В гостях у дедушки

Анна Мержвинская
       А мой дедушка, ветеран ВОВ и блокадник, смотрел только программу "ВРЕМЯ", любил ещё передачи с Е.Петросяном. У них, когда они уже жили на Марата с бабушкой, переехав с канала Грибоедова - была старенькая радиола. У этой радиолы сверху была крышка (весь верх). Откроешь её и можно ставить и слушать граммпластинки.


      Так вот, у дедушки были СВОИ любимые, особые пластинки. Помню, приезжаю я к нему, он немногословен, я, понимая его, не лезу ни в какие разговоры. Разделась в коридоре, прошла в комнату. Он предложил сесть на диван, а сам пошел к радиоле. Сижу, жду что будет..Он сосредоточенно ставит пластинку и, прищурив один глаз, поворачивается ко мне полностью. Я вижу у него в глазах смешинки. Про себя выдыхаю, значит, всё у него хорошо. Хитрит чего-то мой любимый и самый родной дедушка)). Вся - внимание. И, вдруг, на пластинке голос Е.Петросяна..Мне смешно. Смотрю - он тоже улыбается. Садится за свой старинный стол, ещё со старой довоенной квартиры, и внимательно слушает. Стол стоит одним боком вплотную к окну. Окно высокое и выходит на проезжую часть ул.Марата. Оттуда доносятся звуки машин и иногда трезвон трамваев.


      А мы с дедушкой вдвоём в квартире. Я приехала к нему в гости. Мне 17 лет. Дедушке уже - 76. Мир в этой комнате только вокруг нас замкнулся: будто, вот мы с ним и есть, тут и сейчас, в данный отрезок времени - только мы. Это ощущение очень сильное. Наверное, поэтому так и запечатлелось в памяти до сих пор. Комната несколько вытянутая, потолки высоченные с лепниной.


      Старый очень дом, старая лестница, очень просторная и с широкими ступенями, со старым медленным лифтом. Кабинка у лифта доезжает на этаж чуть скрипя. Лифтовое строение на этажах в чугунной вязи: можно стоять и рассматривать, что я и пыталась делать, когда мы приезжали в гости, замыкая подъем по ступеням к квартире, я постоянно шла последней, меня окликали, чтобы поторопилась.


      Возвращаясь опять в тот день: продолжаем вместе с дедушкой молча слушать граммпластинку. Петросян сменяет один диалог на другой. Это записи с его программ на концертах и в передачах на телевидении разных лет. Замечаю, что за окном начинаются сумерки. Прямо передо мной весят старинные часы с боем. Они отмеряют каждые 15 минут и бьют каждый час. Немного напоминает ситуацию из кино "Золушка": "Ваше время истекло! Кончайте разговор!..".


      Когда заканчивается пластинка - за окном уже совсем темно. Часы бьют 19 часов. Мы оба спохватываемся: мне пора ехать домой на Бухарестскую, а он вспоминает, что мне путь долгий и начинает немного беспокоиться. Идём в коридор, я одеваюсь. Одеваясь, благодарю его и говорю, что мне очень понравилась пластинка с Петросяном. Он польщён, доволен. Зовет меня как будет время, приезжать ещё. Нам обоим не хочется: ему - чтобы я сейчас уходила, а мне - уходить от него сейчас. Но мы - держимся и не говорим этого вслух. В душе: ждем нашу новую скорую встречу))..