Эту боль не смывают ливни...

Оситян Лариса
Посвящено моему отцу.

Отслужив в СА один год, на втором году службы он потерял левую руку от плеча.

В военном госпитале под Ленинградом сестричка, ухаживавшая за ним после
операции, говорила - "Оставайся, солдатик, уж очень ты мне приглянулся, ты и
без руки мне дорог!.."

Конечно, жизнерадостный, высокий, стройный юноша восемнадцати лет, (лицом
очень похож на актёра Рэймонда Бёрра в молодости, сыгравшего адвоката Перри Мейсона в одноименном сериале, -  мужественное лицо с большими, очень выразительными, "говорящими" глазами - таков он был на фотографиях того периода, меня ведь ещё не было тогда...) - не мог не зацепить юное сострадательное сердечко, но -

"Прости, голубушка, есть у меня любимая, жду встречи с ней".

Дома ждала молодая жена с малышкой.

Человеком он был очень жизнелюбивым и всё видел в ярких тонах – всё, что он задумывал и делал – должно было быть превосходно! Трудно даже вообразить, какой ураган отчаяния и немыслимой боли он пережил, став безруким…

Когда он из госпиталя вернулся домой – жизнь для него обрела новый смысл.

Из маленького посёлка он перевёз семью в город. На ровном месте они вместе с мамой построили самый лучший на улице дом, большой, светлый, удобный, красивый;  например, в "зале" было четыре больших окна - по два на обе стены, и комната всегда была залита мягким уютным светом, о чём в зрительной памяти сохранилось множество "картинок" - то ёлка со сврекающими рыбками-грибочками, то празднично накрытый стол к Пасхе или 7 ноября (раньше все праздновали, причём очень искренне); то семейные вечерние посиделки под телевизором на "17 мгновений весны" с неподражаемым Вячеславом Тихоновым...

Причём, учитывая материальные трудности – строили в основном своими руками;  правда, строительство длилось более десяти лет...и при этом старались подрабатывать на двух-трёх работах зачастую…

Сейчас это кажется уже почти нереальным, но это – всё правда.

Никогда не считал себя инвалидом, это слово было для него оскорбительным, потому и носил протез, незаметный под рубахой…а ведь он причинял столько неудобств; и старался, чтобы дети не видели его без протеза…

У него был прекрасный лирический тенор, ах, как он пел «Тёмную ночь», «Как красивы над Волгой закаты…» А мы так гордились, что у нас – Такой Папа! И ни разу не думали, что у него нет руки, и как ему непросто жить…

На работу (а он работал и кладовщиком, и бригадиром, и охранником…) всегда ходил только в наглаженных брюках и рубахах, любил готовить на кухне, весь большой двор был под покровом уютной аккуратной виноградной арки… Как это могло быть? Уже взрослея, не понимала, как это возможно, но – это было, и это – правда.

Когда мне было всего семнадцать ( я  -  младшая дочь), - папу свалил инсульт, ему ещё даже сорока пяти не исполнилось… умер почти сразу…

Это было очень давно, но – так много дал нам папа, что не вмещается в сердце память, хочется поделиться воспоминаниями хоть немного…

Теперь понимаю, всё кажущееся невозможным – возможно в озарении сильной любви, которой было наполнено папино сердце; вот что давало ему силы и сверхсилы.

Наше детство было таким счастливым! Мы грелись в лучах его взгляда, его большой горячей руки, его невероятно тёплого голоса - во всём была нежная любовь к семье!..

 Посадил прекрасный фруктовый сад, занимался пасекой. А, главное – вырастил троих замечательных детей, дал им высшее и музыкальное образование, и, такое чувство, что дал им твёрдую основу для правильного понимания жизни, её смысла и места человека на земле, чтобы достойно относиться и к себе, и к тем, кто рядом…

Самое ценное, думается – он отдал своё сердце детям.


Папа...
Знаешь, эту боль не смывают ливни…
Папа!
Даже годы, промелькнув мимо,
Не уносят за собой чувства,
И не делают меня – сильной…

Папа…
Я в который раз шепчу сердцем,
И хотя бы в этом добром слове
На ветру ищу плечо – согреться,
Чтоб любимой дочкой стать – снова…

Папа!
Где ты был, когда сияло счастье,
Я на фото – в подвенечном платье…
И когда росли мои  дети, -
Ты же самый лучший дед на свете?!..

А когда меня давили скорби,
И тепла оставалось мало…
По каким ты уходил дорогам?!.
Как мне глаз твоих – не хватало!..

Папа!..
Я боюсь ходить к твоей могиле,
И не верю в невозможность встречи…
Я кричу душой ушедшим милым –
Мир и радость вам, покой и вечность!..

Знаю, ты - не ушёл, не бросил
Тёплый дом на холодную осень…
Ты в моём благодарном сердце -
Самый-самый, как тогда, в детстве!

Понимаю – могло так случиться,
Чтобы временно – разлучиться…
Но, ты знаешь, как много ты значишь
Для меня, для детей… я не плачу…

Просто знаю  -  любовь из детства
В бесконечность лучами светит,
И горячей молитвой сердца
За родителей молятся дети…

(Художник Вильям Бугро,1878г.)