Сага о прелестной отступнице

Михаил Гонопольский
Речь в той передаче “Час истины” шла об “ацтеках, великих и ужасных”.
И профессор-археолог рассказал там одну историю. Которая, на фоне всего мировоззрения ацтеков стала выглядеть как сюжет для небольшой, но насыщенной смыслом, поэмы. Или саги, как хотите.
В общем, перескажу.

Ацтеки эти, надо сказать, были нормальными ребятами. Как все. В том смысле, что природной человеческой жестокостью никак среди других не выделялись.
Жестокостью отличалась их картина мира.

Мировоззрение ацтеков строилось на том, что они, как народ, ответственны за мироздание. Ответственны за поддержание неба и земли в равновесии.
Если этого не делать, случится всемирная, космическая катастрофа. И вся земля с ее населением окунется в безнадежный хаос и уничтожение.
А для этого требовалось приносить богам человеческие жертвы.
 
Богов вообще надо питать человеческой кровью.
Ведь и они, боги, свою кровь использовали для сотворения мира. Поэтому кровь должна литься все время.
И люди пускали себе кровь, наносили себе раны, приносили свою кровь для жертвы в храмах.
А уж человеческие жертвоприношения были расписаны календарно и точно. По всяким важным событиям, к праздникам.
 
И все это - никак не из жестокости. А из глубокой убежденности, что если этого не делать, - и вселенная и время скончаются в страшных мучениях.
А вот сами ацтеки - это тот особенный народ, который призван этого не допустить.
Его святая обязанность перед всем миром - поддерживать существование. И мира, и населяющих его народов.
Как уже говорилось, человеческой кровью...

Жертвы были двух сортов: пленники, и люди из самих ацтеков.
И был особый закон о добровольности. То есть, человек должен быть согласен стать жертвой.
С пленниками, - то есть людьми, по духу своему, воинами, - добивались добровольности оригинально - их мучили.
Мучениями, считалось, сломлен боевой дух воина. И он, что бы там ни говорил, - внутренне согласен умереть на жертвеннике. Избавиться от мучений.
 
А вот тех, кого ацтеки выбирали из своего народа, - тех специально готовили.
С ними проводили разъяснительную и воспитательную работу.
Им объясняли, какая она, - система мироздания.
С ними проводили беседы о великой роли того, кого приносят в жертву. О том, что мы, мол, просто не имеем права допустить, чтобы хаос и уничтожение пришли на всю землю со всем ее населением.

Будущие жертвы свободно жили в специальных домах.
Им предоставляли хорошее питание, веселую и нормальную жизнь, обслуживание.
И однажды для каждого из них приходил его час. И он с почестями шел на свой личный подвиг.
Принести себя в жертву ради жизни на земле.

В одном из пределов земли ацтеков был обычай приносить в жертву каждый год пять самых красивых девушек.
Девушки жили в специально отведенном для них общежитии. Они получали хорошее воспитание, с ними очень хорошо обращались.
И в урочный час каждая из них уходила в сопровождении торжественной процессии, чтобы отдать свою жизнь за свой народ и за весь мир.

Но был однажды случай,который и воссоздали дотошные “ацтековеды”.
Одна из этих красавиц вдруг, по какой-то причине, отказалась от перспективы быть принесенной в жертву небесам во имя спасения мира.
Ее уговаривали, с ней беседовали. Ей разъясняли суть дела и всячески пытались вернуть ее на путь истины.
Но она даже после этого продолжала упорствовать и отказывалась от своей высокой доли.

В результате, когда с ней достаточно поработали с разъяснениями и не добились успеха, ее оставили в покое.
Так она и ушла из дома тех, кто приносил себя в жертву. А затем ушла и из своего города, и ее никто не останавливал. Никто ее не преследовал и в розыск не объявлял.
Вот такая история.

И здесь начинают возникать вопросы.
Самый простой из них: что это за порядки такие, чтоб так вот свободно дать уйти тому, кто предназначен быть жертвой?
Далее возникают вопросы посложнее.
Уникальна ли космогония и мифология ацтеков, которая предназначала их быть заступниками всего человечества? Проливать за него кровь, свою и чужую?

Как это силой воспитания можно сделать весь народ готовым жертвовать свою кровь и ежегодно многих готовить на роль добровольных жертв?
И если этого можно достичь силой воспитания, то важно ли человеку, правду или нет говорят мифы и жрецы? Человек ведь идет на жертву во имя высоких идеалов.
И как можно назвать человека, отказавшегося ценой своей жизни сохранить жизнь на земле?

И еще вопрос: если массы людей жертвовали собой ради мира и человечества, почему мир сейчас катится в тартарары?
И в конце концов, не напоминает ли нам эта шестисотлетней давности история что-то родное, недавнее и незабываемое?...