Плотогон

Григорий Спичак
Хозяинов Матвей Архипович (1872-1934 гг.) — крестьянин, плотогон-сплавщик, первый пассажир первого автобуса в Сыктывкаре (1 мая 1934 года).
Родился он в селе Ершанка Оренбургской области, но всю жизнь на него смотрели с подозрением как на отщепенца от рода Хозяиновых из Ижемской волости. Но он и вправду не имел никакого отношения к ижемским коми, а по отцу был донским казаком, по матери и вовсе «белым хорватом», то есть предки матери были из Закарпатья. Как его занесло на Кажимские рудники в Коми край, история умалчивает, но, похоже, это был тот случай, когда сработало личное приглашение в охрану купцом первой гильдии Екатеринбурга Е.П.Трофимовым, как раз купившим Кажимский завод. Одним из казаков, служившим в системе охраны складов купца, был как раз отец Матвея Архип Федотович Хозяинов. Но дело такое — в пору уже молодости и зрелости Матвея заводом владели другие люди — Бенардаки и графиня Перхенштейн.

Они затеяли большую модернизацию завода, требовался лес, а на некоторые проекты - сверхкрупный лес, диаметром от полутора метра до двух метров. Совсем ещё молодым парнем Матвей Хозяинов был включён в группу плотогонов и сплавщиков этих самых «сверхкрупных»... Вязали сверхтолстые бревна  парами. Иначе лес тонул — слишком серьезный вес был у таких бревён. Связка парами увеличивала площадь соприкосновения с поверхностью воды и уменьшала глубину погружения.  (Плотогон и сплавщик — не одно и то же — чтоб сомнений не было — прим.автора, сплавщик вообще мог находиться только на берегу и всегда на берегу).

На заводе, то углежогом, то сплавщиком, то охранником складов проработал Матвей до 1910 года. Пока не погибли родители его жены — они угорели в своём доме в Выльгорте, оставив много скотины, небольшую мельницу на паях в Лозыме и калеку сына, за которым (брат жены) надо было ухаживать, конечно же, дома. Благо, родители позаботились о многих мелких приспособлениях для неходячего. По сегодняшним меркам служб социальной защиты, двор тестя Матвеева можно было бы назвать модернизированной «доступной средой». Так с осени 1910 года Матвей перебрался в Выльгорт, где два года был помощником держателя скобяной лавки купца Васильева, работающего всё с тем же Кажимским заводом на договорах, а также возившего скобяную утварь из Вятки.

С 1913 года Матвей занимался только своим хозяйством и редкими подрядами на строительство особых конструкций — лебёдок-бревнотасок, амбаров с колейными внутренними дорожками на улицу и с улицы (иногда — далеко в поле - специалисты поймут), за что от ряда хозяйств имел как бы роялти — кто-то рассчитывался с ним зерном, кто-то тканями, кто-то мясом. Зажиточно жилось Матвею вплоть до коллективизации. А вот тут-то с одной стороны он резко обеднел, так как земли у него отняли, скотину практически всю отняли, оставались пара коров да 20 овец с тремя козами. Благо — выросли и самостоятельно жили дети, а один из сыновей стал даже местным чекистом.
Зато знания особых конструкций лебёдочного типа и связок крупных конструкций плотов вдруг резко оказались востребованы на строительстве первенца Коми индустрии в 1931 году — Сыктывкарского лесозавода.
Матвей успел обучить ещё две бригады новичков, и в 1932 году вышел уже на пенсию. Последняя его работа была в строительстве жилищных бараков для работников завода на месте перед будущим ДК «Строитель». Но, наверное, он просто приходил к строителям в гости — многие из них были его учениками по лебёдочным конструкциям. Лебёдка в те времена была востребована и важна, как сегодня, например, кран. А правильная настройка её и расчёт надёжности тросов, веревок — это отдельное забытое искусство.

На 1 мая 1934 года в Сыктывкаре был запущен первый автобусный маршрут. Он, этот самый «1-й», за 100 лет почти не изменился, а лишь удлинился. Вышел в рейс в 7 часов утра от проходной лесозавода, а конечной остановкой была остановка у Центрального рынка (сейчас - Центральной гостиницы). В первом автобусе ехало, конечно, начальство завода, партийные деятели, представители профсоюзов и творческой интеллигенции. Всего было 20 сидячих мест. И стояло человек восемь. Но были приглашены и особо заслуженные ударники Первой пятилетки. Матвей Архипович  ударником не был. Но зато ими  были два его ученика, которые весело потребовали, чтоб Матвея Архипыча обязательно провезли вместе с ними. И его провезли. Умер наш неударник в июне того же года.