Икона Взыскание Погибших из коллекции Старочеркасс

18 февраля в Православной Церкви отмечают день памяти образа Божией Матери «Взыскание погибших». Данный образ стал символом доброты и надежды. Почему этот образ Богородицы так именуют? Какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Стоит отметить, что слово «погибший» в данном контексте не означает «умерший». Название иконы само говорит за себя: Матерь Божья в своей любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. К ней обращаются те, кто пребывает в отчаянии и не знает, у кого просить помощи. Люди обращаются к иконе в молитве за себя и близких. Второе название иконы звучит «Избавление от бед страждущих». Этот образ - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных, спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, погрязших в пороках. Именно к этому образу идут матери с просьбой о здоровье и спасении детей, считается покровительницей и заступницей малолетних. Обращаются к нему с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной и наркозависимости. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани.
Происхождение святыни на сегодняшний день в большей степени загадка, так как в церковных летописях нет точных исторических сведений на этот счет. Известно только то, что за долгие годы было создано большое количество списков образа Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», которые считаются оригиналом. Поэтому, очень сложно сказать, какая именно икона является подлинной.Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробую собрать воедино разрозненные данные. Создание образа относится к XVI веку. В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», о которой впервые упоминается в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера. Предание гласит, что - в 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса.
 Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Двести лет спустя правнучка, знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Список образа «Взыскание погибших» был создан в 1888 году монахинями Раковской женской обители.
 Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья. Например -граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.
 Особое почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века с прославления Борского извода. Красивое предание гласит о чудесном спасении крестьянина Обухова Федота. В лютый мороз он выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. И дал он обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви. Чудесным образом сани оказались у крайнего дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, обнаружил Федота, замерзающего в санях. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову с заказом. Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм. В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде. Этот образ был утрачен в советское время. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.
В Старочеркасском музее-заповеднике хранится икона «Взыскание погибших», XIX века, привезена из научной экспедиции по Каменскому району, принята в основной фонд в 1976 году.По оценкам специалистов из музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева икона интересна. Писалась вероятнее всего местной школой на что указывает золочёный фон с орнаментом, и красно-охристые тона.
Икона написана на доске прямоугольной формы, фон иконы золоченый, по краю украшен растительным орнаментом в виде виноградных гроздьев. На иконе изображена Божия Матерь с Иисусом Христом, однако Богородица не держит маленького Христа на коленях.Это и есть одна из основных отличительных черт данной иконы.Тип иконографии «Умеление». Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику. Руки Богородицы образуют кольцо плотно сцепленными пальцами вокруг фигуры Младенца. Существовало ещё несколько вариантов икон этого типа — с непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными (как в нашем случае). 
До нашего времени дошло всего несколько древних списков иконы Богородицы «Взыскание погибших». Самые знаменитые находятся в Москве – в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в Санкт-Петербурге – в Покровском храме, в Самаре – в Покровском кафедральном соборе.
Велика вера православных в заступничество Пресвятой Девы Марии. С мольбой «о исцелении» обращаются ко всем изводам Богородичного типа. С самых древних времен Церковь видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род, чувствовала глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром.
 
Т. А. Бузнякова – старший научный сотрудник
 научно-фондового отдела
Старочеркасского музея-заповедника


Рецензии