Про справедливость, Оксану и муравья

Елена Катаева
В мае будет 22 года, как её с нами нет. Ей было именно 22, когда она умерла.

Мы дружили втроём. Оксана, Маша и я. Заводилой была Машка.
Активная, яркая, отличница. Она успевала везде. А мы тянулись за ней. Маша была движем, моторчиком нашей компании, а Оксана была её душой. Я была посередине. Для гармонии. Сначала они дружили вдвоём. Справедливая, нежная, вся какая-то светлая... Оксана. Дружба куда-то пропала с твоим уходом...

Муравей был изображён на Оксаниной работе в УПК. Его даже по телевизору в нашей местной, Артёмовской передаче показывали. Классный такой. Вы бы смогли нарисовать муравья? Я - не знаю... А у Оксаны он получился: прикольный такой, как живой. Там мы и подружились, в УПК.

Ещё помню День рождения Оксаны. Ей было 16. Мы разгадывали какие-то ребусы, гадали по книге Перемен и пели под гитару "Если друг оказался вдруг"... Я не успевала аккомпанировать и всё твердила: "Кто играет, тот и прав"...

В школу она ходила пешком. Полчаса. Потому что возле её дома был интернат. Представляете? В 6.00 вставала, а в 7.00 выходила? Раньше учились с 8.00 Она меня поражала своей трудоспособностью. В школе её было не заметно возле яркой Маши. Хотя нет, Маша была яркая, а Оксана - такая русская красавица с длинной косой.

После окончания школы она уехала в Пермь и там поступила в медицинский. На втором курсе взяла академку и приехала домой. Она тогда уже была больна лейкемией. Но мы этого не знали. Прошло почти два года.
Я училась в Педагогическом и уже писала диплом. Маша училась в Лесотехнической академии на 4 курсе. Мы пришли к Оксане, а потом она пошла нас провожать. Тогда она ещё вставала с кровати. Была весна... Маша мне предложила рассказать Оксане про мой роман. Я была влюблена. Но я не хотела, точнее, не могла. У подруги больше не будет романов.

Она тогда вспоминала какого-то Андрея, видимо, свою несбывшуюся любовь.
Я тогда ещё не понимала, что такое смерть. Я не встречалась с ней так близко. У меня были живы обе бабушки. Я не понимала.
Оксаночка, я помню тебя такой, какая ты была. Красивая, с длинной косой.

Твои родители разводились со скандалом, а ты в это время сгорела. Как свечка. Прости.

Через пять лет на могилу одноклассники принесут цветы. Я помню. Третье мая... Я даже на похороны не осталась - был какой-то зачёт. На дворе стоял май. Мне не объяснили тогда, что люди важнее зачётов...
Маша была до конца, она даже причёску сделала Оксане, плойкой завивала чёлку... Я бы не смогла, наверное. Может, по-этому мы и не дружили больше. Встретились пару раз и всё.

И когда мне говорят про справедливость, я вспоминаю Оксану. Нет справедливости. Иначе бы моя подруга была жива. И вела в школу свою дочку, как я, или в секцию сына, как Марья. У Маши дочка и сын. Но мы не общаемся. Жизнь нас развела. Маша живёт в Артёмовском, нашем городе детства. Оказывается, у нас нет теперь ничего общего. Оксаны больше нет...
На фото - ангел.