Баш и Башиха

Галина Ромадина
Толи было, толи нет...
Жил на Руси татарский хан с женой. Жили благочестиво, никого не притесняли, никого не обижали. Прожив много лет, они  крестились и перешли в православную веру.
Жили в любви и согласии, а фамилия у татарского хана была Башка. После того как они повенчались, все в деревне стали мужа звать Баш, а жену Башиха.                Жили они долго, что и счета летам их никто не помнил, состарились и оба в один  день преставились. Как преставились, так оба, не весь от чего, окаменели.
Нежданно, негаданно не известно с какой стороны налетел страшный, как тёмная ночь, ураган и перенёс окаменевшие тела в другое место, в дикое поле. И в каком веку это случилось, уже никто не помнит. Разрослись камни за это время и в длину и в ширину, обросли мохом и глубоко вросли в землю.
 Однажды, один барин, который жил недалёко от того места, где лежали камни Баш и Башиха, вздумал себе:
 - Дай-ка под камнями вырою землю, да посмотрю: что тут такое под ними лежит? А, вдруг, золотой клад!
                Пригласил деревенских  мужиков с лопатами, да с заступами, приказал им откопать камни и передвинуть их  подальше от того места, где они лежали. Пороют мужички днем землю, а ночью камни, сами собой, опять перейдут на то же место, да уж так крепко прилягут к земле, что никакая сила не сдвинет их с места.                Недели три с невероятным усилием бились мужики над Башем и Башихой. Барин торопил мужиков, обещал им половину состояния отдать, если они клад откапают. Ему ужас, как хотелось доведаться, от чего так камни крепко стерегут землю? Видно, что-нибудь у них здесь зарыто.
                Большой курган земли накопали мужики, огромную яму выкопали они вокруг камней.                К ночи барин велел мужикам идти по дворам, решил сам под камнями покапать землю, чтобы ни с кем не делить клад, который он часто видел во сне.                Утро вечера мудренее, - подумал он, и пошёл домой спать. Ему в эту ночь не спалось, всё мерещился железный сундук с золотом, а на нём под луной сидят Баш и Башиха. Очнулся он рано утром в поту, быстро оделся, взял лопату и почти бегом заспешил к камням.               
 Подойдя к Башу и Башихе, он пришёл в ужас, - в одну ночь, не знамо с чего, всю землю, что вырыли мужики, невидимая сила перетаскала на прежнее место, да так, что и приметы не осталось, как будто и землю здесь никто не рыл.             
                До этого камни лежали на небольшом расстоянии друг от друга, а теперь видит барин, что камни ещё плотнее прижались друг к другу. Барин раздосадовался, с горя пнул сапогом камень, и ушёл домой. На камне после пинка, осталась метина от сапога и люди заметили, что после этого случая камни стали отдаляться друг от друга.
Барин долго не мог успокоиться, и однажды, прихватив топор, пошёл к Башу и Башихе, чтобы определить, что такая за порода камня, что с места не сдвинешь.
               
Барин был на столько зол, что, подойдя к камням, он с плеча несколько раз рубанул по камням. Только мелкая каменная пыль, да искры летели во все стороны. На камнях после каждого удара появлялись кровяные полосы. У барина потемнело в глазах, и какая-то неведомая сила отбросила его в сторону в густой бурьян.                Он долго лежал одурманенный. Уцепившись двумя руками за кусты, он медленно поднялся и, опустив голову, пошёл в свою усадьбу. Барин не мог понять, как такое могло быть, что за колдовская сила оберегает Баша и Башиху.
Видя такое странное поведение камней, жители села начали поклоняться им. Они стали  замечать, что те, кто к ним прибегает за помощью, ощущают   чудодейственную, благодетельную силу. И так повелось, что в летнее время, около Петрова дня, народ стекался в село толпами. Первым делом в церкви служили молебен Божьей Матери - Умилению, а потом люди толпами ходили кланяться камням, как бы на могилы усопших родственников. После сего обряда у камней Башей оставляли вещи, деньги, холст и прочее, что потом собирал церковный староста, и это жертвование он относил в храм.  Местные крестьяне сказывали, что будто бы Баши многим из них в сновидениях открывают повеление искать их помощи.
Так, например, когда в одном доме вымерли все овцы, то хозяйке дома было открыто повеление, - поклониться означенным камням, взять из-под них земли; тогда овцы перестанут умирать, что она и исполнила. Повеление  оправдалось на деле. С тех пор так и повелось у крестьян, - отгонять беду землицей от Башей. В том месте, где крестьяне брали землю для своих нужд,  образовалась большая яма.                Одним словом, люди уважали Баша и Башиху, и обращались за помощью к камням, как к «святым». Даже  то место в диком поле, где они лежали, старались лишний раз не тревожить.
Теперь  расскажу я вам о грустном, - от Баша и Башихи, не осталось ничего, кроме памяти и этой сказки. Говорят, что один из камней, постепенно отползая к речному берегу, свалился с обрыва, и был погребен под слоем песка, подмытого весенней водой. Что касается второго камня, никому не известно. Никто не заметил, как он бесследно исчез. Будем предполагать, что Баш и Башиха уплыли по реке в свои родные края, вернулись в родовое татарское ханство.               
Притяжение Родины понять невозможно.