Почему они такие?

Максим Оленев
ПОЧЕМУ ОНИ ТАКИЕ?
КРАТКИЙ КУРС
ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ

М.Б. Оленев
2015-2019 гг.

Выберешь красную таблетку,
останешься в стране чудес,
И я покажу тебе,
как глубока кроличья нора!
(Морфеус. «Матрица»)

Мой маленький сын, который только-только пошел в 1-й класс, одолевает меня вопросами, свойственными его возрасту: почему горит свет, почему трава зеленая, кто быстрее поезд или самолет и т.д. Это нормально. Как говориться, каждому возрасту – свои вопросы и ответы…
Когда мне стало за 20-ть я стал задаваться вопросами посложнее – почему среди негров нет лауреатов Нобелевской премии по физике, или почему Россию настолько ненавидят Англия и Соединенные Штаты Америки, или почему казавшейся нерушимой в 1-й половине XIX века дружба между Российской империей, Австрией и Пруссией, вылилась в итоге в Первую мировую войну или почему в органах НКВД оказалось такое большое представительство евреев?
Были, конечно, вопросы и посложнее.
Ответить на них, не посмотрев лично на людей из разных стран и не прочувствовать атмосферу невозможно. Причем сделать это нужно в этих же самых странах, т.е. на местах – а не на фестивалях и чемпионатах в других частях света. Как говориться, «лучше один раз увидеть». С этим не поспоришь!
Поездив по миру, я на собственном опыте убедившись в правоте многих высказываний, которые сейчас кажутся отнюдь не толерантными, а порой и просто шокирующими.
Оказывается нехватка женщин могла привести к появлению целых народов (испано- и португало-говорящих), ныне населяющих территорию современной Латинской Америки, тюремно-ссыльное прошлое и «жизнь по-понятиям» советских вождей первого поколения – к жесточайшему террору 30-х годов, а повальная эмиграция еврейского населения после убийства в 1881 году Царя Александра II из-за начавшихся массовых погромов – к ненависти США к России.

****

Национальные вопросы в России
Польский вопрос

В течение всего девятнадцатого века Российскую империю «точили» изнутри национальные вопросы, наиболее острым и значительным из которых был польский вопрос (впрочем, тесно переплетающийся с еврейским).
Три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) между Австрией, Пруссией и Россией привели к тому, что польское государство 123 года отсутствовало на политической карте Европы. Весь XIX век польские политики и историки спорили о том, кто больше виноват в утрате независимости. Большинство считало решающим внешний фактор. А среди держав, разделивших Польшу, роль главного организатора отводилась Российской империи и Екатерине II. Эта версия популярна и по сей день, наслаиваясь на события в истории Польши ХХ века. В результате сформировался устойчивый стереотип: Россия на протяжении нескольких столетий была главным врагом Польши и поляков.
В то время как Россия в 1772–1795 годах получила территории с непольским крестьянским большинством населения (украинцами, белорусами, литовцами, латышами), Пруссия включила в себя важнейшую часть исконно польских земель со столицей Варшавой, захватив наиболее экономически и культурно развитые польские области.
Польша и Финляндия после присоединения к России получили колоссальные привилегии. Но повели себя абсолютно по-разному. Польша была бунтарской так как имела шляхетское демократическое мышление, являясь наследницей могучей федерации Речи Посполитой. Финны же никогда своей самостоятельности не имели и добивались ее по принципу «не мытьем, так катанием».
Польское королевство связывалось с Российской империей общностью царствующей династии. Александр I стал польским королем и вступил на польский трон в соответствии с российским порядком наследования престола. Но власть российского монарха в Польше ограничивалась в известной мере местным представительным органом с законодательными функциями – сеймом.
Главнокомандующим польской армией и фактическим наместником Царства Польского стал наследник престола, младший брат Императора Константин Павлович (наместником же был его доверенное лицо князь Иосиф Зайончек).
Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи. Соответствующий намек был сделан им в марте 1818 года в речи, произнесенной на открытии польского сейма. Однако, дальше этого дело не пошло.
В октябре 1819 года Н.М. Карамзин после беседы с царем, представил записку, которая стала впоследствии известной под названием «Мнение русского гражданина» - своеобразный манифест дворянского русского национализма.
«Русский Стерн» признавал, что бабка Императора «ответствует Богу, ответствует Истории за свое дело; но оно сделано, и для Вас уже свято», т.е. косвенно соглашался с тем, что сам факт раздела крупного государства в Центральной Европе уже нонсенс, и что присоединение такой огромной территории к России с весьма нелояльным разношерстным населением могло иметь (да и уже имело к тому моменту) негативные последствия.
У Александра были планы расширить территорию Царства Польского, но Карамзин противился восстановлению древнего Королевства Польского и вопрошал: все, что задумано «согласно ли с законом государственного блага России? согласно ли с Вашими священными обязанностями, с Вашею любовью к России и к самой справедливости?»
Историк восклицал: «Или все, или ничего. Доселе нашим государственным правилом было: ни пяди, ни врагу, ни другу! 
В своих мечтах Александр I даже думал даровать России конституцию из Варшавы (!), но вскоре осознал все неудобства своего нового статуса, как абсолютного монарха в России и конституционного в Польше. Известно, что, впервые столкнувшись с оппозицией в Сейме, он воспринял это как личное оскорбление. С другой стороны, Александр понимал, а возможно, и просто знал из доносов, что в среде российского дворянства велико было недовольство польской конституцией, не имевшей аналогов в России. И недовольные могли делать разные выводы.
Вхождение Финляндии в Россию, по сути, было актом по созданию национального государства, которого у финнов до этого не было - на Боргоском сейме в 1809 году Александр пообещал сохранить в неизменном виде основной закон страны, «конституцию», как он ее назвал, принятый еще в 1772 году. На императора России этим сеймом были возложены функции, которые до этого выполнял король Швеции, накануне отстраненный от власти.
Таким образом, Царство Польское стало не просто буферным государством между Россией и Западной Европой.
В 1815-1830 годах польские и литовские (т.е. национальные) войска были ОСНОВОЙ РУССКИХ СИЛ на западе империи!
ЭТО В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ПОДРЫВАЛО ПРИНЦИПЫ АРМЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ, ПОСТРОЕННОЙ ПЕТРОМ I.
До Николая I российская армия укомплектовывалась на 90% великорусским крестьянством. При этом по национальному признаку (полностью или частично) освобождались от службы ряд народностей Сибири, жители Кавказа, Башкирии (последним было дано право денежной замены), Бессарабии, крымские татары, а также армяне и татары Астраханской губернии.
По территориальному признаку освобождались все жители отдаленных районов Сибири, жители Архангельской губернии (дано право денежной замены) и др. Сюда же относились изъятия по правам переселения. Этим правом пользовались переселенцы из Западной Европы – немцы в Поволжье, на Украине и на Кавказе, а также многочисленные переселенцы с Балкан (сербы, болгары, греки).
Нельзя сказать, что Александр I прибег к уже уходящей в историю тактике принятия на военную службу наемников. Туземцы на военной службе – это далеко не редкость. Еще в средневековой Европе, начиная с XIV века, были популярны швейцарские наемные войска. С распространением их славы стал расти спрос на их службу, особенно в XV веке. В 1444 году в битве у Сент-Якоба Карл VII узнал отчаянное мужество этих наемников, вследствие чего постоянной целью французской политики стало привлечение их на службу Франции.
Несмотря на воинственность своих солдат и офицеров, Швецария длительное время сохраняла нейтралитет. Считается, что знаменитый швейцарский нейтралитет существовал с XVI века - после заключения мирного договора с Францией 29 ноября 1516 года, в котором был провозглашен «вечный мир».
Но лишь государства со значительными материальными ресурсами могли позволить себе содержать такие огромные армии. Например, в конце XVII века в России на содержание армии уходило 60% государственных доходов в мирное время и 90% - во время войны .
В этот период все основные европейские страны перешли к армии к армии регулярного образца вместо наемников, которые раньше обеспечивались богатыми предпринимателями, хотя частные компании, такие как Британская Ост-Индия еще сохраняли свои армии в колониях.
Попытка завести национальные войска на западных границах империи в итоге провалилась, хотя на Руси прецеденты имелись (достаточно вспомнить башкирские или калмыцкие воинские формирования).
После подавления польского восстания 1830-1831 годов польская армия, Литовский и Финляндский корпуса были распущены.

*****

В 1867 году поляк Антон Березовский стрелял в русского царя во Франции. Это было второе по времени покушение на жизнь царя. Первое произошло годом ранее, 4 апреля 1866 года, революционером-террористом Дмитрием Каракозовым.
Березовский был сыном бедного шляхтича, учителя музыки, уроженца Волынской губернии. Антон работал на механическом заводе, а в возрасте 16 лет, против воли отца, принял участие в польском восстании 1863-1864 годов, после чего эмигрировал в Париж, где работал в слесарной мастерской. В 1867 году, когда Царь Александр II прибыл с официальным визитом в столицу Франции, чтобы посетить Всемирную выставку, Березовский задумал убить его, чтобы освободить свою родину. Об этом он впоследствии заявил на суде.
6 июня 1867 года в 5 часов вечера на ипподроме Лоншан в Булонском лесу поляк выстрелил в царя, возвращавшегося с военного смотра. Вместе с Александром II были его сыновья – наследник престола Александр (будущий царь Александр III) и великий князь Владимир Александрович, а также Император Наполеон III.
От слишком сильного заряда пистолет разорвало, в результате пуля отклонилась и попала в лошадь сопровождавшего экипаж шталмейстера. Березовский, которому взрывом сильно повредило руку, был немедленно схвачен толпой.
15 июля состоялся суд над Березовским, дело рассматривали присяжные. Вины своей Антон не признал, лишь выразил сожаление, что инцидент произошел в дружественной стране. Месть за подавление восстание была основным мотивом поступка. Прокурор утверждал, что Березовский не имел личных мотивов жаловаться на российское правительство, и потому «для него нет оправданий, если только политические страсти не послужат ему в уменьшение вины». Адвокат настаивал на том, что Березовский мстил за свою порабощенную родину и семью, сосланную после восстания, и ссылался на добрые качества Березовского, подтвержденные свидетелями.
Несмотря на сочувствие публики, суд постановил отправить Березовского на пожизненную каторгу в Новую Каледонию. Впоследствии каторга была заменена пожизненной ссылкой, а в 1906 году, спустя 40 лет после покушения, Березовский был амнистирован, но так и остался там жить. Он скончался в возрасте 69-ти лет в городе Бурай в Новой Каледонии.