Лик. Часть 2. Размышления о пути к образу

Вадим Гарин
Начало:  http://proza.ru/2018/11/29/1455

Коллаж автора. Фото взяты из интернета.

                Большинство древних  художников,  не задумываясь, представляли Спасителя исключительно с точки зрения собственной культуры. До канонического изображения это просматривается на всех изображениях II-V веков. В Риме Иисус был римлянином, на Гаити гаитянином (фото 1), в Эфиопии – эфиопом (фото 2), в Китае – китайцем (фото 3), египтянином у коптских монахов (фото 4), африканцем в Африке (Фото 5),  в Японии – японцем (Фото 6).
                Редактируя текст, вспомнил забавный портрет В.И. Ленина в Таджикистане, где пришлось побывать в советские времена. В небольшом городке в одном из учреждений висел портрет вождя пролетариата в образе пожилого таджикского крестьянина в халате и тюбетейке с хитрым прищуром глаз - произведение местного художника.
                Скажите  странное сравнение… отнюдь: представление о знаковых фигурах, даже имея их фотографии, накладывает собственное представление художника, его видение, национальные черты и  культуру. Можно ли представить себе, что через двести - триста лет после Христа или ещё более, не имея даже его приблизительного описания возможно создание реалистичного изображения? Конечно, нет. Так, что, на мой взгляд, речь пока идёт только о воображаемом образе. Предвижу претензии: а как же нерукотворные образы? Ну, во первых, о них стало известно гораздо позднее, чем «созрело» каноническое изображение, до них «ещё надобно дожить», да и сомнения в их «нерукотворности» присутствовали во все времена. Напишу и о них. Всему своё время, дорогой читатель. А пока предлагаю разобраться в психологии образа.

Глава 4. Необходимость образа для людей

                Появление традиционного канонического изображения Иисуса Христа в мировой культуре, как я уже писал в первой части очерка, процесс  длительный и богат яростной борьбой иконоборцев с иконопочитателями, в ходе которой «сломано немало копий».

                Причина противостояния находится исключительно в религиозной плоскости, имеющая исторический, философский и  психологический аспект.
                Зададим себе простой вопрос: а зачем вообще потребовался человечеству образ? Не религиозный, а так… в общем случае – ведь к нему люди пришли ещё  в глубокой древности (пещерные, наскальные изображения и др.).
                Исследователи полагают, что они служили частью ритуалов охоты и приносили удачу. Другие считают рисунки частью шаманских верований первобытных людей, и создавались они шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения. Есть такие, которые полагают рисунки памятками для запоминания важных мифов или обрядов, схемами расположения созвездий и др.

                Главное в том, что обращение первобытных людей к новому виду деятельности – искусству явилось одним из ВЕЛИЧАЙШИХ СОБЫТИЙ В ИСТОРИИ человечества! Что же подвигло человека изображать предметы и живые существа?
                Ответов множество. С моей точки зрения на этот вопрос наиболее ясно ответили марксисты: «Теория образа  есть путь от внешнего объективного мира к ощущению, восприятию, образу»|1|.
                В.И. Ленин в работе о партии и партийности философии писал:  "... ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности».
                Выходит, изображать что-либо это такая же «осознанная необходимость», как свобода?* Человек превращает сны, ощущения и вообще абстрактные понятия в образы. Человеку присуще мыслить и чувствовать образно!

                Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.
                А в религиозном аспекте образ собирает воедино все чувства верующих, у них возникает потребность иметь перед глазами образ, к которому верующие обращаются в молитве. 
                Запретить это верующим, как показала история иконоборцев практически  невозможно.  А в Церкви всегда найдутся образованные и опытные толкователи, которые найдут лазейку, обоснуют и выйдут из положения, как обойти даже заповеди Божьи.

                Как известно вторая заповедь Ветхого Завета строжайше запрещает не только изображение Бога, но и поклонение любым «кумирам», однако, несмотря на все запреты, поклонение, сначала кресту и мощам, а затем и иконам постепенно, с провалами и победами, завоёвывало право на жизнь**. Церковные иерархи использовали стремление язычников, привыкших поклонятся изображениям своих богов для вовлечения их в христианство. Появилось множество суждений, обоснований необходимости образов в богослужениях.

                Иконопочитатели утверждали право изображать Христа, аргументируя тем, что Иисус Христос, как Бог пришёл в мир «во плоти» и икона изображает лишь человеческую природу, а божественная его природа остаётся необозримой.
                Один из отцов церкви, св. Иоанн Дамаскин (ок. 675, Дамаск, Арабский халифат — ок. 753 - 780) в полемическом сочинении «Три слова в защиту иконопочитания» писал: «Православная аскетическая практика уделяет иконе особое место, чтобы человека вела ОТ ВИДИМОГО К НЕВИДИМОМУ не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, ради слабости понимания нашего, облеченное в образ».
 
                Эта фраза о СЛАБОСТИ ПОНИМАНИЯ и то что образ есть не что иное, как Слово, как нельзя лучше говорит о назначении и цели религиозного образа. Необходимость видеть того, к кому направлены молитвы, и отсутствие абстрактного мышления привело верующих к иконе и значительно пополнило ряды христиан. Для аргументации необходимости икон отцами церкви выдвигается тезис: «христианский образ не только не противоречит ветхозаветному закону, но напротив, он есть его прямое следствие и осуществление, потому что существование образа в Новом Завете предполагается из его запрета в Ветхом Завете».
                Не знаю, как отреагируете вы, мой читатель, а мне эта фраза напоминает слова визиря в мультфильме «Лампа Алладина: «это сон не есть сон, а когда был сон, то это был не сон».
                Для оправдания причин нарушения завета подключились философы, правители и видные деятели церкви. Приведу утверждение болгарского и книжника Константина Философа (1380-1431гг.), произнесённое им в диспуте с цареградским патриархом Иоанном Грамматиком.***
         
                Ссылаясь на «Исход»  (20, 4) и подменяя понятия, Константин Философ утверждал, что «текст Септуагинты**** дает возможность понять, что Бог запрещает изображать всякое подобие, но не отрицает ДОСТОЙНОЕ изображение и отрицает только те, которые служат идолопоклонничеству».
                Иконопочитатели часто ссылаются на греческого философа, ученика Сократа и учителя Аристотеля Платона (прибл. 428-347гг. до н.э.), который, объясняя вторую заповедь Писания говорил, что «вера в единого истинного Бога исключает языческие заблуждения, отрицает изображения мнимых языческих божеств, делает бессмысленным почитание и служение им, но эта заповедь не относится ко всем изображениям, а лишь к изображениям того, что связано с языческим культом, что делает человека рабом творения, а не Творца» |2|.
   
                Мнение философа ясно говорит о том, что полемика об изображениях Бога в Греции велась задолго до появления христианства и имеет древнюю историю.
                Утверждение Платона через века продолжает св. Фёдор Студит (759-826), византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель, который, приводя отрывок из книги пророка Исайи (40, 18) «Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?», говорит:
                - Запрещение относится к изображениям Бога по подобию какой бы то ни было твари - солнца, луны, звезд или чего-то другого, из чего делают идолов». С другой стороны, заповедь о построении скинии и изображений***** в ней дана Богом, чтобы можно было «Израиль через изображения... насколько возможно, привести к служению единому Богу» |3|.

                Однако такую точку зрения разделяли далеко не все отцы церкви. Одним возражали другие. Огромное число духовенства, включая епископов, стало на сторону иконоборцев. В их рядах, например, находился один из виднейших деятелей церкви, отец церковной истории Евсевий Кесарийский (265-339гг.). В Иерийском иконоборческом Соборе 754 года участвовало 338 епископов, утвердивших иконоборческое учение.
                Противостояние иконам шло по богословским и государственым «фронтам». Начиная с середины семисотых годов, во времена правления императора Византийского государства Льва III Исавра, считавшего почитание образов проявлением язычества, вредоносным для церкви, пролилась и первая кровь: христиане, убивая друг друга, доказывали необходимость икон в богослужениях. Тридцать лет Византийская империя испытывала напряженное кровопролитное противостояние, когда верующие терпели муки и увечья от собратьев |4|.

                В этом противостоянии, унесшем множество жизней, была уничтожена и значимая часть культурного наследия: фрески, статуи, мозаики, иконы холсты, расписные алтари.

                Ожесточённая борьба закончилась победой иконопочитателей в 843 году, после проведения Константинопольского собора, решением которого восстановили традицию почитания ликов святых.

                Но тогда читатель спросит, почему   тогда почитание ликов возникло и победило только у христиан, а  евреи и мусульмане всего мира строго следуют букве Священного писания и не ищут обходных путей, несмотря на признание заповедей всеми тремя религиями, данных богом  Моисею?

                Ответ очевиден: христианское богословие развивалось в отрыве от еврейского мировоззрения. Проникновение христианства в Римскую империю, начавшееся в пятидесятые годы укрепилось только во времена императора Константина. В периоды гонений у первых христиан кроме символов, религиозная атрибутика отсутствовала.  Крест стали использовать в богослужениях только в шестом веке, а первые изображения Иисуса Христа и святых появились в середине второго века под воздействием греко-римской культуры.
                В римском пантеоне  каждый бог покровительствовал определённой человеческой деятельности и имел соответствующий вид. Скульптурные портреты богов в Риме широко использовались в архитектурных ансамблях. Верховный бог Юпитер имел грозный вид - он охранял мировой порядок и оберегал римское государство. Символами Юпитера были орёл и молнии. Бог морей Нептун изображался с трезубцем и т.д. Вспомните древние изображения Иисуса Христа в виде доброго пастыря или воина – это, по сути, жанровое изображение адекватное римским представлениям.
                При отсутствии еврейского мировоззрения и вливания  других народов в христианство, постепенно греко-римская культура стала преобладающей среди евреев Рима. Появились традиции, многие из которых теперь не очень вяжутся с Писанием.
                Что же касается иудаизма, то необходимо помнить, что иудаизм – древняя религия, находящаяся в большой степени изоляции и противопоставляющая себя всем другим народам. Это религия евреев. Исповедующих иудаизм неевреев, ничтожно мало. Религиозная цель иудаизма стала государственной идеологией. Их главный постулат о договоре Авраама с Богом и избранность еврейского народа оказался камнем преткновения для большинства народов и религий.
                Изолированность, религиозное предназначение и борьба за независимость сплотила еврейский народ. Вера помогала выживанию в сложной геополитической обстановке и евреи строго соблюдают Священное писание.  Они чрезвычайно консервативны в религиозном плане и очень кропотливы в достижении национальных целей.
                А ислам – относительно поздняя религия (седьмой век), возникшая на стыке иудаизма и христианства. Мусульманство не столько религиозное, сколько политическое учение и оно стремительно распространяется по всему миру. Родина ислама арабские племена Аравийского полуострова. Арабы принадлежат к семитским народам. Их язык и обычаи были близки к еврейским. Когда-то предки арабов и евреев жили одним племенем. Согласно преданию, Авраам — родоначальник обоих народов и неудивительно, что иудаизм оказал такое огромное влияние на ислам. Священным писанием, а впоследствии и Кораном запрещено изображение предметов и людей, а мусульмане не в пример христианам, исповедует Аллаха очень суровым Богом. Он требует твердо исполнять Его приказы. За это Аллах спасает от бедствий и врагов, помогает в битвах и государственных потрясениях.

                Таким образом, можно было с уверенностью предположить появление икон (образа) именно в христианских богослужениях. С точки зрения развития культуры образность богослужения, обрядность у христиан стала необходимой и закономерной.
                Римские художники – христиане второго века от символических рисунков перешли к евангельским образам и стали изображать их на фресках римских катакомб и в первую очередь, естественно появился образ Иисуса Христа.

Примечания:

* «Осознанная необходимость» - здесь приведена часть известной фразы философа Спинозы: «Свобода есть осознанная необходимость».
Здесь автор не «выдёргивает» урезанную им цитату, а сравнивает свободу волеизъявления со свободой мыслить и чувствовать образно. Образ стал необходимым в жизни людей.

** Вторая заповедь закона Божия: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им».

***Иоанн Грамматик -  патриарх константинопольский с 836 по 842 г. Выдающийся и образованнейший человек своего времени. Отличался особою способностью критики и анализа. Иоанн играл видную роль в иконоборческом движении. После победы иконопочитателей подвергался преследованиям, жил в монастыре, и даже после смерти вызывал ненависть у почитателей икон: по указу императора Михаила III его труп извлекли и заключили на год в тюрьму, а затем после поругания предали сожжению.
**** Септуагинта   перевод семидесяти толковников (лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum - «перевод семидесяти старцев») - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Часто обозначается LXX (число семьдесят, записанное римскими цифрами). Септуагинта является самым старым известным переводом Ветхого Завета на греческий язык. Цитаты из нее встречаются в Новом Завете.

***** Построение скинии и изображений. Скиния - походный храм евреев в виде шатра. Согласно Библии используется, как место принесения жертвоприношений и хранения Ковчега Завета до постройки Иерусалимского храма, созданного строго по образу Скинии.  «Ковчег завета» Господня (евр. арон берит яхве; Числ.;10:33; Втор.;31:26; ср. Евр.;9 и т.д.) был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля. Подробное описание конструкции и художественных особенностей подробно описаны в Библии.
( )

Использованная литература:

1.Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 18, с. 282-283.
2.Платон. Сочинения. М.: Мысль, 1994. - Т.III. - С.36.
3.Федор Студит, преп. «Творения преп.Федора Студита». - СПб., 1907. - С.128-129.
4.Статья в интернете «Иконоборчество: Почему христиане убивали друг друга из-за икон, и чем это закончилось»  https://kulturologia.ru/blogs/170118/37456/

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/01/1789