Лик. Часть 3. Древние изображения Иисуса Христа

Вадим Гарин
Начало: http://www.proza.ru/2019/02/01/1750
   
Коллаж Людмилы Алексеевой. Фото взяты из интернета

На коллаже: Фото 1 – Добрый пастырь. Изображение Иисуса Христа в римских катакомбах. Фото 2 – Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине. Фото 3 – Фрагмент фрески «Добрый пастырь». Увеличенное изображение головы Спасителя.
Фото 4 – Фрагмент фрески «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалине». Увеличенное изображение головы Спасителя.  Фото 5 – Фрагмент античной  фрески из катакомб Присциллы (1*) с одноимённым сюжетом «Добрый пастырь». Фото 6 - мозаика в часовне архиепископа Равенны. Молодой Иисус в образе воина.
Фото 7 -  Мозаика «Добрый Пастырь» из Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (2*).

Предисловие к третьей части:  Предпринимая попытку систематизировать известные на сегодня изображения Иисуса Христа, автор ставит задачу проведения допустимого субъективного анализа этих изображений и  возможности предположения существования  реалистичного образа Спасителя.
               
Глава 5. Римские изображения Иисуса Христа

                Истоки христианской живописи находятся не в иудейской, а в греко-римской традиции, а поскольку христианская икона является преемницей античного погребального изображения, поэтому для исследователей так интересны катакомбы Рима – древнейшие подземные лабиринты – некрополи в которых язычники и первые христиане хоронили умерших. В окрестностях Рима находится более 60 катакомб. Изображения, обнаруженные в них, знакомят с ранней христианской живописью II-V веков нашей эры |1|.
 
                Существует легенда, согласно которой первые христиане использовали катакомбы в качестве убежища во времена гонений, однако на самом деле катакомбы предназначались для погребения ещё в дохристианскую эпоху, а затем превратились в святилища мучеников, куда стекались паломники со всей Римской империи.

                Работая над очерком, автор обнаружил статью Митрополита Иллариона (Алфеева) опубликованную в январе 2012 года  «Раннехристианская живопись. Фрески Римских катакомб», фрагмент которой процитирую |2|:
                «Становление раннехристианской живописи можно проследить на примере настенных изображений в римских катакомбах. Эти изображения, могут быть условно разделены на символы и символические изображения; изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; и картины на христианские сюжеты, иконы. Эти изображения призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики  (катакомбах Домициллы (3*).
                К числу раннехристианских символов относятся рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец (символ Иисуса Христа), корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других».

                Всё это очень любопытно. При желании, читатель может посмотреть фото разнообразных фресок, пройдя по ссылке в примечаниях, указанной автором.
                Меня же по теме очерка интересовали только изображения Иисуса Христа.
                На фреске второго века Спаситель предстаёт в виде молодого человека с короткими волосами, без бороды. Этот тип Митрополит обозначил «античным», а человека средних лет с бородой и удлиненными волосами «иконографическим».
                В катакомбах Каллиста (4*) «античный» Христос изображён в образе доброго пастыря. Сюжет многократно повторяется на фресках и в мозаиках (5*). Это одно из самых известных ранних изображений.  Исследователи уверенно относят его ко II веку.
                Сравнивая «Античное» и «Иконографическое» изображения не просматривается какая-либо преемственность (исключая христианскую символику – она остаётся неизменной). В изображениях разный типаж и антропометрические данные. Видимо рождение узнаваемого современниками образа Иисуса Христа шло своим чередом под воздействием иных причин и образов.               

                На фреске (фото 1 - фрагмент 3 на коллаже) изображён молодой юноша - пастух невысокого роста (6*), лет восемнадцати-двадцати греко-римского типа с округлым лицом. Он изображён с ведерком молока для прикармливания овец. Иисус несёт на плечах ягненка, придерживая его левой рукой за ножки. Пастух одет в короткую тунику. На ногах щегольские сандалии, плохо вяжущиеся с простой полотняной туникой (обычная обувь простолюдинов – сандалии, подвязанные на щиколотке).

                На фото 2  (и фрагмент 4) – фреска  «Явление воскресшего Иисуса Христа Марии Магдалене». Воскресший Иисус говорит ей: «Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! – что значит: Учитель! (И. 20-16).
На фреске Мария стоит на коленях и протягивает руки к ногам Иисуса, а он рукой с открытой ладонью останавливая её порыв, произносит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» (И. 20- 17).
                Иисус одет в простой хитон, голова круглая, коротко стриженная, лицо тяготеет к треугольному виду. Верхняя часть лица наиболее широкая, а к низу резко сужается и оканчивается острым подбородком.
                Брови на этих двух изображениях (фото 3 и 4) идентичные: прямые, горизонтальные, густые с большой переносицей. Глаза тёмные, круглые. Точнее рассмотреть не представляется возможным. Нос средней длины, имеет округлый контур с овальными ноздрями,   подбородок высокий, мягкий округлой формы с пухлыми губами (7*).
                На мой взгляд, судя по подаче (манере письма), сюжету, пропорциям и колориту, оба портрета писал один художник, несмотря на различие овалов лица, что я считаю простою небрежностью так, как остальные антропологические параметры идентичны.
                А вот рисунок 5 на другой фреске с тем же сюжетом, той же фигурой и пропорциями, но прямоугольным лицом имеет явные негроидные признаки расы: курчавые волосы, большие чёрные глаза под дугообразными широко расставленными бровями. Одет Пастырь в дорогую тунику. Он несёт на плечах козлёнка с рОжками. Голова козлёнка направлена на правую сторону. На первом рисунке Пастырь несёт овечку, а не козлёнка и её голова направлена влево.
                Мне кажется, по исполнительской манере и фактуре лица эту фреску писал другой художник, видевший первый сюжет, но представляющий молодого Иисуса не греком, а скорее евреем (8*).

                Большинство древних  римских художников не обращали внимания на исторический фактор, что Иисус был евреем. Художники  представляли Спасителя исключительно с точки зрения собственной культуры. Это просматривается на всех изображениях II-V веков.
 
                Появление изображений Иисуса имело определённые богословские последствия: мнения христиан, каким должен изображаться Сын Божий разделились. Одни считали, что Спаситель должен иметь вид молодого классического героя, воина. Пример такого образа - мозаика в часовне архиепископа Равенны (архиепархия-митрополия Римско-католической церкви. Основана в I веке в г. Равенне, Италия).
                На мозаике Спаситель стоит на шеях льва и змеи (рис. 6 на коллаже). Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете наступать на льва и кобру, вы растопчете великого льва и змею”.
                Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita» (лат. «Я есть путь и истина и жизнь»). Часовня построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина с атлетической фигурой с классическими пропорциями.  Лицо овальное, чёрные волнистые волосы, спадающие до плеч, большие глаза с чёрными зрачками, густые дугообразные брови и прямой нос. Выражение лица выражает силу, уверенность и решимость.
                Некоторые ранние христиане (гностики) считали, что образ Иисуса Христа вообще может меняться по желанию и видению художника, а один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, теологов и апологетов Тертуллиан (160-220гг.) и философ, святой мученик Иустин (100-165гг.)  утверждали, что Христос внешне был ничем не примечателен, ссылаясь на мнение пророка Исайи (И.53-2).
                И наоборот,  один из отцов церкви иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии Иероним Стридонской (342-420гг.) и христианский богослов и философ Аврелий Августин (354-430гг.) утверждали, что Иисус должен быть «красив, как ребёнок, на земле и на небесах».
                Посмотри, читатель, на фото 7 коллажа. Это изображение второй четверти пятого века традиционного сюжета «Добрый пастырь» в мозаике Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (фото 6 на коллаже) |3|.
                Сюжет мозаики традиционен: Иисус без бороды пасёт овец, как и на изображениях в римских катакомбах. Однако композиция мозаичной картины совершенно иная. Фигура спасителя размещена по центру в торжественной позе. Все овцы смотрят в его сторону, даже из неудобных положений. Правая рука Спасителя протянута к ближней овечке, но он отвернулся от неё и напряжённо смотрит вдаль.
                Сам образ Спасителя женственно красив. Округлые формы тела, вьющиеся чёрные волосы спадают на грудь, скрещенные полные ноги. На нём дорогие, золотые  одежды, украшенные вертикальными тёмными полосами, с колен художественно спадает тёмный, в тон волосам, шарф .  Сидит Иисус на камнях, как на троне. Над его головой золотой нимб. В левой руке большой крест, имеющий вид императорского жезла. Видимо художник выразил тут соединение политической власти с божественной силой Христа.  Эта картина уже не плод гонимого, как в катакомбах, а наоборот восторжествовавшего христианства.

                Таким образом, подведя итог сказанному, единое видение каким надо изображать Иисуса Христа начало вырабатываться только с пятого века, причём в спорах никогда не просматривалось мнение о  реалистичности образа Спасителя.
                Начиная с третьего века, появились первые сюжетные сцены из жизни Христа, включая Крещение Господне и Тайную вечерю. В течение IV века в большинстве изображений  Христос предстаёт в виде молодого, безбородого человека, с короткими волосами, не достигающими плеч.
                С середины IV века, после того как христианство  в 313 году было легализовано Миланским эдиктом, образ Иисуса Христа в иконографии изображался в виде двух типов — как безбородого, так и с бородой. Как с короткими волосами, так и с более длинными,а в пятом веке Спаситель стал изображаться большей частью с бородой и длинными волосами, а также с крестообразным нимбом. Этот образ доминировал в Византийской империи.

Примечания:
1* Присцилла – христианка Рима из семьи консула Акилия Глабрия, казнённая по приказу императора Домициана.

2* Галла Плацидия (лат. Galla Placidia; ок. 388 - 450 гг.) — дочь римского императора Феодосия Великого. В 425—437 управляла Западной Римской империей (в малолетство своего сына, императора Валентиниана III).

3* Домициллы -  самые большие катакомбы Рима. Над катакомбами расположена базилика Санти-Нерео-э-Акиллео (IV век).
Катакомбы расположены на территории семейного захоронения, которое принадлежало семье Флавиев. Возможно участок принадлежал Домитилле, внучке императора Веспасиана, которая вместе с мужем консулом Титом Флавием Климентом подверглась мученической смерти за веру во время гонения на христиан при императоре Домициане. (https://wowitaly.ru/katakomby-rima/)

4* Катакомбы Каллиста – крупнейшее подземное христианское захоронение Рима – катакомбы Святого Каллиста  (Catacombe di San Callisto) (II–IV вв.), основанные епископом Каллистом. Четырёхуровневый лабиринт с сотнями тысяч гробниц протянулся на 12 км. Он занимает площадь в 15 гектаров на территории между старой Аппиевой дорогой, улицами Via delle Sette Chiese и Via Ardeatina.

5* Добрый пастырь. Образ доброго пастыря уходит корнями в Евангелие от Иоанна. В главе 10  Иисус рассказывает ученикам притчу о воре и пастыре, в которой Учитель  говорит, что только входящий дверью есть пастырь овцам. Когда пастырь выводит своих овец, овцы идут за ним потому, что знают его голос (И. 10-4), а в стихе девятом Он говорит: «Я есмь дверь: кто войдёт мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт». И в стихе 11 объясняя, наставляет: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».

6* По науке высота головы умещается в росте 7,5 – 8 раз  (8 – идеальная фигура, выше идут модельный и героический) В нашем случае голова умещается в общем росте пастыря  без точного учёта ракурса 6,5 -6,8 раза, что позволяет сделать вывод о невысоком росте.
7* В описании внешности автор использовал упрощённые приёмы габитоскопи - отрасль криминалистической техники, изучающая теоретические положения и технико-криминалистические средства и методы сбора, изучения и использования данных о внешнем облике человека.
 
8* Евреи: характерные черты. Африканская генетическая ветка характерна для Ближнего Востока, Средиземноморья и Европы в целом. Характерные национальные черты евреев приведены в статье.


Использованная литература:

1. Римские катакомбы 

2. Митрополит Илларион (Алфеев). Православие. Том 2:     Раннехристианская  живопись. Фрески римских катакомб http://pravoslavie.by/page_book/60180
Арт  Живопись  https://kulturologia.ru/blogs/070117/32920/
3.  Мавзолей Галлы Плацидии https://sibeaster.livejournal.com/195790.html

Продолжение следует