Голубая Надежда. Задушевные беседы ч. 21

Анна Магасумова
Ценная бандероль стоимостью в один доллар
Blue Hope/Голубая Надежда
Задушевные беседы. Легенды о Белых Богах
Кто они и откуда?

Храня океан и утесы,
Вы немы навек, исполины!..
О, если б на наши вопросы
Вы дали ответ хоть единый!

И только, когда над волнами
Даль гаснет огнем запоздалым,
Блуждаю один я меж вами,
По древним, рассеченным скалам.
(Валерий Брюсов)

   Время великих географических открытий на нашей планете, к сожалению, давно прошло. Практически каждый уголок Земли уже изучен, человечество начинает исследовать космос и глубины океана. Однако, кое-какие если не белые, то как минимум блеклые пятна на карте планеты ещё остались. Если вам хочется почувствовать себя первооткрывателем, то на Земле есть наименее исследованные  места, куда вам стоило бы отправиться. (1)
   1.Северо-восточная Сибирь. Россия. Якутия. Республика Саха. Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом.
Для первооткрывателя, который не боится холода, Якутия - просто идеальное место.
   2.Северо-Восток Евразии. Россия. Полуостров Камчатка. Вулканы, гейзеры, бухты и озёра - главные достопримечательности Камчатского края.  Всего на Камчатке насчитывается больше 300 вулканов. Сэда лучше приезжать летом. Потому что суровые камчатские зимы - это одна из причин почему этот регион до сих пор остаётся таким малоизученным.
   3.Северо-Восток Северной Америки. Гренландский ледяной щит. Суровый климат и жёсткие погодные условия. У вас точно есть все шансы стать первооткрывателем.
   4.Южная Америка. Юго-восточной часть Венесуэлы. Тепуи или тепуй (типуи) - столовые горы, расположенные на Гвианском нагорье в Южной Америке, большей частью на территории Венесуэлы. Затерянный мир, где не ступала нога человека, одно из самых удивительнейших мест на нашей планете. В окружении саванн и джунглей надёжно скрыта от глаз людей изолированная местность с уникальной фауной и флорой.
   5.Южная Америка. Дождевые тропические  леса Амазонии.
 Но нужно быть очень осторожными в тропических джунглях. Почему, известно. Звери, змеи, грызуны и термиты.
    6.Юго-Запад Африки. Джунгли  Намибии и река Оранжевая.  На реке Оранжевая располагается известный 146-метровый водопад Ауграбис.
    7. Тибетское нагорье. Фантастическое место! Место силы!  Посещаемости туристов способствует известность Тибета как обители буддийских монахов, святых (махатм).  Озера в нагорье, даже расположенные рядом, могут иметь различный цвет воды: жёлтый, зелёный, бирюзовый или бурый. Цвет обусловлен солями.
    8. Австралия.  Полуостров Кейп-Йорк.  Этот удалённый полуостров является одним из последних оставшихся неосвоенных районов на Земле.
 Добраться туда не просто. Посмотреть природу этого полуострова  можно с вертолёта
   9. Папуа - Новая Гвинея - страна на юго-западе Тихого океана, занимающая восточную часть острова Новая Гвинея и несколько островов поблизости. Славится разнообразной флорой и фауной, пляжами и коралловыми рифами.
   10. Юго-Восточная Азия. Филлипины. Остров Палаван. Бо;льшую часть острова занимают горы, джунгли и мангровые, вечнозеленые  леса.Главное для первооткрывателя на этом острове - опасаться больших хищных растений, которые настолько огромны и суровы, что могут проглотить не только грызуна, но и маленькую обезьянку.
   11.Остров Питкэрн - единственная заморская территория Великобритании в Тихом океане. Включает в себя пять островов, один из которых обитаем. Находится в южной части Тихого океана, граничит на западе с Французской Полинезией. (2)  Самая малонаселённая территория в мире, с населением 49 человек по оценке 2014 года.
    11. Полинезия - субрегион (3) Океании, состоящий из более чем 1000 островов, разбросанных по центральной и южной части Тихого океана.
Образует треугольник, вершинами которого являются: Гавайские острова на севере, Остров Пасхи на юго-востоке и Новая Зеландия на юго-западе, однако на этих островах сейчас полинезийцы составляют лишь небольшую часть населения.
   Современные ученые сходятся во мнении, что расовая принадлежность полинезийцев до сих пор не ясна. Сейчас уже по всей Полинезии (4)  обнаружен так называемый арабско-семитский тип (термин Хейердала) с прямым носом, тонкими губами и прямыми рыжими волосами. Люди этого странного типа, называемые полинезийцами - "уру-кеу", произошли, по их мнению, от древней светлокожей и беловолосой "расы богов", первоначально населявшей острова.
    13. Остров Пасхи (или Рапануи) - отдаленный вулканический остров в Полинезии, принадлежащий Чили. Площадь острова около ста шестидесяти квадратных километров. Остров Пасхи признан наивысшей точкой над уровнем океана. Он находится на огромной возвышенности, которая получила название Восточно-Тихоокеанская возвышенность  Ввиду этого еще Тур Хейердал писал:
"Ближайшая суша, которую видят местные жители, это Луна".(5)
  Остров Пасхи  получил всемирную известность благодаря девятистам огромным статуям под названием моаи, которые были созданы местными жителями в период с XIII по XVI век. Статуи представляют собой вырезанные из камня человеческие фигуры с большими головами, многие из которых покоятся на гигантских каменных постаментах аху. На самом большом аху, Тонгирики, расположено 15 вертикальных статуй различного размера.
       Сегодняшние жители острова, наиболее удаленного от Полинезии и приближенного к Америке клочка суши, утверждают, что часть их предков имела белую кожу и рыжие волосы, в то время как остальные были темнокожими и черноволосыми.
 Это засвидетельствовали и первые европейцы, побывавшие на острове. Когда в 1722 году остров Пасхи впервые посетил голландский фрегат, то на борт в числе прочих поднялся белый человек, а об остальных островитянах голландцы записали следующее:
 "Среди них есть и темно-коричневые, как испанцы, и совсем белые люди, а у некоторых кожа вообще красная, как будто ее жгло солнце".
  На острове сохранились предания, будто предки островитян пришли из пустынной страны на Востоке и достигли острова, проплыв шестьдесят дней в сторону заходящего солнца.
"На островах Пасхи"
(Раздумье знахаря-заклинателя)
Лишь только закат над волнами
Погаснет огнём запоздалым,
Блуждаю один я меж вами,
Брожу по рассеченным скалам.

И вы, в стороне от дороги,
Застывши на каменной груде,
Стоите, недвижны и строги,
Немые, громадные люди.

Лица мне не видно в тумане,
Но знаю, что страшно и строго.
Шепчу я слова заклинаний,
Молю неизвестного бога.

И много тревожит вопросов:
Кто создал семью великанов?
Кто высек людей из утесов,
Поставил их стражей туманов?

Мы кто?- Жалкий род без названья!
Добыча нам - малые рыбы!
Не нам превращать в изваянья
Камней твердогрудые глыбы!

Иное - могучее племя
Здесь грозно когда-то царило,
Но скрыло бегучее время
Всё то, что свершилось, что было.

О прошлом никто не споёт нам.
Но грозно, на каменной груде,
Стоите, в молчаньи дремотном,
Вы, страшные, древние люди!
(Валерий Брюсов)
   Очень любопытны  записки Томпсона (1880 г.), в которых говорится о стране, находящейся по легенде в шестидесяти днях пути на восток от острова Пасхи. Она называлась еще "страной захоронений". Климат там был так жарок, что умирали люди и засыхали растения.
   От острова  Пасхи на запад на всем огромном протяжении до Юго- Восточной Азии нет ничего, что могло бы соответствовать этому описанию: берега всех островов покрыты тропическим лесом. Зато на востоке лежат прибрежные пустыни Пеpy, и нигде больше в районе Тихого океана нет местности, которая лучше соответствовала бы описаниям легенды, чем перуанское побережье -  и по названию, и по климату.(6)
   Вдоль пустынных берегов Тихого океана расположены многочисленные древние захоронения. Сухой климат позволил  учёным детально изучить погребенные там тела. По первоначальным предположениям  мумии должны были дать последователям исчерпывающий ответ на вопрос: каков был тип древнего доинкского населения Перу. (7)
  Однако мумии  задали новые загадки. Вскрыв захоронения, антропологи обнаружили там типы людей, не встречавшиеся в Древней Америке. Так, в 1925 году археологи открыли два больших некрополя на полуострове Паракас (8) в южной части центрального перуанского побережья.
   В захоронении лежали сотни мумий. Радиокарбонный анализ (9) определил их возраст - 2200 лет. Когда мумии вскрыли, то обнаружилось разительное отличие их от основного типа древнеперуанского населения. Рядом с могилами исследователи нашли в больших количествах обломки твердых пород деревьев, которые обычно использовались для постройки плотов. Ученые были просто ошарашены необычными открытиями.
"Это была отобранная группа крупных людей, абсолютно не типичных для населения Перу", - писал  американский антрополог Дэвид Стюарт. (10)
  Пока Стюарт изучал их кости, профессор М. Троттер делала анализ волос девяти мумий. По ее данным, цвет их был очень светлый, почти золотой. Волосы двух мумий вообще отличались от остальных: они вились, чего никогда не бывает у индейцев Америки.
   Английские ученые сделали анализ группы крови у мумии инкского жреца XVI века. В результате они установили присутствие… группы крови А, которой вообще не было у американских индейцев до прибытия завоевателей-европейцев. Вот и еще одна тайна остается нераскрытой.
Не удивительно, еще Франсиско Писарро писал об инках:
"Правящий класс в перуанском королевстве был светлокожим, цвета спелой пшеницы. Большинство вельмож удивительно походило на испанцев. В этой стране я встретил индейскую женщину, такую светлокожую, что поразился. Соседи зовут этих людей "детьми богов"…
  Таких членов королевских семей было к приходу испанцев пятьсот. Хронисты сообщают, что восемь правителей инкской династии были белыми и бородатыми, а их жены - "белыми, как яйцо".  Значит, белые "божества" индейцев жили в Перу?
  Достаточно поверхностного знакомства с  многожанровой литературой по истории Перу, чтобы обнаружить там множество упоминаний о бородатых и белокожих индейских богах/
Тени Белых Богов исполинов (11)
Сквозь нирвану за нами следят,
В параллельном, таинственном мире,
Мы веками их чувствуем взгляд...

Отзовитесь Хранители Боги,
Иль планета вам наша не дом?
(Мира Бриг)
   Наиболее любопытна гипотеза швейцарского писателя Эриха фон Дэникена (12):
  "Белые божества индейцев - это, конечно же, пришельцы из космоса".
Этот вывод получен не просто так, с потолка, а на основании постоянно присутствующей во всех легендах темы о пришествии "белых богов" с Небес. Можно согласиться с Дэникеном, известным почитателем версии о палеоконтактах с пришельцами.
   Но многие ученые утверждапют, что Белые Боги имеют земное происхождение. И эта, и другая гипотеза имеют право быть! Как говорил Соломон: "И ты прав, и ты прав, и ты прав….."
И ты прав, мой друг дорогой,
Сказал Соломон с тоской,
У каждого правда своя,
Если любим мы только себя.
(Александра Раина)
   По  испанским хроникам эпохи конкистадоров, по запискам Колумба видно, с каким почтением относились индейцы к белым людям. В 1519 году отряд Кортеса свободно шел через джунгли, поднимаясь к столице ацтеков. Ему практически не препятствовали. Почему? Да все из-за легенд! Ацтекские жрецы высчитали, что Белый бог, покинувший их в год Ке-Акатль, вернется в этот же "особый" год, что повторяется каждые 52 года. По странному стечению обстоятельств Кортес высадился в Америке как раз в такой год.  Он практически полностью  совпадал с легендарным богом и по одежде. Понятно, что индейцы нисколько не сомневались в божественной принадлежности конкистадоров. А когда засомневались, было уже поздно…
   Еще один интересный факт. Правитель ацтеков Монтесума послал одного из своих сановников  Теутлиле  к Кортесу с подарком: головным убором, наполненным золотом. Когда посланник высыпал украшения перед испанцами и все сгрудились посмотреть, Теутлиле заметил среди конкистадоров человека в шлеме, отделанном тончайшими золотыми пластинками. Шлем поразил Теутлиле. Когда Кортес предложил ему отнести ответный дар Монтесуме, Теутлиле, умоляюще, попросил:
"Дайте мне только одну вещь - шлем того воина. Я должен показать его правителю, ибо он выглядит точно так же, как тот, что однажды надел белый бог".
"Хорошо, я отдам шлем, но ты его вернешь наполненным золотом", - ответил ему  Кортес.
"При завоеваниях недостаточно оставлять покоренному населению его законы, надо еще оставить ему его нравы: народ всегда больше защищает свои нравы, чем свои законы"
(Ш. Монтескье)
   Писарро и его люди, грабя и ломая инкские храмы, оставляли описания своих действий. В храме Куско, стертом конквистадорами с лица земли, стояла огромная статуя, изобразившая человека в длинном одеянии и сандалиях,  точно такая же, что рисовали испанские художники.
В храме, построенном в честь Виракочи, тоже стоял великий бог Кон-Тики-Виракоча - мужчина с длинной бородой и гордой осанкой, в длинном балахоне.
"Когда испанцы увидели эту статую, - писал современник событий, - то подумали, что святой Бартоломей дошел до Перу, и индейцы создали монумент в память об этом событии".
  Конквистадоры были так поражены странной статуей, что не разрушили ее сразу, и храм на время миновала участь других подобных сооружений. Но скоро и его обломки растащили в разные стороны нищие крестьяне.
Обследуя территорию Перу, испанцы наткнулись и на огромные металлические сооружения доинкских времен, также лежавшие в развалинах.
Испанский хронист Сьеса де Леон (13)  в 1553 году писал:
"Когда я спросил у местных индейцев, кто построил эти древние памятники, они отвечали, что это сделал другой народ, бородатый и белокожий, как мы, испанцы. Эти люди прибыли задолго до инков и осели здесь".
 А дальше еще интереснее:
"Местные жители заявили, что им доподлинно известно, что задолго до власти инков здесь жили белые бородатые мужчины. Это были люди тонкого ума, пришедшие из неведомой страны, и было их мало. Они женились на местных женщинах, и дети их стали инками… Вождем у белых людей был человек высокого роста, обладающий большим авторитетом. Он научил людей нормально жить. Везде его называли одинаково - Тикки Виракоча. И в честь него создали храмы и воздвигли в них статуи…"
   Хронист Хуан диес Бетансос, женатый на жене Инки Акаульпо (14),  принимавший участие в первых перуанских походах испанцев, однажды спросил у индейцев: "Как выглядел Виракоча?"
  Они ответили: "Виракоча  был высокого роста, в белом одеянии до пят, волосы закреплялись на голове тонзурой, ходил он важно и в руках держал что-то похожее на молитвенник".
   Но откуда пришел Виракоча? На этот вопрос нет однозначного ответа.
"Многие считают, что его имя Инга Виракоча, и означает это "морская пена" - замечает хронист Августин де Сарате.(15)
  Еще один хронист XVI века Франсиско Лопес де Гомара (16)  утверждает: "По рассказам старых индейцев, Виракоча  перевез людей своих через море".
   Наиболее часто встречаемое название Кон-Тики-Виракоча состоит из трех имен для одного и того же белого божества. В доинкские времена он был известен на побережье как Кон, а внутри страны как Тикки. Но когда с приходом к власти инков их язык (кечуа) распространился на весь район, инки узнали, что эти два названия относятся к одному и тому же божеству, которое они сами назвали Виракоча. И тогда все три имени соединили…
    Легенды индейцев чиму повествуют о том, что белое божество пришло с севера, со стороны моря, а затем поднялось к озеру Титикака.
     "Очеловечивание" Виракочи наиболее четко проявляется в тех легендах, где ему приписывают различные чисто земные свойства и качества -  называют его умным, хитрым, храбрым, однако при этом величают Сыном Солнца.
   Многие легенды сходятся на том, что он пришел на камышовых лодках к берегам озера Титикака и создал мегалитический (из каменных глыб) город Тиауанако. (17) Отсюда Виракочи посылал бородатых послов во все концы Перу, чтобы те учили людей и говорили, что он их творец. Но в конце концов недовольный поведением жителей, он решил покинуть их земли. Во всей огромной империи вплоть до прихода испанских индейцев индейцы единодушно называли путь, по которому уходил Виракоча и его сподвижники. Они спустились к тихоокеанскому побережью и ушли по морю на запад вместе с солнцем. Как мы видим, они ушли в сторону Полинезии, а пришли с севера…
      На севере инкского государства, в горах Колумбии, жили чибча, еще один загадочный народ, достигший к приходу испанцев высокого уровня культуры. Их легенды также содержат сведения о белом учителе Бочика. Описание его такое же, что и у инков. Он правил ими много лет, и его называли также Суа, то есть "солнце" на местных диалектах. К ним он пришел с востока…
    К востоку от области чибча, в Венесуэле и соседних областях сохранились свидетельства пребывания белого таинственного странника. Его называли  Тсума (или Суме), он обучил местные племена земледелию. По одной из легенд, Тсума велел всем людям собраться вокруг высокой скалы, встал на нее и поведал свои законы и наставления. Пожив с людьми, он покинул их.
   К северу от Колумбии и Венесуэлы в районе Панамского канала живут индейцы куна. По их  сообщениям, после сильного наводнения пришел "белый бог" и обучил людей ремеслам. .
   Еще дальше на север,  в Мексике, к моменту испанской колонизации  расцвела цивилизация ацтеков. От Анауака (современный Техас) до Юкатана ацтеки говорили о белом боге Кецалькоатле. Он долго правил в Толлане, запретив человеческие жертвоприношения и проповедуя мир.
   Люди больше не убивали животных и питались только  растительной пищей. Но это длилось недолго. Дьявол заставил Кецалькоатля предаться тщеславию и погрязнуть в грехах. Однако скоро ему стало стыдно за свои (явно не божественные) слабости, и он решил покинуть страну. Перед уходом "бог" заставил улететь всех тропических птиц и превратил деревья в колючие кустарники. Он исчез в южном направлении…
   Соседи ацтеков майя рассказывают, что белого бога у них звали Кукулькан. Он явился с 12 учениками-последователями. У всех были ниспадающие одежды, сандалии, длинные бороды и непокрытые головы с белыми волосами.
   О  Кукулькане вспоминают как о строителе пирамид и основателе древнейших городов Майяпака и Чичен-Ицы. (18) Он же научил майя пользоваться оружием. И снова, как и в Перу, он покидает страну и уходит в сторону заходящего солнца…
   Согласно индейским мифам, белый бог побывал на плоскогорье Соке и получил там имя Кондой. К югу от майя жили индейцы киче Гватемалы. Из их священной книги "Пополь Вух"  узнаем, что их народ также был знаком со странником, проходившим через земли. Киче называли его Гугумац.
Белый бородатый бог прошел от берегов Юкатана через всю Центральную и Южную Америку до перуанского побережья и уплыл на запад, в сторону Полинезии. Это засвидетельствовали многочисленные легенды индейцев и хроники ранних испанских наблюдателей.
   А остались ли какие-нибудь археологические свидетельства? Или, может быть, белокожие и бородатые пришельцы были лишь призраками, продуктом воспаленного ума индейцев Америки?
   Средневековые испанцы разрушили не все статуи. Кое-что жителям удалось спрятать. Когда в 1932 году археолог Беннет делал раскопки в Тиауанако, то натолкнулся на краснокаменную статуэтку, изображавшую бога Кон-Тики-Виракоча в длинном одеянии, с бородой. Его балахон был украшен рогатыми змеями и двумя пумами - символами высшего божества в Мексике и Перу.
   Бэннет указывал, что эта статуэтка была абсолютно идентична той, что найдена на берегу озера Титикака, как раз на полуострове, ближе всего расположенном к острову с тем же названием. Другие подобные изваяния нередко находили вокруг озера. На перуанском побережье Виракочу увековечивали в керамике и рисунках: камня для статуэток там не было. Авторы этих рисунков - ранние чиму и мочика. Подобные вещи встречаются в Эквадоре, Колумбии, Гватемале Мексике, Сальвадоре. (Нужно заметить, что бородатые изображения отмечал еще А. Гумбольдт, разглядывая рисунки древних манускриптов, хранившихся в Имперской библиотеке Вены в 1810 году.) До нас дошли цветные фрагменты фресок храмов Чичен-Ицы, повествующие о морской битве черных и белых людей. Эти рисунки не разгаданы до сих пор…
   Белые бородатые божества индейцев… Кецалькоатль, Кукульман, Гугумац, Бочика, Суа… Что же говорят обо всем этом современные ученые? Несомненно, широкий круг источников указывает на распространение в Новом Свете светлопигментированного населения. Но когда это было? Откуда оно произошло?
"Никаких белых индейцев, о которых пишет Фосетт в своей книге, в Америке нет…"????
 Видимо, все-таки есть. В 1926 году американский этнограф Гаррис изучал индейцев Сан-Бласа и писал, что волосы у них цвета льна и соломы и комплекция белого человека. Совсем недавно французский исследователь Омэ описал встречу с индейцами племени вайка, волосы у которых были каштанового цвета и очень светлая кожа.
"Так называемая белая раса, -  писал он, - имеет даже своих индейцев". Американская сельва обладает способностью изоляции не меньшей, чем остров, причем изоляции многовековой…
    Кроме легенд, есть и археологические находки, которые на основании фактов свидетельствуют о том, что в Латинской Америке существовали целые поселения "белых индейцев". Так, в мексиканском храме войны в Чичен-Ица была открыта фреска, изображавшая сражение между светловолосыми людьми и темнокожими воинами. Светлокожие были с большими белыми бородами и в шлемах, удивительно напоминающих древнегреческие.
  Это лишь несколько из множества свидетельств испанских хронистов, только малая часть легенд американских индейцев и мизерная толика археологических и антропологических свидетельств - надводная часть айсберга…
Бородатые Белые Боги -
Кто они? И откуда приходят?
Да, не с нашей они земли,
А, может, они - это Мы?
(стихи автора)
  Кем были эти бородатые белые боги? Что не инопланетяне - это точно. Их происхождение явно земное. Древние творцы мегалитических сооружений Старого и Нового Света? "Народы моря"? Путешественники во времени? Критяне? Финикийцы? А может быть, и те и другие? Гости из Будущего?  На этот существует много интересных точек зрения. Но это уже другая тема...
"Я был на краю гор,
Я был у истоков реки,
И это сплошной вздор,
Что с ними мы не близки.
Я не нашел никого,
Кто не был бы другом мне,
Мы с ними столько прошли!
За всё благодарен судьбе.
(стихи автора)

(1) "Куда не ступала нога человека. 10 самых загадочных белых пятен на карте планеты" сайт fichki.net
(2) Французская Полинезия - страна. заморская территория Франции, насчитывает более 100 островов в южной части Тихого океана, общая протяженность которых составляет более 2000 км.
(3) Субрегион является частью более крупного региона или континента и обычно основан на местоположении. Кардинальные направления, такие как юг или юг, обычно используются для определения субрегиона.
(4) Полинезия - субрегион Океании, состоящий из более чем 1000 островов, разбросанных по центральной и южной части Тихого океана между 23°30’северной широты - 28°южной широты  и 176°восточной  долготы -  109°20’западной долготы. Коренные народы, населяющие острова Полинезии, называют полинезийцами
(5) RGDN.info Символика и мифология "Какие тайны скрывает остров Пасхи?" опубликовано 11.05.2016
(6) О. Буланова "Дети богов: По следам белых индейцев"
В статье использованы материалы журнала "Тайны веков"
Сайт "Русская Правда" m.ruspravda.info
(7) "Загадочный мир "белых богов" на сайте arcanus.ru Тайны и открытия
(8) Паракас - полуостров в Перу, омываемый Тихим океаном. Расположен в регионе Ика. Название полуострова происходит от двух слов языка кечуа: "para" - "дождь" и "aco" - "песок". Такое название связано с тем, что на полуострове нередки песчаные бури, поднимаемые ветром со стороны океана
(9)  Радионокарбонный (радиоуглеродный) анализ - метод абсолютного датирования открыт в 1950 году в результате  исследований американского физика Уиларда Френка Либби, за что он получил Нобелевскую премию.
Метод заключается в следующем. Под действием космической радиации в атмосфере образуется радиоактивный изотоп углерода С-14. Он  и обычный углерод С-12, входящий в органическое вещество всего живого. Пропорции радиоактивного (С-14) и инертного углерода (С-12) везде одинаковы. Углерод С-14 создает молекулы углекис­лого газа, который усиливается растениями, животными и человеком. Пока организм живет, количество распавшегося С-14 пополняется новым из природы. После смерти организма С-14 постепенно истощается и не восполняется. Нарушается пропорции С-14 и инертного С-12. Скорость распада С-14 была установлена Либби. Подсчитать количество оставшегося углерода тоже можно. В итоге можно установить время, когда было спилено дерево, погибло животное или человек (по костным останкам, главным образом). Так устанавливается абсолютная дата события. Конеч­но, не год в год, с погрешностью. Часто в десятилетия и века.
(10) Дэвид Стюарт (род. 7.08. 1965) - американский археолог и эпиграфист, специализирующийся на изучении древней Мезоамерики, особенно цивилизации майя. В юном возрасте получил признание в научной среде за работу по расшифровке иероглифов майя. В настоящее время является профессором искусства и письменности Мезоамерики в Департаменте искусств и истории искусств в Техасском университете в Остине.  В своей  работе "Порядок суток" (2011 год)  исследует важную роль времени и космологии классической цивилизации майя, развенчивает  миф о якобы предсказанным майя уничтожении мира в 2012 году.
(11)  Самая многочисленная группа богов - белые боги-пришельцы, имеющие человеческий облик.  Это обожествленные предводители одной из двух групп космических завоевателей -  адитьев и их потомков (древнеиранских ахуров,  древнеславянских сварожичей,  древнегреческих олимпийцев, части древнескандинавских ванов и асов, части древнеегипетских и шумерско-вавилонских небесных солнечных богов, и т.д.), которые высадились на Земле в конце Мезозойской эры (около 66 млн. лет назад) и одержали победу в Великой битве  с древнейшими змееподобными земными богами (Чернобогом, Вритрой и др.) и их последователями.
(12) Э;рих фон Дэникен (род. 14.04.1935) - швейцарский писатель и кинорежиссёр, один из известнейших идеологов теории палеоконтактов. Автор книг: "Пришельцы из вселенной", "Боги были астронавтами", "Посланники из космоса", "По следам всемогущих богов", "Золото богов. Инопланетяне среди нас", "Колесницы богов", "Сумерки богов" и др,
(13) Педро Сьеса де Леон (1518 или1520 - 2.07.1554) - испанский священник и солдат, гуманист, историк, географ, ставший одним из первых хронистов, написавших о конкисте (завоевании) континента Южная Америка. Он лично пересёк несколько раз территорию, занятую сейчас государствами Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия и Чили, то есть свыше 7000 км. Собранные им материалы отличаются широким тематическим охватом и достоверностью и фактически представляют первую энциклопедию по истории, географии, ботанике и зоологии Южной Америки. Также благодаря ему в Европе узнали о картофеле, о котором он написал в своей "Хронике Перу",  опубликованной в 1553 году в городе Севилья.
(14) Хуан Диес де Бетансос и Араус (1516 или 1519 - 1.03.1576) - испанский историк, конкистадор, переводчик, хронист. Записал первую известную хронику Перу, которая была полностью составлена на основании сведений, полученных от самих индейцев, поскольку отлично знал язык кечуа. Был женат на жене Инки Атауальпа.
         Атагуальпа, или Атавальпа, или Тиксикапак Инка, или Авки Тупак Атау Вальпа (20.03.1497 - 26.07.1523)  - правитель региона Кито, восставший против законного правителя Империи Инков Уаскара. Свергнут и казнён испанскими завоевателями
(15)  Августин де Сарате (1514 - 1560) -  испанский историк и хронист. Одним из первых составил описание завоевания Империи Инков и гражданских войн испанцев в Перу.
(16) Франсиско Лопес де Гомара (1511? - 1566?)  - испанский священник, гуманист, историограф Конкисты. Никогда не был в Новом Свете, однако его работы отличаются высокой информативностью. Гомара был духовником Кортеса и лично знал многих участников завоевания Мексики. Его работы вдохновили Берналя Диаса.
     Берналь Диас дель Кастильо (1495 - 1584) -  испанский конкистадор, участник экспедиции Эрнана Кортеса. Автор хроники "Правдивая история завоевания Новой Испании" (1557-1575) - важного источника по конкисте.
(17) Тиуанако или Тайпикала (иногда Тиауанако, Тиуанаку, Тиванако) -  древний город, духовный и политический центр одноимённой Андской цивилизации. Находится в 15 км от южного берега озера Титикака в Боливии. С 2000 года является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
(18) Чичен - ица -  политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан в Мексике, священный город народа Ица. Расположен в 120 км к востоку от города Мерида