Обычно такие вещи случаются, когда учитель берет новые классы. Как правило, старшие.
В школе существует такое понятие, как доводимость классов.
То есть предметник берет пятые классы и ведет до выпуска.
И, разумеется, таких инцидентов в доводимых классах не происходит никогда. Это свои. Ты их воспитал, создал.
Но существует и другой аспект.
Специализация.
Иначе говоря, учитель, продуктивно и успешно работающий в старшем звене, там на всю жизнь и остается. И получается, что он должен подбирать то, что ему сдали в среднем звене. То есть уже сформировавшиеся в том или ином ключе классные коллективы.
И в целом половину первого своего года в таком классе он должен их ломать под свой стиль работы и требований.
Вот это самое происходит с учителем истории Аллой Николаевной.
Потому что даже если бы она их взяла в 9-м классе, за три года работы в одном классе сделать можно много.
А когда учащиеся на уроке вот так базлают, как у нее, это значит одно - учитель не справляется с классом, не владеет им.
Этому имеется несколько причин.
Посмотрим на примере Аллы Николаевны и 11 класса, в котором происходят события фильма.
Первое.
Старшеклассники , как правило, хорошо чувствуют профессионала, человека со знаниями и эрудицией. И постепенно склоняют голову. Это ведь не пубертатные 9-е, у которых бушуют гормоны. Обычно в 10 -й класс после лета приходят уже другие, остепенившиеся и достаточно спокойные люди. Правда, ни черта не делают, поскольку считают, что еще далеко до выпуска. Но в 11-м многие уже начинают рвать знания.
Я включила фильм , когда он уже шёл, и поэтому первоначально подумала, что это 9-й класс. Поведение не характерно для 11-го.
В чем же дело?
По течению фильма становится понятно, что Алла Николаевна - очень сильный учитель. У нее железная логика, основанная на знаниях.
Но это только после того, как у нее в руках оказался пистолет. До этого момента она идти в класс не хочет, пересиливает себя, стирает с доски пренебрежительное слово " училка", написанное специально для нее. Ее не слушают, перебивают, выкрикивают с места, задание не приготовлено, на двойки плюют.
Мои претензии к Алле Николаевне здесь такие.
Дело в так называемой излишней интеллигентности?
Ну, она и гаркнуть может. И сказать -" не твое собачье дело".
Мое личное мнение - ей с самого начала могло не хватить ядовитой иронии. Умение отбрить провокатора и поставить его на место с помощью иронии, осмеяния и выставления - с помощью языка - на осмеяние класса. Интеллигентно, без ругани, литературно. Поскольку никакие другие приемы в таком трудном случае не помогут: ни оценки, ни вызов родителей, ни другие наказания.
Алла Николаевна этим приемом не воспользовалась. По причине интеллигентности ли, по причине неумения ли , не знаю.
Но возможно и другое.
И здесь мы переходим к фигуре третьей, под названием " Печальная".
И к фигуре главной. А именно к тому, о чем хотели сказать создатели фильма. Причем режиссёр возводит ее в степень обобщения.
А мне кажется, что дело обстоит так.
Бывают ( нечасто, к счастью) такие особенные наборы.
Совершенно случайно получающиеся.
Быдло - классы.
Причем это не обязательно означает обязательно, что это низкий социальный уровень.
Есть и абсолютно противоположное явление. Класс, где учатся дети, уже параллельно заочно обучающиеся в каких-то элитных зарубежных учебных заведениях, куда они проследуют сразу же после окончания лицея либо элитной же гимназии в России.
Ну и есть, разумеется, классные коллективы, в которых быдло и родители, и дети.
В моем опыте работы попадались два-три раза и те, и другие.
Финал фильма хэппиэндовый.
Но вот я, например, не такая добрая , как Алла Николаевна. Таких вещей не прощаю. И в поход с ними не пойду.
Мало ли кто и что из них туда потащит.
Да и другие учителя тоже.
А режиссёру, конечно, спасибо, что вступился за учителя.
Tags:драма, кино, педагогика, проблема, режиссура, училка, учитель