Вали отсюда!

Сергей Александрович Горбунов
Еще дома, собираясь в школу, Никита чувствовал, что ему не избежать неприятностей. Так повелось, что тот школьник, у кого наступал день рождения, должен был принести в класс пакет со сладостями и раздать товарищам. А те, в ответ, начинали поздравлять именинника, дергать его за уши и бить по плечу или спине. Эту традицию,  кажется два года назад, ввела мама Гарика Калояна, которая утром, к началу занятий принесла в класс большой кулек шоколадных конфет и попросила учеников поздравить ее сына с тем, что ему исполнилось 12 лет. Неожиданное угощение вызвало бурный восторг у детей и Гарика чуть не затискали в объятиях.
Об этой инициативе узнали мамы других ребят, и началось, если не «деньрожденское» соревнование – чьи  сладости вкуснее и объемнее, то –  негласное соперничество: «планка» угощения должна была быть не ниже, чем у предыдущего именинника. А у Никиты эта мера измерения – была, как говорят, – ниже плинтуса. Дело в том, что его родителям задержали выдачу зарплаты, поэтому мама, дотягивая до получки, «раскраивала» оставшиеся деньги на самые необходимые продукты и на автобус ей и мужу, чтобы ехать на работу и на непредвиденные случаи. День рождения сына в число таких поводов не вошел: мама лишь сварила компот из банки яблочного варенья, а про остальные «вкусняшки», подобаемые торжеству, сказала, что они и подарок будут, когда с папой получат деньги.
Все это Никита безропотно принял, посоветовав младшим брату и сестре потерпеть, но приход в класс с пустыми руками вызывал у него какую-то непонятную тоску. И она оказалась не беспочвенной. Едва он собрался войти в кабинет математики, где должен был начаться первый урок, как дорогу ему преградила одноклассница – рослая  Тамара Воскобойникова. Оценивающе оглядев Никиту, она  напрямую спросила:
- А где, именинник, твои конфеты и пирожные!?
…От такого вопроса Никита как-то даже сник, а потом попытался объяснить ситуацию с бюджетом семьи, но его не стали слушать ни Тамара, ни еще подошедшие ученики.
- Ты че, Первухин, офонарел? – зачинщица конфликта даже рассердилась. – Как у других ребят на их дни рождения конфеты уплетал за обе щеки , а свои – зажилил?! Вали отсюда, жмот! Не пущу я тебя в класс!
…Побагровев от стыда и набычившись, подросток попытался оттолкнуть Тамару, но за нее вступились два брата-двойняшки Березины, оттащив Никиту от дверного проема класса и толкнув его к противоположной стене коридора. Добавив вслед, что раз ему сказали – «валить отсюда», то он и должен это сделать, так как нарушил традицию.
Пытаясь не расплакаться от обиды, Никита застыл возле окна, стараясь не смотреть, как после звонка все заспешили в класс на свои места. Так, смотрящего куда-то в небо, его и увидела учительница математики. Уловив необычное в поведении ученика, она тут же начала задавать вопросы:
- Первухин, ты почему не идешь в класс? Что-то случилось? Давай, сейчас пойдем на урок, а после мы разберемся.
…Педагог, положила подростку руку на плечо, и легонько направляя его, ввела в класс. Появление Никиты было встречено недружным завыванием у-у-у-у, – на  что математичка резко скомандовала всем прекратить вопль, а Первухину сесть на место.
Едва он уместился за столом, как сидящая позади Воскобойникова больно ткнула его ручкой в спину и прошипела:
- Че, поди уже насексотил математичке? Ябеда и жмот!
…Дальше Никита слушать не стал. Он быстро сгреб учебник и тетрадку в школьный рюкзак, встал из-за стола и, не обращая внимания на окрик учителя, выбежал из класса, а затем и из школы.
Вечером к Первухиным пришла классный руководитель. Она спросила о самочувствии Никиты, сказала, чтобы он завтра пришел в школу и продолжил учебу, а потом Елена Сергеевна уединилась с родителями мальчика и они долго говорили. Папа даже нервно выходил покурить на балкон, и Никита слышал сквозь неплотно прикрытую дверь комнаты, где находились он и брат с сестрой, как мама объясняла учительнице, почему их сын не смог принести в школу конфеты.  И что завтра-послезавтра (зарплату обязательно дадут), он принесет товарищам гостинец. На что классный руководитель ответила отказом, заявив, что этого не следует делать, так как директор школы, узнав о конфликте Никиты, сегодня издала приказ, которым категорически запретила во всех классах отмечать, таким образом, дни рождения. И что Тамара Воскобойникова имела беседу с директором, а ее родителей завтра вызвали в школу.
…Ужин в семье Первухиных прошел, как-то необычно тихо и угнетенно. Младшие дети, не понимая сути происшедшего, чувствовали, что в школе произошло что-то нехорошее, что обидело Никиту, который кушал молча, опустив голову. Хмурился и папа, а мама – вздыхала, о чем-то думая.
Тишину прервал именинник. Он, держа ложку, как дирижерскую указку, и не глядя ни на кого, сказал, что больше в эту школу не пойдет. И, пресекая вопросы и возражения родителей, обосновал свое решение. Отныне в классе его будут считать ябедой и предателем, раз Воскобойникову вызвали к директору, а, вдобавок, и ее родителей. Ребята не простят ему и  то, что теперь в классе не будет дармовых конфет. И все утвердятся во мнении, что он – жадина-говядина, который, из-за своего жлобства, заварил эту кашу.
…Закончив фразу подросток, словно поставив точку, положил ложку на край тарелки.
Сергей Горбунов