Заложница обмана

Елена Бетнер
                "С детьми – горе, а без них – вдвое".
                Пословица


                1.

     Катя вышла замуж рано, на третьем курсе, желая быстрее вырваться из-под гнёта деспотичной матери. Та воспитывала девочку одна, в излишней строгости. Но, как гласит народная мудрость, «замок да запор девку не удержат».

     Будущий зять не понравился тёще, о чём она сразу заявила послушной дочери.

- Он не тот человек, что тебе нужен! – без обиняков сказала мать. – С ним ты не будешь счастлива.

     Однако дочка впервые заупрямилась.

- Это моя жизнь, и я сама хочу решать! – запальчиво отвечала влюблённая дурочка. – Меня в нём всё устраивает.

- Ну, как знаешь, дело твоё. Только, пожалуйста, не прибегай потом жаловаться, жалеть не буду! – отрезала несгибаемая мать-одиночка.

     Ещё древнегреческий философ Эпиктет справедливо заметил: «В зяте можно найти сына; но у кого дурной зять, тот потерял и свою дочь». Так и случилось...

     Пара поженилась по любви на зависть однокурсницам. Мать невесты возражала против раннего брака, пророчила, что вскоре дочь-студентка забеременеет по глупости, родит и бросит учёбу. В знак протеста будущая тёща отстранилась от хлопот и расходов и даже не явилась на свадьбу, молодёжную, шумную и малозатратную. Студенческую семью приютили родители молодого мужа.

     Прогнозы тёщи не сбылись, женатая пара не торопилась с младенцами. Когда ребята окончили институт и пошли работать, юной счастливице досталась бабушкина однокомнатная квартирка, и супруги смогли жить отдельно, по-своему. То-то было восторга!

     Увы, счастье не бывает долгим, его всегда что-нибудь да испортит. А если нет проблем, то мы их сами себе придумаем. Так и у наших молодожёнов - жить бы да радоваться: есть квартира, работа, семья, но их стало волновать отсутствие детей. Особенно переживал супруг. «Для чего мы существуем? – вопрошал бедолага, выпив лишнего. – Зачем нам это, если некому оставить? - и обводил рукой обшарпанную бабушкину обстановку. - Как жить без наследника?»

     Постепенно его печаль озаботила и жену, Катя задумалась о малыше. У неё хорошо шли дела на работе, но на семейном совете бездетная пара решила, что сначала - ребёнок, а всё остальное - потом. Пришлось хозяйке дома довольствоваться скромной зарплатой и должностью, а муж настаивал: «Ты, главное, роди, а обеспечивать семью должен мужик!»

     Благородная и щедрая позиция, милая сердцу любой женщины. Но тогда почему решительный супруг не очень-то усердствовал на службе и не стремился заработать больше?

     Материнство завладело сознанием и стало главной мечтой, и Катя тайком отправилась по врачам, гадалкам, целителям и экстрасенсам. Сколько времени, сил и денег она там оставила! А в результате? Совершенно никаких изменений, хотя врачи проводили обследования и призывали к терпению, гадалки обещали сына, целители втолкнули в покорную посетительницу целый гербарий, экстрасенсы предсказывали совершенно невероятное - рождение малыша и после этого неминуемый развод с супругом. Ну, что за глупость? Впрочем, Катя и не верила в их нелепые предсказания.


                2.

     Время шло, но усилия не помогали, аист не торопился к дому молодой семьи. Катериной овладела неуверенность, угнетало чувство вины перед мужем. Исчезла лёгкость в общении супругов, в воздухе повисло постоянное напряжение.

     Ей и в квартиру свою не хотелось идти по вечерам после работы. А в офисе сотрудницы завидовали: «Хорошо тебе, Катя, живёте для себя! Ни больных стариков, ни детей сопливых... Не сидишь на бюллютенях по уходу, не терпишь капризы и вечные ОРВИ, спишь по ночам спокойно, вечера и выходные проводишь, как нравится. Эх, нам бы так пожить хоть немножко! Свобода-то какая! Занимайся, чем хочешь! А мы связаны по рукам и ногам, ни на шопинг вырваться, ни в парикмахерскую сбегать...»

     Катерина отмалчивалась. Не рассказывать же болтушкам, что отношения с благоверным становились всё хуже и хуже. Она уже не решалась, как раньше, сделать мужу замечание, не смела задать лишний вопрос, боясь спровоцировать ссору. Старалась быть осторожной и молчаливой, обдумывала каждое слово, чтобы не вызвать скандал и негодование главы семейства.

     А он превратился из весёлого, общительного, влюблённого парня в требовательного, раздражительного и вечно не довольного домашнего тирана, часто находился в плохом настроении, снимал стресс алкоголем, а выпив, с надрывом винил жену в загубленной молодости. Несчастная по-прежнему надеялась, что семейная счастье придёт сразу после родов.

     Специалисты по женским болезням не находили у пациентки никакой патологии, пусть обследуется и муж, советовали они. На робкие просьбы жены он раздражённо напоминал, что и так по условиям своей работы вынужден постоянно проходить всех врачей. Что ещё она могла сделать? «Значит, следует просто подождать», - утешали женщину медики.

     Но ждать гораздо труднее, если тебя терзают горькими упрёками и пытают чувством постоянной вины. На всякий случай Катерине назначили лечение для профилактики, оно потребовало воздержания в интимной сфере.

     Вскоре жена заметила перемены: родной деспот стремился удрать из дома, реже устраивал скандалы, перестал придираться по мелочам. Сначала измученная женщина обрадовалась, но вскоре пришло горькое озарение, подкреплённое неопровержимыми уликами: муж изменяет ей.

     Обманутая молчала, терзалась от ревности и обиды, а когда набралась смелости заговорить о супружеской измене, благоверный сурово оборвал упрёки бесплодной жены: «А ты думала, я так и буду терпеть бесконечно? Нет, дорогая, ещё не перевелись бабы, умеющие рожать! Сколько лет потрачено на тебя, пустоцвета! Если я хочу наследника, какое же тут преступление?»

     После того разговора женатый гуляка завёл привычку уходить из дома на одну-две ночи в неделю, а потом и вовсе исчез.

     Скрывая позор, соломенная вдова не рисковала рассказывать кому-нибудь о своей беде, тем более, что закадычных подруг у неё никогда не водилось и откровенничать она не привыкла. Обращаться к матери взрослая дочь и вовсе не смела, помня жёсткие фразы, набившие оскомину с детства: «Сама виновата!», «Я тебя предупреждала! Разбирайся теперь самостоятельно...»

     К гадалке или экстрасенсу Катерина не пошла, давно в них разуверилась.

     Подоспело время очередного отпуска, но загулявший супруг не появлялся дома. Отвергнутая жена впервые за пятнадцать лет брака решилась поехать на отдых одна, без мужа, и отправилась на юг к морю.


                3.

     Южный край встретил солнцем, невероятным цветением, пряными ароматами. Море оглушило настойчивым прибоем, ласковым напором, картинными закатами. Отпускницей овладели беспричинная радость и забытая беззаботность.

     Женщина посмотрела на прежнюю жизнь другими глазами. На ярком южном солнце ослепила ясность, что её брак разрушен, остались одни руины. Пришло понимание, что муж давно её не любит, иначе принял бы жену с любыми проблемами деторождения. Зачем она столько лет терпела издевательства над собой? Любила? Боялась огласки и осуждения? Страшилась перемен? «Да, надо начинать всё заново и привыкать к одиночеству», - загрустила Катерина.

     Впрочем, долго грустить на отдыхе не пришлось, и отпускница от отчаяния кинулась в манящий омут лёгкого курортного романа. Это увлечение похоже на тропический цветок: яркое, душистое до головокружения, стремительное и недолговечное...

     После юга Катерина не сразу поняла, а потом и поверила в невозможное. Нет, муж не вернулся в семью, да и Бог с ним. Жаркое солнце, тёплое море и романтическое приключение совершили долгожданное чудо - она забеременела!

     Врачи улыбались: «Мы так и прогнозировали, следовало только подождать. Ну что, супруг доволен?» Пациентка односложно врала и торопилась уйти.

     Не успев привыкнуть к новой радости, счастливица стала сомневаться в собственных силах. Имеет ли она право родить «для себя»? Справится ли одна? И сможет ли на свою небольшую зарплату вытянуть малыша?

     Однажды беременная размышляла об этом, сидя в пустынном коридоре Женской консультации. Заканчивалась вечерняя смена, врачи собрались на чаепитие, лишь ворчливая старушка-уборщица со шваброй возила мокрую тряпку по полу, но увидела одинокую посетительницу в глубоком раздумье и словно прочитала чужие мысли:
 
- Эх, милая, не горюй! Бог даёт зайку, даст и лужайку!
 
     Та не поняла:
 
- Извините, вы о чём?
 
- А ты никогда не слышала: «Ребёнок появляется с булкой под мышкой»? Родится маленький, будет тебе и на него, не сомневайся!

     Муж не знал о главной новости брошенной жены, он давно не показывался дома. Надо ничего не говорить, спокойно родить в браке, пускай и формальном, и избежать кривотолков - такое непростое решение приняла Катерина и ожидала предстоящее событие, осознавая, что оно навсегда изменит жизнь.


                4.

     Наступили новый год, новый век, новое тысячелетие – и всё сразу, в одну волшебную ночь. Начиналась новая эпоха. Ранней весной беременная ушла в декретный отпуск и стала готовиться к родам. Они пришлись на чудесный месяц май.

     Вопреки тревожным опасениям и клейму «старородящей», в назначенный срок у счастливицы появился крепкий и здоровый малыш. Наконец-то она стала мамой после долгих лет ожидания и боли! Невозможно описать чувство, когда держишь на руках крошечного человека, самого родного и близкого в целом мире. Отныне она не одинока! А какой младенец хорошенький, какой беспомощный и хрупкий! Такие маленькие пальчики, круглые щёчки, и так сладко пахнет детская макушка!

     Произошли странные изменения в сознании новоиспечённой мамочки: то, что раньше казалось важным и значительным, превратилось вдруг в мелкое и второстепенное, а совершенно неизвестное приобрело глобальный смысл, заслонив собой всё, что волновало и беспокоило прежде.

     Кроме огромной радости навалились и непредвиденные трудности. Оказалось, что справляться с грудным ребёнком на одних руках совсем нелегко, и тут очень кстати подоспела неожиданная помощь матери, хотя Катерина никогда на это и не рассчитывала.

     Просто пришло время, когда пожилую служащую настойчиво попросили уйти на пенсию. Женщина сомневалась, не спешила увольняться, но взрослая дочь, наконец, родила, что и решило дело. К удивлению, непреклонная дама с восторгом приняла внука. Сколько нерастраченной нежности таилось в суровой душе! Теперь представилась возможность наверстать и исправить то, что когда-то упустила с дочкой в её детские годы... Так открылась неизвестная страница в отношениях самых близких людей.

     За новыми заботами пролетело скоротечное лето, и однажды осенью на пороге появился блудный муж. Вот уж, поистине, «Не ждали!», как на знаменитой картине Репина.

     Немая сцена длилась несколько мгновений, пришелец сразу обнаружил кроватку со спящим карапузом и рассвирепел: «Знал я, что ты шлюха гулящая, вечно меня обманывала!! Так ты ещё и выродка сюда подкинула! Хочешь алименты на меня повесить? Вот тебе! - совал он кукиш под нос жены, белой от страха. - Даже не надейся! Совсем совесть потеряла, б…! Ничего у тебя не выйдет!»

     Младенец проснулся от крика, заплакал, кормящая мать схватила грудничка на руки, пытаясь успокоить и заслонить собой. Рассерженный мужчина, пунцовый от возмущения, не выбирал выражений, и скандал крепчал.

     В потоке бранных слов хозяйка разобрала, что её преступление не имеет границ и названия и что никакой нормальный мужик терпеть такого не станет, разведётся окончательно и разменяет их чёртову квартиру. Видимо, из-за волнения супруг забыл, что скромная недвижимость жены никогда ему не принадлежала.

     Затем глава семейства яростно покидал в чемодан одежду, сгрёб в папку документы.  Он чувствовал себя облапошенным и оскорблённым. И кем? Никчёмной тихоней-супружницей! Это особенно злило опытного обманщика. «Ну и змею подколодную я пригрел! - клокотала в груди обида. - А такой смиренной прикидывалась, шалава! Вечную кротость изображала, дрянь!»

     Продолжая ругаться, роняя на ходу стулья и пиная попавшую под ноги детскую коляску, разгневанный муженёк дошёл до прихожей. Его трясло от ненависти, руки дрожали, и на пороге он выронил папку. Листки рассыпались по полу бумажным ковриком. Наклонившись и матерясь, скандалист комкал и засовывал их обратно. Потом изо всех сил хлопнул дверью и, в конце концов, оставил одинокую мать наедине с плачущим младенцем.

     Екатерина покормила малыша, убаюкала, уложила в кроватку, успокоилась сама и только тогда заметила потрёпанную бумажку, оброненную супругом. Машинально подняла мятый листочек и развернула.

     В её руках оказалось медицинское заключение, выданное мужу много-много лет назад, ещё до свадьбы. В справке отмечалось, что установлено абсолютное бесплодие пациента из-за травмы, перенесённой в детстве.