Динозавры учат шахматам. Король 1

Алексей Ратушный
Начало смотрите здесь:
Динозавры учат шахматам. Рефлексия 1
http://www.proza.ru/2019/01/30/2105

Произносимый текст:

«Итак, давай поговорим о короле.
Он - твоя самая важная фигура.
Он вон тот с короной и крестом на верхушке.
Его никогда нельзя взять.
На самом деле лучше всего большую часть игры держать его в безопасном месте позади нескольких пешек.
Основная цель шахмат подготовить и поставить мат королю противника.
Я позже расскажу тебе о мате и шахе подробнее.
Ты можешь потерять все свои фигуры но игра будет продолжаться.
Однако если твоему королю поставлен шах и мат, ты проиграешь и игра закончится.»

Комментарий:

A
«Итак, давай поговорим о короле.»

Откровенно, открыто, внятно.
«Давай поговорим».
Тонкость в том, что на самом деле это не искреннее предложение!
Диалог не предполагается ни в каком виде!
Вместо честного: давай я поговорю сейчас о короле, лукавое «давай поговорим» и ни малейшей возможности вставить хотя бы словечко!
Вместо всего этого длинного предложения достаточно было чётко произнести одно слово – тему урока: «Король!»

B
«Он - твоя самая важная фигура.»

Неопытный слушатель такие «нюансы» пропускает.
Увы мне!
Я это слышу за версту и сразу!
«Он – ТВОЯ»!!!
Он – мужской род.
Твоя – женский род.
Вспоминается моё любимое:

«Где-то! Вот узнать бы точно это «где-то»!
Бродит твой (твой!!!) рубиновый Король!»

Собственно именно с этого пункта начинается попытка качественного выделения фигуры короля.

C
«Он вон тот - с короной и крестом на верхушке.»

Как и всегда в этой Программе – статичное отображение диаграммного короля решительно не совпадает с произносимым. Но я ловко верчу перед детьми гигантскую фигуру Короля для напольной Большой игры. И пускаю по рукам два-три деревянных стаунтоновской формы.

D
«Его никогда нельзя взять.»

Эту тему кратко я рассматриваю вот здесь:
http://www.proza.ru/2019/02/01/1029
Но понимает ли ребёнок слово «никогда»?
И что означает здесь слово «взять»?
За него нельзя взяться?
Текст непроработан.
Но ребенку в момент знакомства с фигурой все эти избыточные сведения мешают понять и усвоить главное – формулу хода.

E
«На самом деле, лучше всего, большую часть игры, держать его в безопасном месте - позади нескольких пешек.»

Очередной перегрузочный текст, не имеющий к заявленной теме урока прямого отношения.
Почему бы тогда на Уроке «Конь» не сообщить, что конь на краю – позор шахматиста?
И поведать вкратце теорию блокады по Арону Нимцовичу.
А на Уроке «Ладья»  остановиться на моменте захвата открытой линии и перспективах в «обжорном ряду»?
И где тогда рассказ о преимуществах и недостатках односторонних и разносторонних рокировок и идеях Стейница насчёт нерокированного короля и его блужданий в центре.
Этот эпизод пропускаем!
Но как?
Программа не позволяет, но мы ловко орудуем независимым регулятором звука и несём своё, своё, своё!!!

F
«Основная цель шахмат подготовить и поставить мат королю противника.»

Основная цель – поставить мат!
Полно неподготовленных и абсолютно случайных матов.
Игра так именно и называется: «убей короля!».
Только это цель в игре в шахматы.
Это цель, если угодно, играющего.
Сами шахматы не имеют никаких целей.
Неаккуратность текста подчёркивается словом «противника».
У шахмат нет противника.
Противник есть у того, кто играет в шахматы с партнёром.

G
«Я позже расскажу тебе о мате и шахе подробнее.»

Я тоже! Я тоже!
http://www.proza.ru/2019/02/01/1029
Что такое мат?

Интересен этот текст, если произносить его слегка угрожающе, слегка таинственно, слегка интригующе!
Но ребёночку трёх лет это не интересно.
Зачем рассказывать, что будешь когда-то там, потом, что-то рассказывать? Зачем обещать?
Зачем подчёркивать: «Ты этого пока ещё не знаешь!»
Зачем грозить: «Погоди немного и ты всё узнаешь!»
Что это за манера посылать далеко-далеко, в будущее?

H
«Ты можешь потерять все свои фигуры но игра будет продолжаться.»

Автор пытается объяснить важность короля.
Пытается подчеркнуть его значимость.
Помните мысль Гераклита Тёмного?
«Один в городе мне дороже всех»!
Эквивалент текста-клятвы:
«С тобою не расстанусь до конца!»
А между тем это довольно странное утверждение.
Если потеряются все фигуры у обоих королей игра продолжаться не будет!
Ещё тонкость: а пешки?


I
«Однако если твоему королю поставлен шах и мат, ты проиграешь и игра закончится.»

Если твоему королю уже поставлен мат, ты УЖЕ ПРОИГРАЛ.
Мат – это проигрыш получившего!
Шах – это необходимый элемент мата.
То есть если мат поставлен, то это обязательно и шах.
Игра называется «Смерть Королю!» или «Убей Короля!»
Шах – это собственно сам Король и есть, только на восточном наречии.
Мат – на том же наречии – Смерть!
Шах мат – в переводе – Король умер! Король убит!


Все кнопки темы "Король":

Король 1. http://www.proza.ru/2019/02/01/1089
Король 2. http://www.proza.ru/2019/02/01/1440
Король 3. http://www.proza.ru/2019/02/01/1663