Пара слов о скромной профессии

Виктор Комосов
(Посвящается замечательному авиадиспетчеру, Руководителю полётов, Владимиру Лыгину)

   Авиационный диспетчер - это самая скромная профессия, которая даже в самую ясную погоду остаётся в "тени". :))) (смеюсь)

    Круглосуточно, он водит в небе "за руку" гордых, своею судьбой, лётчиков. Им и достаются все лавры: о них пишут книги, снимают фильмы, на танцах к ним девчонки бегут со всех ног. А мальчишки мечтают об огромном лётном небе, но не о том круглом или квадратном мониторном, в которое, до одури, всматриваются цепкие глаза авиадиспетчера. Да ещё так цепко, что долгое время оно виртуально стелется под ногами, бредущего домой человека, чтобы потом забраться в его тревожные сновидения - это обязательная плата за спокойствие людей, находящихся в воздухе.
 
    И это хорошо, когда эта скромная профессия в "тени" находится - значит полёт лётчика и диспетчера происходит слажено. Задаваки-пианисты иногда используют способ игры "в четыре руки", чтобы расширить свои физические возможности для пущей виртуозности. А современные лётчики, каждый день так летают - в паре с авиадиспетчером. В свете этого, известное выражение: "у них длинные руки", как нельзя больше подходит к описанию этой наземной профессии, если они, из своей будки,  до любого самолётного штурвала дотягиваются. Вот, где самая виртуозная игра происходит.

   Им мало того, так они ещё своими онемевшими от напряжения пальцами продолжают держать крепкой хваткой штурвал, когда лётчик "гуляет" в небе с чашечкой кофе в руках, положившись на автопилот. При такой заботливой опеке, у диспетчера уже никаких сил на танцульки не остаётся. :)) (смеюсь) Тут бы, после работы, дотянуть, как-то на своём наземном автопилоте до спасительной кровати. :)) (смеюсь). Поэтому на танцплощадках лётчики заметнее, они чаще красуются в своей нарядной форме, да и больше их числом, чем авиадиспетчеров. Тут, вдогонку, будет ещё уместно напомнить, что наземный "лётчик" в небе сразу несколькими самолётами управляет - вот, где виртуозность профессии.

    Низкий поклон заслуживают эти неутомимые стражи нашего неба, без такого надёжного тыла лётчикам туговато было бы парить в голубых просторах.


                ***


PS1: Владимир Лыгин написал замечательную своей искренностью новеллу «РП» (РП – Руководитель полётов), где описал начало своего жизненного пути: «…в коллективе, которым командовал Руководитель полетов – начальник смены службы управления воздушным движением, Шаповалов Виктор Васильевич.  Уроженец Харьковской области, бывший штурман военной авиации, который попал под Хрущёвское сокращение, как и многие военные лётчики тогда, но не потерялся в жизни, нашел себя в области организации и управления гражданской авиацией. Быстро продвинулся по новой службе, став начальником смены предприятия, которое управляло полетами над огромной территорией, где самолеты и вертолеты летали как пчелы над полем и за безопасность всего этого движения отвечал только он – Руководитель полетов. А еще он был воспитателем,…».

   На этом человеке лежала огромная постоянная ответственность за судьбы людей. На такой работе практически нет времени для отдыха. Данная профессия требует от человека максимальной концентрации. Как пишет Лыгин: «…пока я, приблизившись, всматривался в обстановку на экране, (РП, прим. авт.) прикурил от догоравшей в его губах папиросы, следующую…». В таком немыслимом ритме он работал.

 Табак вреден, но тут закуришь:))) (смеюсь) При такой работе сигаретные патронташи на форменном кителе нужно утвердить, так как  нервная нагрузка сродни профессии разведчика будет. На примере этого человека, Владимир Лыгин состоялся, как замечательный специалист своего дела и стал сам РП. Так повелось, что у каждого первого должен быть свой настоящий Первый, только тогда можно рассчитывать на успех в своём личном формировании. Судьба подарила Владимиру встречу с таким замечательным человеком, как Виктор Васильевич Шаповал. И это очень здорово, что Владимир Лыгин ему, виртуально, жизнь продлил в строках своей новеллы. Низкий поклон этому замечательному Человеку, Виктору Васильевичу, и вечная память.


PS2 (от 02.02.2019 г.): Ещё пару слов о Лыгине. По "следам" его автобиографичного рассказа "Ветерок".
В 2014 году Владимиру пришлось руководить посадкой лётчика-недотёпы (позывной "Ветерок"), который самонадеянно решил приземляться в густом тумане. Из-за плохой видимости он чуть не сел прямо на ряд припаркованных самолётов, приняв это белое пятно за контуры посадочной полосы.
Но потом, благодаря умелому руководству РП было принято верное решение садиться на ближайшем открытом  участке автомобильной дороги. Пилот сел благополучно на дорогу возле кладбища.
Вот так выглядела очередная яркая страница из жизни авиадиспетчера, что ни его рассказ, то сюжет для отличного приключенческого фильма. Но это настоящие мгновения жизни, на которые, непонятно откуда, диспетчер черпает силы. Это же какое крепкое сердце нужно иметь, чтобы проживать такие секунды, когда очередной непутёвый "Ветерок" "подует" возле кладбища. Очень символично сел этот пилот, будет ему наука и мягкое напоминание от его личного ангела-хранителя. Хотя этот лётчик мог, избежав воздушной аварии, стать участником дорожной катастрофы, для горького "смеха".

Владимир, Вы, похоже, очень сильная личность, раз такими словами и впечатлениями заканчиваете свой рассказ: "...с тех пор, когда слышу слово «ветерок», я улыбаюсь – своим воспоминаниям и переживаниям улыбаюсь...".

PS3  Из всего написанного можно сделать вывод, что Диспетчер - это не профессия - это судьба и образ жизни. (Виктор Комосов 16.03.2019г.)

PS 4: Владимир написал замечательный очерк "Хорошо быть узнаваемым" о том, как он видел, приземлившихся спецрейсом, Киркорова и Пельше. Ещё он описал явление, когда от повышенной жары разогретая бетонная полоса укрыта плотной прослойкой горячего воздуха, не дающего самолёту прижаться к земле, при посадке.
Название своему тексту Владимир дал после того, как Пельш, воспользовавшись своей телевизионной известностью, прошёл без документов через КПП.
Я ему черканул на это в ответ: "Дарю второе название этой замечательной зарисовке - "Телевизор вместо паспорта".
   Всего две строчки текста, но автор умело смог уложить в них яркий портрет взлётного поля. Так достоверно получилось, что я ощутил его особенный авиационный аромат. Обычное поле иначе пахнет. Тоже здорово, но иначе. Для меня это запах детства. Можно сказать, что первые свои пять лет жизни я провёл на аэродроме - так часто меня брал отец на свою работу:))) смеюсь
   Ещё один момент заставил задуматься. Огромный самолёт "падает", приземляясь, а разгорячённая строптивая аэродинамика не пускает его прижаться к бетонке. Моряки бы назвали это явление выталкивающей силой: )))
  Ну, а для РП внеплановый концерт получился. Филипп показал, как артистично с мобильным телефоном топтаться, а Пельш, как "артистично" за водой в бесцеремонную "самоволку" бегать. :))))...."

PS 5: Владимир Лыгин написал ещё один приключенческий рассказ "Блалайка" (http://www.proza.ru/addrec.html?2019/11/12/1243) о том, как авиационный диспетчер не растерялся и спас самолёт, пилота и жизни людей ближайшего населённого пункта.Этот замечательный рассказ находкой для любого Голливуда будет. Только они придумывают героические сюжеты, а славяне, в любую минуту своей реальной жизни, готовы на подвиг.
Тут два скромных героя с реактивной скоростью тягались, заметённой снежным зарядом циклона - пилот и толковый РП (руководитель полётов). Оба отлично справились с критической ситуацией.
Теперь можно смело утверждать, что есть такая профессия - руководитель реактивных балалаек :))) (смеюсь)
Если серьёзно сказать, то побольше бы нам таких толковых Руководителей в жизни встречалось, которые смело могут взять полную ответственность на себя, молниеносно и верно принимая правильные решения. Сколько десятков человеческих жизней спас этот РП (Лыгин) только за несколько минут своей смены. Браво!!
PS после PS: Этот рассказ я назвал бы "Руководитель балалайки"
Лётчик Чечельницкий сказал об этом рассказе такие слова: "...Но его правильно оценит сможет даже не каждый лётчик, а только тот, кто сам руководил полётами....", а Лыгин ему ответил: "...Всю жизнь учусь. Спасибо Вам за отзыв. Думаю, что не все "гражданские" поймут все, но этот рассказ больше для тех, кто живет небом..."

В.К.: "Извините за бесцеремонное вторжение в разговор, но хочу тут заступиться за читателей:))) Сужу по себе - сухопутному, гражданскому лицу. :))
Рассказ написан так доходчиво, что любой вдумчивый человек легко разберётся в технических тонкостях этой экстремальной посадки самолёта, ну может с непривычки споткнётся на секунду об термин "глиссада":)))) (смеюсь) Он быстро расшифровывается по ходу событий текста.
А таких "полковников", к сожалению и в гражданской жизни полно. Они важно и заносчиво раздувают щёки, пока всё хорошо, но в трудные моменты панически бегут в кусты или "ломают дрова" ценой в человеческие жизни".