётся. Он не оглянулся: потерялся в толпе, а может, и в жизни.

Встречи Кати с Алексеем стали частыми. Мысли материальны. Каждый из них чувствовал, когда другой думал о нём. Сердце при этом щемило так, что готово было вырваться наружу. Для обоих это было давно забытое, а теперь вернувшееся чувство. Иногда же им казалось, что такого и в молодости не было.
Он - вот её самовыражение. И не надо ничего. Вот и всё, что нужно для счастья: видеть его, чувствовать, дышать и ждать. Катя привыкла к его звонкам. Она их ждала и смотрела на часы. Алексей был пунктуальным. Выглядел свежо, как утро. От него исходил аромат тонкого парфюма. К форме привыкаешь. Главное – содержание. Главное – гармония: единство формы и содержания.
- Я приглашаю тебя в филармонию на симфонический. Подумал, что тебе нравится симфоническая музыка.
- Ты угадал. Умница.
Алексей внимательно посмотрел на Катю.
- А ты ещё больше похорошела. Стрижка модная, и костюм тебе очень идёт.
Катя смутилась:
- Ты всё замечаешь. Мне нравится твоё внимание к моей внешности. Спасибо.
- Я не очень умею говорить комплименты и не уверен, нужны ли они. У меня всё в душе…
- Нужны. Ещё как нужны, - возразила Катя.
- Ты мне дорога любая. Тебе со мной не скучно?
- Мне с тобой интересно.
Катя подбирала слова. Но они выходили простые, даже очень простые:
- Ты хороший, умный, ты – лучший, единственный.
Может, Катя скидывала на него свою нерастраченную нежность, и он её пил. В ней скопилось столько доброты и нежности, что было тяжело носить одной. Хотелось не страсти, как прежде, а понимания, растворённости друг в друге.

В очередной раз они допоздна загостились у знакомых. Катя не захотела отпускать Алексея одного домой на другой конец города, и пригласила ночевать к себе. Постелила на диване в другой комнате. Она была уверена, что он захочет близости, но он не проявлял себя, пожелав спокойной ночи. Даже странно. На самом деле - не странно. Нормально. Просто норма стала редкостью.
Утром, после завтрака, Катя провожала Алексея до автобусной остановки. Перейдя на другую сторону улицы, он оглянулся. Катя стояла. Он помахал ей рукой. Она продолжала стоять. Тогда он вернулся к ней.
Они стояли друг против друга и смотрели молча глаза в глаза. Это продолжалось долго, почти бесконечно. Со стороны было похоже, будто они глядят на спор – кто дольше? И сердце стучало, потому что шла цепная реакция, объединяющая души в любовь.
- Что с тобой? – спросил он.
- Я люблю тебя.
- Я тоже люблю тебя, очень…

Однажды после прогулки они зашли в кафе.
Катя молчала.
- О чём ты думаешь, дорогая?
- Муж вернулся.
Катя внимательно посмотрела на Алексея, стараясь угадать реакцию.
- Вот как…, - медленно произнёс Алексей, - что же теперь будет?
  - А ничего. Пусть живёт как прежде, территориально.
- Значит, там у него  не сложилось.…Но ведь он тебя предал.
- Я это помню. Он пожилой, больной, запутавшийся. Надо его пожалеть. Правда, он мог бы жить у дочери. Там дом большой. Но предлагать это ему не буду.
- Да, да…, - согласился Алексей.
После этого разговора он долго не звонил. Катя беспокоилась, терялась в догадках, ждала и считала дни. Когда уже не было сил ждать, позвонила. Ответил женский голос:
- А его нет, кто спрашивает?
- Катерина Павловна.
- Хорошо, что Вы позвонили. Дед спрашивал о Вас, он в больнице.
- Что с ним?
- Сердечный приступ. Он что-то очень переживал… В третьей палате кардиологии лежит.

Катя пришла незамедлительно. Алексей лежал в отдельной палате.
- Я ждал тебя, - слабым голосом сказал он. Протянул холодную руку.
Катя молча прижала его ладонь к своей щеке, щекой гладила её.
- Как ты меня напугал! Отчего у тебя приступ? Какие такие волнения?
- Я боялся потерять тебя с возвращением твоего мужа.
- Как ты мог подумать об этом? Ты мне очень дорог, нужен, люблю и не могу без тебя. Я с тобою ожила.
Катя была счастлива, и для этого были причины. Алексей гладил её руку. Чувства переполняли его. Он тихо улыбался счастливой улыбкой.
- Да, Катюша, мне теперь не страшно. И ничего со мной не случится. Нам нельзя расставаться. Переезжай жить ко мне. Внучка знает о тебе и возражать не будет. Я так устал от разлуки. Быть счастливыми нам ещё не поздно.
- Да, дорогой, мы потом это решим. Поправляйся.

Катя не ожидала такого поворота и не знала, хочет ли его. Одно дело – желанные встречи, свидания, ожидание праздников, когда так волнующе замирает сердце и молодеет душа, когда есть стимул для жизни и исчезают болячки. И другое дело – переход в другую стадию: семейную жизнь, привыкание, быт, приспособленность. Так уже было. Вот если бы до конца жизни сохранить нежную привязанность, теплоту отношений, присутствие близкого любимого человека постоянно. Но так бывает редко. И как знать…
Катя хотела дарить любовь, чтобы её принимали, и хотела взаимности. Чем больше счастливых людей, тем благополучнее страна. А стране так не хватает благополучия. И чтобы поезд её шёл от станции  «Старость» до станции «Любовь». И пока идёт её поезд, будет мелькать последний вагон надежды.


Валентина Бурмакина «ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ»- СБОРНИК РАССКАЗОВ И СТИХОВ.
Клайпеда: Druka, 2011.
ISBN 978-609-404-106-8