Грешницы и святые Запад и Восток

Надежда Семеновская
Грешницы и святые: Запад и Восток
Беженцы – бегут. От невыносимых условий. От холода и голода. От войны.
Оказывается – бегут из теплого климата, где не бывает зимы, бегут от богатства, от жизни во дворце.
Бегут за богатством  - за свободой. За той свободой, которая не вписалась в уклад жизни твоей страны.

Освобожденные женщины Востока

В последние десятилетия все чаще просят убежища на Западе молодые девушки и женщины из богатых мусульманских стран – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов. Как правило, беглянки – образованны и красивы, происходят из богатых и известных на родине семей.
Именно от родственников, а не от государства, приходится скрываться юным дочерям Ислама.
Летом 2018 года из Саудовской Аравии в Монреаль сбежали две саудовские девушки – двадцатичетырехлетняя Сальва и ее восемнадцатилетняя младшая сестра.

7 января 2019 года восемнадцатилетняя саудовская девушка Рахав Мохаммед аль-Кунун сбежала от своей семьи из Кувейта, где она отдыхала вместе со своими родственниками. Тайно от отца – мэра города эс-Суляйми, Рахав села на рейс из Кувейта в Бангок, столицу Таиланда.
Тайские власти не желали пускать девушку в страну, так как у нее не было брони гостиницы и денег. Кроме этого, в аэропорту Таиланда арабский мужчина обманом выманил у девушки паспорт.
Рахав забаррикодировалась в гостиничном номере и принялась писать отчаянные призывы о помощи в Интернете. Девушка планировала сбежать в Австралию, у нее уже была открыта трехмесячная туристическая виза. Уже там, в Австралии, Рахав собиралась попросить у властей убежища.
История получила широкий резонанс в англоязычной прессе. В итоге девушку не только не депортировали, но ООН предоставило бывшей мусульманке статус беженки. Право на убежище Рахав получила сразу в двух странах – Австралии и  Канаде. Рахав выбрала Канаду, где ее встречала в аэропорту министр иностранных дел Христя Фриланд.
Впервые организация Организация Объединенных Наций официально признала угрозой для жизни тех граждан Саудовской Аравии, кто отказался от ислама. В Королевстве вероотступничество карается смертной казнью. Рахав открыто утверждала, что в случае возвращение на Родину семья лишит ее жизни.

Моя религия меня  бережет

История Рахав привлекла внимание к положению женщин в мусульманских странах. Ислам предписывает, что каждая женщина, в каком бы возрасте она ни находилась, должна иметь опекуна из числа родственников – мужчин. Таким опекуном может быть отец или муж, родной дядя или брат, в некоторых случаях – даже взрослый сын.
Без письменного разрешения опекуна саудовская женщина не может работать или учиться, обратиться  за плановой медицинской помощью, покинуть страну и даже выйти за пределы собственного дома.
Впрочем, посещение общественного места для саудовской женщины до сих пор довольно рискованное дело. В стране категорически запрещено любое общение женщин и мужчин, если они не являются супругами или близкими родственниками. Сам факт общения женщины с чужим мужчиной считается потерей чести и карается смертью, или, в лучшем случае, отречением семьи от провинившейся дочери  Евы.
В момент, когда религиозная полиция нравов задержит преступную женщину, уличенную в общении с чужим мужчиной, ее жизнь закончится. Муж обязательно разведется с распутницей, а отец или братья или лишат ее жизни, или попросту не заберут по окончанию срока наказания из тюрьмы.
В Саудовской Аравии женщины не имеют права жить одни, и остаток своих дней опозорившая семью бывшая жена или дочь проведет в государственном социальном приюте для женщин, который мало чем отличается от тюрьмы.

Побег от любви и заботы

Понятно, что побег – самый рискованный поступок для мусульманки. Иногда его готовят годами, ведь неудача для женщины означает конец жизни.
- Мы планировали убежать шесть лет, но нам нужен был паспорт и удостоверение личности для этого. А для того, чтобы получить эти документы, мне нужно было разрешение от моего опекуна. К счастью, у меня уже было удостоверение личности, потому что семья согласилась дать его мне пока я училась в университете. У меня также был паспорт, так как два года назад мне нужно было сдать экзамен по английскому языку. Но моя семья забрала его у меня. И мне необходимо было его вернуться.
Я украла ключи от дома моего брата и сбегала в магазин, чтобы сделать копию. Мне не разрешено было покидать дом без разрешения, однако я ускользнула, пока все спали. Это было очень рискованно, потому что если бы меня поймали, мне бы пришлось плохо.
Как только я получила копию ключей, я смогла вернуть наши паспорта. Я также взяла телефон отца, пока он спал, зашла в его аккаунт на сайте МИДа и заменила указанный номер телефона на свой. Также я через аккаунт дала нам с сестрой разрешение покинуть страну, - рассказывает  Сальва Альзахрани, - Мы бежали ночью, пока все спали. Это было очень-очень страшно. Водить мы не умеем, поэтому вызвали такси. Слава богу, почти все таксисты в Саудовской Аравии иностранцы, поэтому им не показалось странным, что мы путешествуем без сопровождения.
Мы поехали в международный аэропорт Король Халид недалеко от Эр-Рияда. Если бы кто-нибудь заметил тогда, что мы делали, то, думаю, нас убили бы.
На последнем курсе университета я работала в больнице и скопила достаточно денег, чтобы купить билеты на самолет и транзитную визу в Германию. У меня также были деньги от пособий по безработице.
Мы с сестрой сели в самолет, летевший в Германию. Я впервые летела на самолете и это было прекрасно. Я чувствовала счастье, страх, я чувствовала все.
Наш отец тут же позвонил в полицию, когда понял, что нас с сестрой не было дома, но было уже поздно. Благодаря тому, что я сменила номер телефона в его аккаунте, когда власти пытались ему позвонить, они звонили на мой телефон. Когда мы приземлились, мне пришло сообщение от полиции, которое предназначалось моему отцу.

Впрочем, не всем девушкам так повезло. В марте 2018 года исчезла тридцатитрехлетняя гражданка Объединенных Арабских Эмиратов принцесса Латифа бин Мухаммед Аль Мактум, дочь  премьер-министра ОАЭ, эмира Дубая Мохаммеда бин Рашида Аль Мактума.
Для принцессы Латифы это была вторая попытка побега из родной страны, в первый раз девушка пыталась убежать еще в юности, в шестнадцать лет. Родственники вернули ее, и Латифа три года провела в тюрьме.
Второй побег Латифа готовила семь лет. Помогали ей двое европейцев - гражданка Финляндии Тина Яухиайнен, многолетний инструктор принцессы по капоэйре, и гражданин США французского происхождения Эрве Жобер.

Обманув охранников,  Яухиайнен и Латифа  бежали на автомобиле до границы Дубая с Оманом, где на гидроцикле добрались до яхты Жобера в Оманском заливе. Его небольшое судно Nostromo ждало женщин под американским флагом в международных водах в Индийском океане.
Беглецы намеревались доплыть до штата Гоа, Индия, но через три дня вооруженные люди захватили судно Жабера в пятидесяти километров от берега Индии. Всех принудительно вернули в Арабские Эмираты, но Тину Яухиайнен и француза Эрве Жобера  выпустили из тюрьмы через несколько недель, при условии, что они не предадут историю побега принцессы огласке. 
Участь Латифы остается неизвестной. Официальные лица ОАЭ и ее отец заявляют, что женщина находится со своей семьей, и у нее все хорошо. Встречи с принцессой добиваются представители многих правозащитных организаций, включая Human Rights Watch и Detained in Dubai, но пока безрезультатно.

Судьба двух сестер из Саудовской Аравии, просивших убежище в США, к сожалению, известна: 24 октября тела шестнадцатилетней Талы и двадцатидвухлетней Ротаны Фареа вынесло на берег реки Гудзон в Манхеттене. Девушки приехали в Соединенные Штаты вместе с матерью и братом еще в 2015 году. Ротана даже поступила в университет
 По словам матери девушек, за день до того, как нашли их тела, ей позвонили из посольства Саудовской Аравии. Во время разговора семье приказали срочно возвращаться на родину из-за того, что сестры подали прошение об убежище.

Глоток свободы, как глоток красного вина

Что же заставляет женщин идти на такой риск? По словам принцессы Латифы бин Мухаммед Аль Мактум, главная проблема – отсутствие свободы выбора.
- Очень скоро я намерена каким-то образом сбежать [из ОАЭ]. В исходе я не уверена, но на 99% убеждена, что план сработает. А если нет, то это видео поможет мне, поскольку все, что беспокоит моего отца – это его репутация, - говорит в своем последнем видеообращении принцесса, - Он готов убивать людей, чтобы защитить свою репутацию. Он заботится только о себе.

- В Саудовской Аравии нет жизни. Я отучилась в университете, чтобы снова переехать домой и ничего не делать целый день. Они причиняли мне боль, говорили плохие вещи, например, что мужчины лучше и выше нас. Меня заставляли молиться и поститься в рамадан, - объясняет причины побега Сальва Альзахрани.

- Моя семья крайне строга: однажды меня заперли в комнате на полгода за то, что я подстриглась", - жалуется Рахав аль-Кунун.

В Канаде, на своей новой родине, Рахав уже попробовала многое из того, что категорически запрещалось в Саудовской Аравии: вышла на улице в одежде, открывающей ноги выше колена, позавтракала беконом, выпила красного вина и даже попробовала курить сигареты. Девушка рада, что теперь только она сама решает, где ей учиться, работать, за кого выйти замуж.
Только вот стоит ли красное вино горя, которые испытывают ее брошенные и опозоренные родные? Никто не знает. Возможно, и сама победительница – беженка от родных.

Семья Рахав официально отреклась от нее:
- ,Мы, семья Мухаммад аль-Канун из КСА, заявляем о разрыве наших связей с так называемой Рахаф аль-Кунун, неблагодарной/позорной/непослушной/психически нестабильной[4] дочери, которая своим позорным поведением и наплевательством на традиционные исламские ценности благодушия. Просим сынов родины не винить семью за греховные действия так называемой Рахаф аль-Кунун. Истинно, все уважаемые люди семьи согласились с отречением.
Члены семьи аль-Канун внутри королевства и вне его, пользуясь случаем, заявляют о своей твёрдости в поддержке мудрого правления Хранителя двух святынь и его кронпринца, и трудятся ради возвышения и молятся во сохранение его безопасности и стабильности, - подобное обращение можно прочесть на арабских информационных сайтах в интернете.

Официальные власти Королевства Саудовской Аравии также не признают за беглянкой права на разрыв с родителями и утверждают, что семья любила дочь и заботилась о ней.
- Национальное общество по правам человека удивлено подстрекательством некоторых стран в адрес некоторых саудовских деликвенток к бунту против своих семейных ценностей, подталкиванием на бегство за границу и стремлению принять их у себя под предлогом предоставления убежища.
Подобные методы со стороны некоторых стран и международных организаций мотивированы политически, а не гуманитарно. Это подтверждается неохотой принятия этими странами настоящих беженцев, которых даже могут оставить погибать в море, и из уст некоторых их чиновников умышленно звучат подстрекательства в адрес некоторых делинквенток и молодых саудиек к бунту против семейных ценностей и традиций, обеспечивающих им достойную жизнь и постоянную заботу, и наталкивают их к их потере, а возможно, что и к тому, чтобы оказаться в руках торговцев людьми.
Здесь в Королевстве, есть законы, запрещающие жестокое обращение и карающие его совершающих, включая родителей и прочих членов семьи. И если правда то, что сошло с языков этих девушек, в их силах пожаловаться и обратиться за защитой в соответствующие саудовские органы, а также в правозащитные организации, что им доступны и открыты, и ничего для этого не требуется, кроме как связаться по контактному номеру.
Такое поведение некоторых чиновников тех стран достойно сожаления/осуждения национальным обществом, что видит в нём подстрекательство и запугивание девушек, слишком молодых для того, чтобы сделать правильный выбор. Это также нарушает права семей этих девушек, которым наносится большой вред деликтами их дочерей и их подталкиванию в неизвестность, - заявил Муфлих аль-Кахтани, глава спонсируемого правительством КСА Национального общества по правам человека.

Сказка о любви с грустным концом

В судьбе Рахав уже ничего не изменить. Возможно, она и пожалеет о своем решении, но  обратной дороги уже нет. В 1999 году капрал армии США Джейсон Джонсон тайно, по поддельным документам, вывез на военном самолете из Бахрейна семнадцатилетнюю принцессу Мериам бинт Абдулла аль-Халифа.
В Чикаго девушка из королевской семьи попросила у властей США убежище, объявив, что королевская семья непременно убьет непокорную дочь за брак с неверным. Капрал Джейсон Джонсон предстал перед военным трибуналом и был понижен в должности, а после и вовсе ушел из армии. Тем не менее, невесте  убежище было дано, пара поженилась.
Супруги поселились в предместье  Лас-Вегаса, где Джонсон устроился работать парковщиком машин в элитном ночном клубе. Семья существовала на деньги, которые получили от продюсеров фильма «Принцесса и морпех» - экранизации истории их любви. Фильм вышел в 2001 году, а в 2003 принцесса и бывших морпех подали на развод.
Бывшая арабская принцесса осталась жить в Лас-Вегасе. Говорят, королевская семья Бахрейна простила блудную дочь, и Мериам несколько раз приезжала в Бахрейн повидаться с родными. Замуж второй раз она не вышла.