Так, взгляд из-за калитки. Ничего глобального

Михаил Гонопольский
Жизнь та, как потом оказалось, была детски-наивной. Я про советскую говорю.
И даже не сама она, а наши взгляды. Особенно взгляды "на них", там, за забором.
 
Мы думали, что вот ведь, у нас тут тупая распределиловка. И в результате - воровство. И в результате - мозоли от изделий фабрики “Скороход”.
А вот ТАМ, на Западе, – о, там свободный рынок! Который регулирует справедливо все механизмы хозяйства и жизни.

Потому что там же все делается не для отчета, правда ведь? - а для человека.
Что надо, – то и производится. Людям надо, - значит на этом можно заработать.
И понятно же, что стараются производить лучше. Чтоб же можно было б продать. Не шутки. Прибыль.
Поэтому свободный рынок, желание прибыли, регулирует и ассортимент и качество. Регулирует все.
Логика эта убаюкивала как сказка, которую на ночь рассказывают ребенку.

А затем... Как писали когда-то в плохой прозе: “каково же было их разочарование...”
Разочарование приходило поэтапно.
Первый этап - оттого, что прославленный “рынок” - он, как любая идея, - хороша, но слишком уж общая. Так что регулировать приходится все самому.

Купили вы холодильник. Его привезли, аккуратно установили.
Вы глядь - а на дверце три царапинки. Вы им - заберите и поменяйте. Вам, вежливо, - не, это мы не можем. Позвоните в фирму. Нам ведь сказано только привезти. Забирать назад по требованию заказчика нам не сказано.
Звоните в фирму, там с вами, понятно, вежливо, с церемониям. Но - нет, мы этого не можем исправить.
Так приедьте зашпаклюйте, - нет, к большому сожалению, у нас это не предусмотрено.
Так поменяйте дверцу, - нет, наша фирма дверцы не меняет.
И все вежливо, все "для человека". Но - сделать вы, человек, ничего не можете.

Или же купили супер-пупер выключатель.
“Дядюшка Лю на третьей смене” его собрал. Свой цзяо получил. Его хозяин свой юань получил. Электрик, которого вы вызвали исправить новенький выключатель, тоже свое получил.
В результате все всё получили, а вы потеряли: несколько часов жизни, нервы и еще по мелочам. Короче, на визит к врачу наберется...

Второй этап разочарования.
Это когда вы понимаете, что рынок, в общем, не чувствует зависимости от вас. Вы вообще никому не нужны.
У него на случай столкновений с занудами вроде вас, есть подушка безопасности, - адвокат.
И когда вы придете с претензиями, и претензии будут тянуть на серьезную сумму, безликий рынок посадит вас перед адвокатом: "Поговорите вот с этим".
Вроде как Балда чертенку - “переговори-ка моего меньшого брата”
А сам растает в воздухе, - очень ощутимо для вас.

И – разочарование третье.
Самое внутреннее и самое "жизненное". Которое мы иногда так всю жизнь и не можем сформулировать.
Это - ощущение, что вас не любят, а вас используют.
Оскорбление нормального, природного, пусть, казалось бы, детского, желания любви и добра между людьми.
 
Для нас его сформулировала наша дочка, младшеклассница, через год после того, как мы приехали в Израиль. До ребенка, намного раньше, чем до нас, дошла сама суть. Суть всех этих реклам, широких улыбок и дегустаций перед суперами.
И она сказала горько: “Они нам все предлагают не потому, что они нас любят, а потому что хотят, чтобы мы у них купили”.

Вот и все. Причем, как вы заметили, то, что описано, - это всего лишь скромный взгляд из-за калитки. Ничего глобального.
Ни слова о миллиардах тонн невосполнимых ресурсов, потраченных на побрякушки. Ни слова о сотнях тысяч автомобилей, собранных по инерции и отогнанных прям с конвейера на далекие стоянки, гнить.
И не о том, к чему это всех нас ведет.
 
Печальное итого: ничего этот свободный рынок не регулирует.
Регулировать может не та система, в которой каждый хочет добра себе. И которая дает, в результате, этакое равновесие эгоизмов.
Уравновешенность больших эгоистических интересов при среднестатистическом удовлетворении малых.
Потому что добро для себя – оно всего лишь “имеет в виду” общее добро. Во всех смыслах "имеет в виду".
И не больше.

Регулировать и производство, и потребление, и отношения в обществе по-настоящему?
На это способна только такая система взаимоотношений, когда все хотят добра друг другу. И думают только о том, чтобы сделать добро другим.
И совершенно не "вопреки" личной выгоде. А видя свою, личную, выгоду именно в добре другого, других.
 
Когда это не на стенке написано над коллективами эгоистов и бригадами зеков. А когда это – внутреннее желание. С детства впитанное из окружения.
О, тогда это уже похоже на нормальную, человеческую, систему. В которой все взаимно регулируется самым природным образом.