Самые прибыльные маршруты - своим людям

Игорь Кутузов
В начале 2019 года жители многих городов Подмосковья обнаружили, что их привычный путь до столицы на маршрутке или автобусе стал настоящим испытанием. В утренние часы пик люди на морозе отстаивают огромные очереди и не всегда попадают в переполненную маршрутку с первого раза. Исчезло расписание, кондукторы, отслеживание по «Яндекс-транспорт» и другие признаки цивилизации. Вечером все то же самое повторяется на обратном пути. Недовольны не только пассажиры, но и кондукторы с водителями: некоторые из них отказались выходить на работу из-за невыплат зарплат. Причиной транспортного коллапса стал передел рынка: 94 маршрута из Москвы в область (и обратно) отошли двум не особо известным частным компаниям «Стартрансу» и «Домтрансавто». Как выяснил The Insider, эти компании связаны с сыном Камо Авагумяна, постоянно получающего госконтракты от силовых структур и владеющего отелем вместе с  сыном Генпрокурора Артёмом Чайкой.

Самые прибыльные направления подмосковных перевозок отошли двум никому не известным компаниям, причем одна из них состоит всего из одного человека. «Стартранс» зарегистрирована в 2015 году, ее учредитель, генеральный директор и единственный сотрудник — некто Артём Бадалян. До конца 2018 года она не заключила ни одного контракта с государством и не участвовала в тендерах, зато в конце ноября внезапно подала шесть заявок и выиграла две из них — в общей сложности на 1,71 млрд руб. За эти деньги, выделенные областным Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры (МТДИ), ей предстоит выполнять перевозки на 40 направлениях. В настоящее время официальный сайт компании находится на модернизации, половина его разделов не работает.

Второй перевозчик, «Домтрансавто», также в прошлом не мог похвастаться крупными контрактами, в отличие от своего учредителя и генерального директора Нерика Мурадяна. Химкинская газета «ЯНовости» обратила внимание на то, что Мурадян — также совладелец и гендиректор компании «Эврика», в 2017 году выигравшей контракт для московского правительства (ГКУ «Администратор московского парковочного пространства») на 77,7 млн руб. за «оказание услуг по круглосуточному консультированию пользователей плоскостных парковок» — при том, что в штате «Эврики» числятся всего два человека. По двум контрактам на сумму 1,174 млрд руб. «Домтрансавто» предстоит осуществлять перевозки по 54 маршрутам. Несмотря на то, что компания была зарегистрирована в 2014 году, официальный сайт у нее появился только в начале 2019 года.

Если посмотреть все конкурсы, в которых принимали участие «Мострансавто», «Домтрансавто» и «Стартранс» (последние никогда не конкурировали между собой), можно обнаружить любопытную закономерность: «частники» выигрывали меньше тендеров, но именно им отдали наиболее прибыльные направления — то есть маршруты из Московской области в Москву, заканчивающиеся у станций метро.

Химкинская «Городская газета» со ссылкой на источник в филиале «Мострансавто» писала, что сумма контракта (336 млн руб.) на перевозки между Химками и Москвой завышена. «В пакет попали самые прибыльные направления, например, 51-й и 159-й маршруты. Но в конкурсной документации они представлены как убыточные. Поэтому прибыльные маршруты субсидированы из бюджета, а сумма контракта слишком велика», — рассказал сотрудник транспортного предприятия.

Компании «Домтрансавто» и «Стартранс» на деле принадлежат к одной группе компаний — «Ранд-Транс». В маршрутках «Домтрансавто» до недавнего времени висели объявления «Вас обслуживает «Ранд-Транс»», юридические адреса обеих компаний также совпадают. Что касается «Стартранса», то его телефон в контрактах на сайте госзакупок идентичен тому, который опубликован на официальном сайте «Ранд-Транса». Кроме того, первое время на чеках, выдаваемых пассажирам в автобусах и маршрутках на направлениях, обслуживаемых «Домтрансавто», почему-то значился «Стартранс». В пресс-службе «Ранд-Транса» подтвердили The Insider, что «Домтрансавто» и «Стартранс» принадлежат им. По всем дальнейшим вопросам представитель группы компаний посоветовал обратиться к генеральному директору Валерию Старшинову, но связать с ним почему-то отказался.

В феврале 2017 года бывший совладелец «Ранд-Транса» и нынешний руководитель филиала «Мострансавто» в Домодедове Вячеслав Ким продал свою долю в группе компаний двум людям — Гамлету Авагумяну и Михаилу Наугольных. Гамлет Авагумян — младший сын бизнесмена Камо Авагумяна. Семье Авагумянов невероятно везет с госконтрактами. В 2013 году компания «МКМ-Логистика», принадлежавшая вначале Камо, а затем Гамлету, выиграла подряд на общую сумму 40 млрд руб. на вывоз мусора из Москвы в течение 15 лет.

 Еще более успешна группа компаний Камо Авагумяна «Авилон»: она получила 851 млн руб. от «Ростеха» на поставку автомобилей Mercedes и Maybach в лизинг, 1 млрд руб. в виде субсидий — от Минсельхоза на развитие теплиц в Калужской области, 700 млн руб. от Генпрокуратуры, также на поставку автомобилей. С 2008 года Камо Авагумян работает в России официальным представителем Генеральной прокуратуры Армении. Его старший сын Георгий в начале 2016 года стал заместителем начальника управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества в Генпрокуратуре.

Наконец, Камо Авагумяну, а также сыну генпрокурора Артёму Чайке и Ольге Лопатиной, бывшей жене заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина, принадлежит пятизвездочный отель Pomegranate Wellness Spa в Греции. Это следует из официального реестра компаний Кипра и материалов суда между «Пробизнесбанком» и «Авилоном». Сам Авагумян в разговоре с «Медузой» также подтверждал, что у него есть доля в этом проекте.

Сейчас Гамлет Авагумян уже не является совладельцем «Ранд-Транса», однако 60% компании принадлежит давнему партнеру этой семьи Михаилу Наугольных. Последний также владеет компанией «Рико» (гендиректор этой компании Валерий Старшинов одновременно возглавляет «Ранд-Транс») и является бывшим совладельцем компании «Альфа грант» (контактный номер которой совпадает с номером «Ранд-Транса» и «Стартранса»). Учредитель «Альфа гранта» — средний сын Камо Авагумяна Карен. В расследовании о программе лояльности карты «Тройка» говорится о том, что в феврале прошлого года Карен Авагумян возглавлял совет директоров «Альфа гранта» и «Рико».

В ходе реформы рынка маршруток в Москве обе компании получили от столичного правительства 3,12 млрд руб. на пять лет за обслуживание 21 маршрута общественного транспорта. Любопытно, что  гендиректором и владельцем «Альфа гранта» являлся Марк Рахманин, одновременно возглавляющий фастфуд-сеть «Бургер стрит М», половина которой раньше принадлежала Александру Колокольцеву, сыну российского министра внутренних дел. После статьи «Ведомостей» о рынке частных перевозок в Москве единственным собственником «Бургер стрит М» стала офшорная компания, зарегистрированная на Сейшельских островах.