Кто Родину будет защищать? 1

Максим Оленев
Часть 1-я
Русская интеллигенция и защита Отечества

М.Б. Оленев
2019 г.

В июле 1914 года Россию охватил исступленный патриотический подъем, который, как оказалось на деле, был присущ в основном так называемым образованным слоям населения.
Настроение общества было весьма приподнятым. По всей России прокатился ураган верноподданнических чувств, любви к России и преданности престолу. Кипел «разум возмущенный» и вполне рассудительных людей охватил безрассудочный взрыв шовинизма и истерическая ярость против недавних партнеров по «Священному союзу».
Царскую чету, жившую летом в Царском Селе, встречали толпы народа с портретами государя и национальными флагами, они пели «Боже, царя храни» и «Спаси, Господи, люди Твоя». Когда царь вышел на балкон Зимнего дворца, народное море опустилось на колени: опять пели гимн, молитвы, плакали.
В своем обращении к нации, Император Николай II говорил:
«… В этом же единодушном порыве любви и готовности на всякие жертвы, вплоть до жизни своей, Я черпаю возможность поддержать Свои силы и спокойно и бодро взирать на будущее…»
Конец этой так бурно начавшейся истории мы хорошо знаем. Уже спустя 2 года это же самое «народное море» начало массово дезертировать из разлагающейся армии, проклинать офицеров, генералов, царских сановников и самого Царя, а спустя 4 года в подвале ипатьевского дома в кровавой драме и вовсе поставило точку в этой так бурно патриотически начавшейся истории.
Историк русской армии Антон Керсновский писал об этом так:
«… Обществу надлежало доказать свой патриотизм и жертвенность не на словах, а на деле - возглавить свой народ в окопах и на заводах. Однако жертвенной готовности служить своей Родине в подавляющем большинстве русской интеллигенции не было. Наше законодательство, начиная с милютинского Устава 1874 года, фактически избавляло образованные классы от долга защищать Отечество, чем классы эти и пользовались. В военные училища пошла вначале очень лишь небольшая часть молодежи - подлинная соль земли. Пределом жертвенности всей массы русской интеллигенции была посылка в Действующую армию кисетов с табаком, исполнение гимна в кабинетах загородных ресторанов и патриотические речи на бесчисленных «собраниях» (через 2,5 года ставших именоваться «митингами»)…».
Кто же в итоге из русской интеллигенции, из довольно известных людей на деле доказал верность долгу и преданность своей стране? Кто не спрятался за липовыми справками о болезнях и пошел защищать свою страну от внешнего врага?
Мне всегда был интересен этот вопрос, так как и в мое время (и сейчас) хватало и хватает такого рода горлопанов, которые готовы пропустить стопочку-другую «за победу», всплакнуть в минуту памяти, выйти в парк с георгиевской ленточкой на груди на народные гуляния в День Победы и сфотографироваться рядышком с дедушкой-ветераном. Они громче всех будут осуждать наших врагов, и требовать сатисфакции, но, как только придет время идти служить в армию, у них моментально появятся тысячи справок о тяжелом состоянии здоровья (и много еще чего). Эти патриоты уступят «почетный долг» другим.

****

Вернемся в начало XX века и попробуем посмотреть на биографии некоторых известных людей того времени. Естественно, не военных, а представителей творческой интеллигенции. Причем представители эти были разных сословий – из крестьян, дворян, купцов…
Так, никогда не служили действительную (срочную) службу в русской армии (и также не принимали участие в войнах) -
Федор Соллогуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863 г.р.), уроженец Санкт-Петербурга, сын крестьянина Полтавской губернии;
Дмитрий Мережковский (1865 г.р.), уроженец Санкт-Петербурга, сын столоначальника в чине действительного статского советника;
Константин Бальмонт (1867 г.р.), уроженец Шуйского уезда, Владимирской губернии сын председателя уездной земской управы;
Валерий Брюсов (1873 г.р.), уроженец Москвы, внук купца;
Максимилиан Волошин (1877 г.р.), уроженец Киева, сын коллежского советник;
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев, 1880 г.р.), уроженец Москвы, сын декана физико-математического факультета Московского университета;
Самуил Маршак (1887 г.р.), уроженец Воронежа, сын мастера мыловаренного завода братьев Михайловых;
Корней Чуковский (Николай Корнейчуков, 1889 г.р.), уроженец Санкт-Петербурга, незаконнорожденный сын потомственного почетного гражданина;
Борис Пастернак (1890 г.р.), уроженец Москвы, сын академика Петербургской Академии художеств.

Да мало ли их было! Проще подсчитать тех, кто волею судьбы оказался в армии и разделил со страной все ужасы и беды Первой мировой войны. Увы, таковых буквально единицы…
Будущий академик Академии художеств СССР и лауреат Сталинской премии первой степени Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956) был мобилизован летом 1914 года в возрасте 38-ми лет. Первая мировая война застала Кончаловских в Красноярске, на родине Сурикова, куда они приехали погостить с детьми и Василием Ивановичем к его брату, Александру Ивановичу Сурикову. Петр Петрович был прапорщиком артиллерии и направлен в 8-й Сибирский стрелковый артиллерийский дивизион.
Известный русский живописец Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939) – сын сапожника из города Хвалынска Саратовской губернии. В конце 1916 – начале 1917 года 38-летний художник был призван в качестве ратника 2-го разряда в запасной батальон Лейб-гвардии Измайловского полка (в 1-ю роту, 1-й взвод, 1-е отделение).
В письме матери Петров-Водкин написал:
«… Вчера пришло распоряжение явиться в военную комиссию. После комиссии меня направят в Царское, а может будет и другое предложение, я смогу сам выбирать место, какое пожелаю».
Чуть позже художник сообщил: «Очень трудно, в начале особенно, было являться в казарму к 7 утра. Прохожу строевую службу. Хорошо, что живу дома. Пока еще в штатском хожу. Вот на праздниках напишу подлиннее и расскажу о жизни ратника…».
На фронт Петров-Водкин не попал, но военная служба способствовала появлению картины «Смотр Измайловскому полку перед отправлением на фронт», которая ныне находится в коллекции Русского музея.
Основоположник супрематизма художник-авангардист Казимир Малевич (1879 – 1935) – уроженец третьего города империи, Киева, сын шляхтича Житомирского уезда Волынской губернии.
Ратник 2-го разряда Малевич был призван летом 1916 года в возрасте 37-ми лет и направлен в 56-й запасной пехотный полк в Смоленск.
Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма Александр Александрович Блок (1880 – 1921), уроженец Санкт-Петербурга, сын дворянина, профессора Варшавского университета.
К началу войны Блоку уже было 33 года, но, тем не менее, это был вполне призывной возраст.
7 июля 1916 года Блока призвали на военную службу и направили в табельщиком в 13-ю инженерно-строительную дружину Союза земств и городов, которая располагалась близ  ст. Лучинец Полесской ж.д. Как писал сам поэт в письме матери от 2 августа 1916 года:
«… Мы живем в имении князя Друцкого-Любецкого «Порохонск», верст двенадцать от позиций. Я живу в главном доме, сплю, ем, скучаю и ничего не делаю. В трех верстах - станция Порохонск на реке Бобрике (как и мы). Это - последняя станция, куда доходят этапные поезда (из Лунинца), дальше идут уже только воинские, часто слышна канонада (глухая), в ясную погоду утром и вечером посещает нас аэроплан, бросающий бомбы главным образом на мост у Порохонска и в станцию Лунинец, где 90 путей. В мост ни разу не попал…»
В марте 1917 года воинская служба поэта закончилась – он был отозван в Петроград.
Поэт и переводчик Саша Черный (настоящее имя и фамилия – Александр Михайлович Гликберг, 1880 – 1932), сын зажиточного еврея из Одессы.
В годы Первой мировой войны Черный служил в варшавском госпитале, с марта 1915 года - в санитарной части 5-й армии, в 1916 году - в 13-м полевом госпитале в Пскове (здесь написал цикл стихов о войне). В марте 1917 года был назначен заместителем комиссара Северного фронта.
Один из основоположников русского авангарда, художник Михаил Ларионов – 1881 года рождения, уроженец г. Тирасполя, Херсонской губернии.
Летом 1914 года находился в Париже с дягилевскими балетами, узнав об объявлении мобилизации в России в пользу Сербии, вместе с Натальей Гончаровой 1-го августа кружным путем отправился в Россию – через Швейцарию, Италию, Грецию, Константинополь и Одессу. По прибытии он сразу же был мобилизован лейтенантом запаса 210-го Бронницкого пехотного полка и отправлен на фронт в Восточную Пруссию. 10-го октября 1914 года он получил тяжелую контузию. В дополнение к травме ноги у него началось воспаление почек, вызванное постоянным пребыванием в заполненных холодной водой окопах. До конца года он проходил лечение в московском госпитале, а 5 января 1915 года был освобожден от дальнейшего прохождения службы.
Поэт и публицист, член РСДРП (б) с 1912 года Демьян Бедный (а по-настоящему - Ефим Алексеевич Придворов), 1883 года рождения, был уроженцем села Губовка, Александрийского уезда, Херсонской губернии. Сын сторожа Елисаветградского духовного училища.
В августе 1896 года Придворов был призван на действительную военную службу. 4 года после призыва юноша учился в Киевской военно-фельдшерской школе, далее еще 4 года служил в елисаветградском лазарете.
В 1914 году был мобилизован в действующую армию в качестве военного фельдшера Санитарно-гигиенического отряда Гвардейского корпуса. Принимал непосредственное участие в боях, за проявленную храбрость награжден Георгиевской медалью. Летом 1915 года его перевели в резервную часть в Петроград и сразу вслед за тем определили в запас.
Художник Павел Николаевич Филонов (1883 – 1941), уроженец Москвы, сын рязанских мещан.
Осенью 1916-го года Павел Филонов был мобилизован и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го морского полка Балтийской морской дивизии. В февральскую революцию был избран председателем Солдатского съезда в городе Измаиле, а затем председателем Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. После ликвидации фронта Филонов вернулся в Петроград.
Один из крупнейших деятелей русского авангарда Велимир (на самом деле – Виктор Владимирович) Хлебников (1885 - 1922), сын орнитолога, уроженец Астраханской губернии.
Хлебников был мобилизован 8 апреля 1916 года в возрасте 30-ти лет и направлен в 93-й запасной пехотный полк, находившийся в Царицыне. Уже через месяц после начала службы поэт попросил помощи у знакомых и вскоре Хлебникова начинают направлять на всяческие психиатрические комиссии, которые продолжались до конца года. Поэт попеременно жил то в больнице, то в казарме в Астрахани и Царицыне. В декабре его перевели в Саратов, а в начале весны 1917 года Хлебникову был предоставлен пятимесячный отпуск. Он сразу же уехал в Харьков, и после этого в армию уже не вернулся.
Хотя почти все именитые поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилев и Бенедикт Лившиц.
О первом можно говорить много – и все по заслугам! Таких как Гумилев в среде русской интеллигенции были даже не единицы – он был единственным!
Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) – сын кронштадтского корабельного врача. С 1906 года жил в Париже, но в 1907 году вернулся в Россию, чтобы пройти призывную комиссию! Под силу ли сейчас кому-нибудь из ныне живущих повторить подобное? 
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Гумилев записался добровольцем в армию и был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Ее Величества полк. В сентябре и октябре 1914 года проходили учения и подготовка. Уже в ноябре полк был переброшен в Южную Польшу. 19 ноября состоялось первое сражение. За ночную разведку перед сражением Приказом по Гвардейскому кавалерийскому корпусу от 24 декабря 1914 года № 30, он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени № 134060 и повышен в звании до ефрейтора. Крест был вручен ему 13 января 1915 года, а 15 января он был произведен в унтер-офицеры.
Зимой 1915 года поэт простудился, месяц лечился в Петрограде, а потом вновь был возвращен на фронт. Воевал на Волыни и получил свой второй Георгиевский крест, а в декабре того же года – 3-й степени за № 108868!
Кроме этого (а таких деталей биографии уже хватит на несколько жизней), Гумилев воевал в составе Русского экспедиционного корпуса во Франции.
Поэт, переводчик и исследователь футуризма Бенедикт Лившиц (Бенедикт Нахманович, 1886 – 1838) - уроженец Одессы, сын купца второй гильдии.
В 1912 году Лившиц окончил Киевский университет и поступил вольноопределяющимся на военную службу. С 1 октября 1912 по 1 октября 1913 года проходил службу в 88-м пехотном Петровском полку, расквартированном в Петербургском военном округе.
Летом 1914 года был мобилизован в действующую армию, воевал в составе 146-го пехотного Царицынского полка, 25 августа того же года был ранен, контужен и потерял слух на одно ухо в одном из боев во время наступления на Вислу под деревней Ходель Люблинской губернии, награжден Георгиевским крестом за храбрость. Демобилизован по ранению.
Деятель русского футуризма и будущий лауреат Сталинской премии первой степени Николай Николаевич Асеев (1889 – 1963) – уроженец города Льгова Курской губернии, сын страхового агента из дворян.
Во время Первой мировой войны в 1915 был призван в армию, служил в запасном полку в Мариуполе. Был освобожден от службы в связи с открывшимся туберкулезом, но в феврале 1917 года, несмотря на болезнь, был призван вновь. Служил в 34-м пехотном запасном полку в Гайсине, где был избран в Совет солдатских депутатов. Направленный в юнкерское училище, он вместе с женой сбежал во Владивосток, где примкнул к футуристической группе «Творчество».
Владимир Владимирович Маяковский, которому в июле 1914 года исполнился 21 год, 24 октября того же года, пытался записаться охотником (добровольцем), но 12 ноября на основании справки Охранного отделения о политической неблагонадежности Маяковского ему в этой просьбе было отказано. Напомню, что он был исключен из Училища живописи, ваяния и зодчества за публичные выступления, а еще раньше отсидел 6 месяцев в Бутырской тюрьме за распространение прокламаций.
Но все же Маяковский был призван на военную службу 8 октября 1915 года. По протекции друзей (по одной версии - Максима Горького, по другой – художника А.А. Радакова) поэт проходил военную службу в Петрограде в Учебной автомобильной школе. Автомобильные войска были сравнительно новым формированием. Первая Учебная автомобильная рота в России была создана лишь в октябре 1910 года. В ее задачу входила подготовка командного состава автомобильных частей и кадров военных шоферов». В январе 1915 г. Учебная автомобильная рота была преобразована в Военную автомобильную школу, непосредственно подчиненную начальнику Главного военно-технического управления.
По официальным документам Маяковский значился прикомандированным к технической части Управления школы. Сам Владимир Владимирович в автобиографии описал это так: «Забрили. Теперь идти на фронт не хочу. Притворился чертежником». 3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд из 7 солдат, который арестовал командира Учебной автомобильной школы генерала П. И. Секретева. Любопытно, что незадолго до этого, 13 января, Маяковский получил из рук Секретева серебряную медаль «За усердие». В течение лета 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. 
Автор множества произведений для детей, Виталий Бианки (1894 – 1959), уроженец Санкт-Петербурга, был призван в армию осенью 1916 года. После окончания ускоренных курсов Владимирского военного училища в чине прапорщика он был направлен в 1-й батальон 1-го дивизиона 1-ю запасной тяжелой артиллерийской бригады, стоявшей в Царском Селе. Здесь встретил Октябрьскую революцию.
Писатель Михаил Зощенко (1894 – 1958), уроженец Санкт-Петербурга, сын художника из полтавских дворян.
29 сентября 1914 г. Зощенко был зачислен в Павловское военное училище на правах вольноопределяющегося 1-го разряда юнкером рядового звания. 5 января 1915 г. произведен в чин младшего портупей-юнкера. 1 февраля 1915 г. окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени и произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.
5 февраля 1915 г. отправлен в распоряжение штаба Киевского военного округа, откуда командирован за пополнением в Вятку и Казань, в 106-й пехотной запасной батальон, как командир 6-й маршевой роты. По возвращении из командировки 12 марта 1915 г. прибыл в действующую армию на укомплектование 16-го гренадерского Мингрельского полка Кавказской гренадерской дивизии, к которому был прикомандирован до декабря 1915 года. Назначен на должность младшего офицера пулеметной команды.
За время войны был ранен, награжден пятью (!!!) орденами и произведен в чин штабс-капитана.
Поэт Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии. Призыв 1895 года производился досрочно, с 15 мая по 15 июня 1915 года, по Указу от 20 марта 1915 года. В этот момент поэт получил отсрочку. В июле того же года, он сообщил в письме своему близкому другу В. Чернявскому: «От военной службы меня до осени освободили. По глазам оставили. Сперва было совсем взяли...».
Но избежать службы Есенину все же не удалось. Он был призван в январе 1916 года. Один из его друзей, поэт Сергей Городецкий, обратился к полковнику Дмитрию Николаевичу Ломану, уполномоченному по Царскосельскому военно-санитарному поезду № 143, с просьбой устроить Есенина санитаром в поезд. Офицер внял просьбе Городецкого и 16 января направил в мобилизационный отдел Главного управления Генерального штаба ходатайство за № 56, в котором среди других призываемых в Царское Село санитаров была названа фамилия Есенина.
Будущий Герой Социалистического Труда Валентин Петрович Катаев, 1897 года рождения, уроженец Одессы, сын преподавателя епархиального училища. К началу войны учился в 5-й одесской гимназии.
В 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгонью рядовым в 1-й батарее 64-й артиллерийской бригады, затем произведен в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. В декабре 1916 года был принят в Одесское военное училище, перейдя из артиллерии в пехоту. Летом 1917 года, после ранения в бедро в «керенском» наступлении на румынском фронте, был помещен в госпиталь в Одессе.
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел, и в октябре был демобилизован прапорщиком. Награжден двумя Георгиевскими крестами и орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил и личное дворянство.

Хотя далеко не все из вышеперечисленных сидели в окопах на передовой, но все же эти люди честно служили своей стране в трагические дни, были готовы проливать кровь ради общей победы, рассказывать о войне в прозе, стихах и картинах.