Шаббат - Что это такое?

Николай Святобог
Шаббат — Что это такое?

Каждый седьмой день недели у евреев не похож на остальные дни. Каждый Шаббат возносит нас над всей рутиной будней, возвращая – к нашему истоку, к Источнику жизни, дает возможность припасть к нему и насладиться его живительной влагой.

Что же это такое – Шаббат? Чтобы понять его смысл, обратимся к первоисточнику – Торе: «И завершены были небеса и земля, и все их воинство. И завершил Б-г на седьмой день Свой труд (мелаху), который Он делал, и почил Он в седьмой день от всего Своего труда, что делал. И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день Он почил от всего Своего труда…» (Берешит, 2:1-3)

Первое упоминание Шаббата в Торе характеризует его, как завершающий аккорд Творения, Б-жественный отдых – не потому, что Вс-вышний, не дай Б-г, «устал», но потому что Он перестал воздействовать, изменяя творение, и завершил его – в сам седьмой день – созданием отдыха. В седьмой день – Шаббат – Творец подарил миру спокойствие и гармонию, открыл окошко – в Свое измерение, измерение вечности.

Шаббат – менуха
Субботний отдых – больше привычного для нас понятия «отдых». Это менуха, благодать и спокойствие. Это – особое духовное состояние, умонастроение, создаваемое Шаббатом. Бесконечные настоятельные требования нашей цивилизации – телефон, интернет, автомобиль… телевидение, новости, почта, курс валют… Мы даже не осознаем, до какой степени мы порабощены. Кто в состоянии не ответить на настойчивый звонок телефона, не заглянуть – в присланные ему сообщения? Мы должны узнать, в чем же там дело! В Шаббат это «должны» не существует. На 25 часов мы освобождаемся от всех своих зависимостей – компьютер и телефон отключаются, телевидение прекращает вещание, машина замирает на обочине, офис закрывается, корреспонденция и счета остаются неприкосновенными. Дух менухи входит в наш дом вместе со светом шаббатних свечей. Шаббат приносит облегчение нашей уставшей душе, успокоение духа, гармонию с миром и с собой. Теперь мы наконец можем позволить себе расслабиться – и вернуться к настоящим себе. Шаббат – время, когда, отключившись от повседневной суеты и беспрерывной погони, мы концентрируемся на том, что в действительности важно, чему мы всегда хотели уделить свое внимание и время – но никогда так и не нашли бы его, если бы не Шаббат. Провести время в кругу семьи, пообщаться с друзьями, услышать (и выслушать) своих близких, узнать, чем живут наши дети… Подарить друг другу тепло, которого нам так не хватает. А еще – заглянуть внутрь себя, сконцентрироваться на нашей внутренней сущности, почувствовать близость Б-га, и посмотреть на жизнь новым взглядом – без тревоги и сожалений, с уверенностью, что мы находимся под Б-жественной опекой…

Царица Шаббат
зажигание шаббатних свечейСуббота начинается с приготовления к ее приходу. Еще на неделе мы помним о Шаббате и готовимся к нему. Все самое лучшее, еда ли, одежда, другие приносящие удовольствие вещи – все откладывается на Шаббат. В пятницу можно почувствовать царящее в воздухе напряжение – дом приводится в полный порядок; хозяйка занята приготовлением вкуснейшей трапезы; все, что делается – делается только для Субботы. Стол накрывается белоснежной скатертью, полы натерты, приборы сверкают, все члены семьи достают особую, «парадную» одежду… Вы чувствуете, как весь дом готовится принять высокопоставленного гостя – Субботу. Не зря же мудрецы назвали ее царицей Шаббат! Предпраздничное настроение наполняет дом.

Шаббат вступает в права с зажигания свечей хозяйкой дома. Их огоньки колеблются, освещая прикрытое ладонями лицо еврейской женщины, пока ее губы шепчут личные просьбы ко Вс-вышнему – за нее, ее семью, за близких и родных, за весь еврейский народ. С этого момента она принимает на себя Шаббат, даже если «официальное» начало субботы еще не наступило. Шаббатние свечи – это не просто освещение. Они приносят мир и гармонию в семью, и неповторимую атмосферу в еврейский дом. При свете шаббатних свечей невозможно ссориться. Их мягкий свет окутывает всех домашних покоем и любовью.

Для остальных членов семьи Шаббат начинается за 18 минут до захода солнца в пятницу (есть и другие обычаи, подробнее – в законах зажигания свечей в субботу и праздники). В синагоге проводится Кабалат Шаббат – особая молитва, которой мы встречаем царицу Субботу. Все присутствующие приветствуют ее приход гимном Леха доди – «Иди, друг мой, навстречу невесте, приветствуй Лик Шаббата». Шаббат – невеста еврейского народа, его неразлучная пара. Об этом говорят наши мудрецы языком мидраша – все дни недели получили свою пару, кроме субботы. Тогда обратилась Суббота ко Вс-вышнему с жалобой, и Он ответил ей, что ее парой будет еврейский народ. С тех пор Шаббат – царица, а каждый еврей в этот день – царь, наслаждающийся ее неповторимым духовным светом во главе своего шаббатнего стола.

Шаббат – вкус Будущего мира
На протяжении всей истории еврейского народа мы ждем наступления эры Машиаха, окончательного Избавления. Приход Машиаха явится торжеством добра над злом. «В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти. ни соперничества … Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га». Все, что должно быть исправлено, будет исправлено. Власть Вс-вышнего станет очевидна для всех обитателей земли, и в мире установятся покой и гармония. Это время, когда «Все будут сидеть под своим виноградником и под своей смоковницей, и никто не будет наводить на них страх» (Миха, 4:4). Это время названо в Талмуде «Йом, ше-куло Шаббат» — День, в котором всё – Суббота.

Каждый Шаббат – подготовка к этому Будущему миру. Он поднимает нас на другой духовный уровень. Он указывает нам истинные жизненные ориентиры, не дает забыть о своем предназначении и о цели существования – раствориться в ежедневной суете. Шаббат называется таам олам а-ба – вкус Будущего мира. Тот, кто вкусил наслаждение Шаббатнего покоя, знает, чего ожидать и к чему стремиться.

Шаббат учит нас планировать все заранее. То, что мы будем есть в этот день, должно быть подготовлено загодя. Говоря о вознаграждении Будущего мира, мудрецы проводят параллель с Шаббатом: «ми-ше-торах бе-эрев шаббат – тохаль бе-шаббат» — тот, кто готовит в пятницу – ест в Субботу (Авода Зара, 3а). Каждую пятницу, подготавливаясь к Субботе, мы вспоминаем, что наше пребывание в этом мире – подготовка к чему-то более высокому. Мы должны подготовиться к дню, который весь – Суббота.

Шаббат – четвертая заповедь из Десяти речений
Соблюдение Шаббата – единственный «ритуал», включенный в число Десяти речений. Любители ограничить иудаизм соблюдением «Десяти заповедей» (обычно имея ввиду «понятные» и «общечеловеческие» заповеди морального характера) никуда не денутся от того, что одной из этих десяти является Шаббат. И садясь в машину в субботу, даже с целью поехать в синагогу, они оставляют из этих десяти заповедей – только девять!

Десять речений дважды записаны в Торе – первый раз в книге Шмот, в главе Итро, и второй раз – в книге Дварим, в главе Ваэтханан. При этом мы получаем повеление о двух аспектах соблюдения Шаббата – в первый раз Тора говорит: «Помни день Субботний» (Захор эт йом а-шаббат), а во второй раз – «Храни» (Шамор эт йом а-шаббат).

Помни – повелительный аспект, мы должны каждый Шаббат произносить слова, напоминающие нам о его святости (что выполняется заповедью Кидуша), сюда относятся и все действия, выделяющие Шаббат из череды дней: зажигание свечей, трапезы. Храни – охраняй от порчи, не делай 39 видов мелахи и их производные.

Шаббат – свидетельство
«Помни день Шаббат, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему, не делай никакого ремесла – ты, и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и твой скот, и твой жилец, кто во вратах твоих. Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; потому благословил Г-сподь день Шаббат и освятил его» (Шмот, 20:8-11).

Наши мудрецы называют Шаббат Йесод а-Эмуна – основа нашей веры. Еврей, соблюдающий Шаббат, показывает этим, что он верит в Создателя, речением Которого был создан мир, в то, что Он сотворил мир в шесть дней, а в седьмой день – отдыхал. Прекращая с наступлением Субботы свою творческую деятельность по преобразованию окружающего мира, еврей свидетельствует также и о своей верности заповедям-повелениям Царя царей, о готовности выполнять свое предназначение в мире.

Того, кто сознательно и добровольно нарушает Субботу, сравнивают с отрекшимся от своего еврейства – как сказано в Талмуде: «Нарушивший Субботу подобен идолопоклоннику». В действительности, существует лишь два типа евреев – соблюдающие Субботу (шомер Шаббат) и нарушающие ее (мехалель Шаббат).

Соблюдение Шаббата – свидетельство еврейской сути в человеке, более всех других заповедей. Поэтому сказали наши учителя: «Всякий, соблюдающий Шаббат, как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат, нарушает все ее заповеди».

Шаббат – свобода
Второй отрывок, повествующий о Шаббате, связывает его с другим основополагающим событием еврейской истории: «Храни день Шаббат, чтобы святить его, как тебе повелел Г-сподь, Б-г твой; шесть дней работай и делай всякое ремесло твое, а седьмой день – Шаббат Г-споду, Б-гу твоему:  не делай никакого ремесла – ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой бык, ни твой осел, и никакой твой скот, ни твой пришелец, что во вратах твоих, чтобы покоился твой раб и твоя рабыня, как ты (сам). И помни, что рабом был ты на земле Мицраима и вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, оттуда рукою крепкой и мышцею простертой, потому велел тебе Г-сподь, Б-г твой, делать день Шаббат» (Дварим, 5:12-15).

Каждый седьмой день мы «вспоминаем», что мир принадлежит не нам, и «возвращаем» власть Тому, Кому она на самом деле принадлежит, как сказано: «Б-гу принадлежит земля и все, что на ней» (Теилим 24, 1). Кроме того, каждый Шаббат мы вспоминаем, что Вс-вышнему не безразлично, что мы делаем со своей жизнью, с инструментами, данными нам – Он вывел нас из Египетского рабства и дал нам Тору жизни, чтобы мы смогли выполнить свое предназначение и достичь счастья и гармонии в нашей жизни на земле.

Мы свидетельствуем, что еврей не должен становиться рабом чего-бы-то ни-было. Прекращая работу в Шаббат, мы выходим из замкнутого круга будничных проблем, борьбы за место под солнцем, тревог и забот о пропитании. Мы больше не рабы собственной созидательной деятельности. Ведь даруя нам Тору на горе Синай, Творец предупредил нас – не будьте рабами земных хозяев – ни своей работы, ни своего достатка, ни своих желаний – но только рабами Вс-вышнего, ибо в этом заключается истинная свобода.

И именно в Субботу есть у нас возможность быть евреями так, как это задумано изначально, отбросить все ограничения и ярлыки – связанные с профессией, доходами, общественным положением, и остаться наедине со Вс-вышним, отвлечься от мира и развернуться – к его Творцу.

Что такое мелаха?
В Шаббат мы отказываемся от 39 видов работ, называемых общим термином мелаха. законы ШаббатаЧтобы понять, почему не все виды деятельности попадают в категорию мелахи, обратимся к определению, которое дает ей Талмуд: «Тора запрещает мелаху, как воплощение разумной цели на практике» (Санедрин, 62б). Таким образом, мелаха включает в себя любую конструктивную деятельность, производящую какую-то значимую перемену в материальном – в связи с ее соответствием целям человека. Любое, даже самое малое действие, демонстрирующее власть человека над материальным миром (природой), является мелахой – неважно, стирка белья или высекание огня, строительство здания или завязывание узла. Мелаха – это акт, отражающий осуществление человеческой власти над миром посредством созидательного применения его разума и сил. Почему же в Шаббат мелаха запрещена? Своим отказом от такого рода деятельности один день в неделю – в соответствии с Б-жественным повелением – еврей как-бы торжественно декларирует, что человек имеет превосходство над остальным миром исключительно по воле Б-га, и что только Б-г – действительный Источник всего, всех сил и всех дел, в том числе и любого творчества.

Мелахот разделяются на тридцать девять категорий. Причиной такого разделения является повеление Б-га, что все виды деятельности, связанные с постройкой переносного Храма – Мишкана – в пустыне, должны прекращаться на время Шаббата. Мишна в трактате Шаббат (7,2) перечисляет все эти категории мелахот. О том, как соблюдать законы прекращения мелахи на практике, вы можете узнать из нашей серии уроков Законы Шаббата.

Следует осознавать, что отказ от мелахи – определенный духовный процесс. В течение недели, работа человека и создаваемые ею иллюзии, подобно вуали, скрывают от него истинную природу его предназначения. Отказ от мелахи – приподнимает эту «вуаль». Но, поскольку в духовной сфере наименьшее действие может вызвать такой же значительный эффект, как и наибольшее – пока присутствуют малейшие следы мелахи во время Шаббата, «вуаль» остается на месте.

Шаббат – особая приправа
Для соблюдающего еврея, Шаббат – не набор ограничений. Это время, наполненное самыми светлыми и радостными переживаниями. Шаббат нужно «строить». Нужно работать, чтобы «войти» в его особенную атмосферу. Воздействие Шаббата во всей полноте чувствуется тогда, когда и тело и ум отданы идеалу Шаббата. Когда приходит Суббота, мы должны чувствовать себя так, как будто вся наша работа завершена, оставляя наши ум и тело совершенно свободными. При переходе из мира будней в мир Шаббата мы должны закрыть за собой двери, забыть о всех заботах, как будто их больше не существует.

В подготовке к Шаббату участвует вся семья. В еврейском доме Шаббат находится в центре всей жизни. Три праздничные трапезы, заповеданные в Шаббат, становятся центральным переживанием этого дня. Они сопровождаются змирот – застольными гимнами во славу Шаббата. Во время трапезы также произносятся диврей Тора – слова Торы. Дом, в котором слышны слова Торы, голос Б-га живого – обрел в Шаббат особое духовное переживание. Шаббат, во время которого слова Торы не слышны – напрасно потерян. Шаббат влияет на воспитание, становление и освящение еврейской души: с раннего детства еврейский ребенок впитывает его особую атмосферу. Все «лучшие вещи» сохраняются для Шаббата. Лучшая одежда и еда, сладости и пирожные, кидуш, халот и авдала, внимание и любовь родителей – все те вещи, которыми наслаждается ребенок, сконцентрированы в этих 25 часах. Шаббат становится центром жизни ребенка. Ограничения, которые накладывает истинное соблюдение Шаббата, не ощущаются, как ограничения, а становятся частью того блаженства, которое приносит Шаббат. Он в полной мере понимает слова мидраша: «Бесценный подарок есть у меня в сокровищнице», — сказал Вс-вышний Моше, «Шаббат» — имя ему; пойди и скажи Израилю – Я хочу подарить его им». (Шаббат, 106)

Шаббат – хранитель евреев
На протяжении всей нашей тысячелетней истории, евреи оставались верны Шаббату – и в горе, и в радости, и перед лицом смерти, и даже вопреки ей. Шаббат – величайшее мерило битахона, уверенности в провидении Вс-вышнего. Как сказано, «Г-сподь дал тебе Шаббат; поэтому Он дает тебе на шестой день хлеб на 2 дня». Шаббат был благословлен и освящен самим Б-гом: благословлен – двойной порцией мана накануне субботы, и освящен – тем, что в субботу ман прекращал выпадать. Ни один еврей не умер от голода из-за соблюдения Шаббата. Но многие евреи, и даже целые общины исчезли из истории своего народа из-за того, что нарушали Шаббат. Наша верность Шаббату – основа нашей самоидентификации, и основа сохранения существования нашего народа, как сказано «больше, чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев». Еврейский народ – носитель идеи Шаббата. Давайте же не будем отбрасывать это невероятное сокровище, дадим возможность голосу Шаббата – быть услышанным.

«Если бы весь Израиль смог соблюсти хотя бы два Шаббата в соответствии с алахой, он был бы сразу спасен».

 Начните соблюдать Шаббат, попробуйте почувствовать этот особый, чистый и глубокий мир Субботы.