Случайная встреча

Валерия Паукшто
С а ш а.  Вот так встреча! Ты, что ли, Женька? Глазам своим не верю!

Ж е н я. Привет!

С а ш а. Подожди! Куда ты, Женя, остановись!

Ж е н я. Что тебе надо?

С а ш а. Да приди ты в себя! Это же я!

Ж е н я. Именно, что ты. Поэтому и не вижу смысла останавливаться.

С а ш а. Ну, ты даешь! Целая жизнь прошла. Сколько лет, подожди? Боже мой, 17 лет! Вон наше кафе недалеко, пойдем, посидим, расскажешь как жизнь протекает.

Ж е н я. Не о чем нам с тобой разговаривать. Ты прекрасно это знаешь. Думаешь, что-то изменилось за эти годы? Не изменилось и не изменится никогда!

С а ш а. Ничего, конечно, не изменится глобально, но ведь можно просто выпить кофе. Без всяких особых целей. Просто кофе выпить, потому что холодно. Да и потом, столько лет прошло. Может пора забыть ту историю и начать поддерживать нормальные, ну, хотя бы нейтральные отношения? Ты что, до сих пор меня ненавидишь? Как  же ты живешь все эти годы с таким чувством? Оно же разрушает тебя! Мне вот удалось все забыть... Ну, или почти все.

Ж е н я.  Забыть?! Ты так легко говоришь об этом, как будто тогда случилось досадное недоразумение!

С а ш а. Не кричи! На нас уже оглядываются. Пойдем в кафе.

Ж е н я. Никуда я не пойду!

С а ш а. ОК! Насильно, конечно, не потащу. Прощай тогда! А жаль. Ведь может никогда больше и не увидимся.

Ж е н я. Что это тебя потянуло  в наши края? Ты же, говорят, где-то в Америке обитаешь. Или нечистая совесть беспокоит?

С а ш а. С чего бы моей совести беспокоиться?
Холод жуткий. У меня уже зуб на зуб не попадает. Или зайдем в кафе, выпьем кофе и пообщаемся, или тогда разбежались.

Ж е н я. Хорошо, давай выпьем по чашке кофе. А вот насчет «пообщаемся» - не знаю.  Не понятно, о чем разговаривать. Каждый из нас давно уже пошел своей дорогой. Нас ничего больше не связывает.

С а ш а. Так ли это? Прошлое связывает. Его не стереть, как карандашный набросок.

Ж е н я. Прошлое... Ну, разве только прошлое. Вряд ли моя нынешняя жизнь тебе интересна. Кроме собственной персоны тебя никогда ничего не волновало. Не думаю, что что-то изменилось за эти годы. Да и меня, если честно, с некоторых пор твоя судьба мало беспокоит.

С а ш а. Не ворчи! Смотри, вот чудо, наш столик свободен! Садись! Как здорово, почти никого нет, можно спокойно поговорить.

Ж е н я. Из-за мороза все сидят по домам.

С а ш а. Наверное.
А кафе наше совсем не изменилось. Они что, даже ремонт тут не делали с тех пор? А вот мы сильно изменились за эти годы, так ведь? Время накладывает отпечаток.

Ж е н я. Положим, это касается только меня. По тебе не скажешь, что время к тебе беспощадно. Оно и понятно, моя жизнь сложилась непросто, не то что твоя.

С а ш а. Откуда ты знаешь, как у меня все сложилось?

Ж е н я. Земля слухами полнится.

С а ш а. Значит все-таки не так уж и безразлична тебе моя судьба, раз слухи собираешь?

Ж е н я. Вовсе не собираю. Информация в воздухе витает. Трудно избежать.

С а ш а. И какая же информация?

Ж е н я. Что ты, как и всегда, все получаешь на блюдечке с голубой каемочкой.
С а ш а. Не завидуй, разные полосы у меня были. Среди белых серенькие попадались, и даже черные.

Ж е н я. У тебя? Черные? Вот уж не верю! Наверное, дом не 1000 квадратных  метров, а 900.

С а ш а. Ну, тебе виднее. Расскажи о себе. Как ты? Как жизнь сложилась?

Ж е н я. Нормально.

С а ш а. Информативно.

Ж е н я. Что тебе хочется знать? Была семья, потом был развод. Сейчас только сын. Вот что мне любопытно, раз уж разговор зашел, говорят у тебя трое детей, это правда?

С а ш а. Правда.

Ж е н я. Невероятно! Насколько помню, у тебя никогда не было желания иметь  детей. Все наши девчонки мечтали о принцах, о больших дружных семьях. Ты одна говорила, что замуж не хочешь, и детей не любишь. Ты всегда утверждала, что дороже свободы ничего нет. И вот, пожалуйста! Насколько я знаю, ни одной нашей с тобой общей знакомой не удалось подцепить принца. Если у кого и есть мужья, то такие, что лучше бы их и не было. Ну, а насчет детей – у кого-то они имеются, у кого-то нет. Но тремя точно никто не обзавелся. Да и в самом деле, ты же всегда только себя любила. Твои ли это дети? Ты ведь за богатенького выскочила, говорят. Может пришлось усыновить мужниных отпрысков, другого пути пролезть наверх не было?

С а ш а. Чудесного ты обо мне мнения, подруга!

Ж е н я. Бывшая подруга.

С а ш а. Как скажешь!
Нет, все дети мои. Вроде и  правда, не рвалась стать многодетной матерью, но так вышло. Уж очень муж (второй, между прочим, первый брак у меня тоже не долго продержался) хотел детей. Ну, решила родить одного, чтобы вопрос закрыть. Получилась двойня, две девчонки, представляешь? А когда они подросли, муж сказал, что единственная возможность ему выжить в бабьем царстве – это уравновесить семью мальчиком. Причем, хотел усыновить, боялся, что опять девочка родится. Ну, я и родила мальчика. А насчет того, что за богатенького вышла - да, он не бедный, но и я работаю. Всего восемь месяцев в общей сложности просидела с детьми в двух декретах. У меня своя компания, вполне успешная. Я бы сама без проблем могла вырастить троих детей, поверь мне. Ну что, удовлетворила свое любопытство?

Ж е н я. Ну понятно, у тебя всегда все получалось, что бы ты ни задумывала. А вот что ж первый брак развалился? Это на тебя не похоже. Удача решила отдохнуть немного?

С а ш а. А у тебя, что же не получился? И почему второй раз замуж не вышла?

Ж е н я. Ты наверняка догадываешься, почему. В каждом Дениса искала. Но больше такого не встретила. Таких больше в природе не существует!

С а ш а. Не сотвори себе кумира!

Ж е н я. Господи, какая же ты стерва, все-таки! И что я с тобой тут сижу. О чем с тобой говорить можно?

С а ш а. Ну, например, хочется понять, за что ты меня так ненавидишь.

Ж е н я. За что ненавижу!? Ну, ты даешь! Ловко! Из-за тебя погиб близкий человек, ты бросила подругу в самый тяжелый для нее момент и  сбежала, на всех наплевав. Ты хоть понимаешь, что его гибель - твоя вина?

С а ш а. Нонсенс! Что ты там себе напридумывала?

Ж е н я. Ты знаешь, что это правда. Иначе бы не было тогда этого бегства из города.

С а ш а. Опять выдумываешь! Если помнишь, отцу предложили работу в Москве. У меня не было выбора.

Ж е н я. Во-первых, выбор есть всегда! Во-вторых, я-то как раз все помню. До этой трагедии у тебя не было намерения уехать. Совсем не было. Это уж потом такой легкий выход пришел в голову. Ты вполне могла с бабушкой остаться. Собственно, так ты и собиралась сделать. Вы с бабушкой были очень близки.

С а ш а. Почему были, и сейчас близки. Она, слава богу, еще жива.

Ж е н я. Так почему же ты не осталась? Любимый факультет, друзья, бабушка - и все бросила.

С а ш а. Мне кажется, более странным было бы остаться. Если появилась возможность пожить в Москве, получить там образование, почему мне нужно было отказываться?

Ж е н я. Да уж, действительно, почему? Подумаешь, погиб друг, подумаешь, я отчаянно нуждалась в твоей помощи в тот момент! Меня все заклевали, считали, что я могла спасти Дениса, но струсила и  не сделала этого. Однокурсники перестали со мной общаться, пришлось перевестись  в другой университет.

С а ш а. Ну хорошо! Да, действительно, я сбежала, в каком- то смысле. Слушай, мне было 18 лет. Как-то не получилось у меня справиться со всем этим. Сегодня бы, конечно, все было по-другому.

Ж е н я. Да не выдумывай! Я уверенна, случись это сегодня, все бы повторилось. Мне кажется, я тебя теперь хорошо понимаю, и не обольщаюсь больше. Это тогда была святая вера  в дружбу. Один за всех, и все за одного! Ха, даже смешно!

С а ш а. Слушай, пожалуй, это была плохая идея, поговорить. Тебе не кажется, что нужно уметь отпускать, что критикуя меня, ты слишком щадишь себя? Добрее нужно быть. Мама не говорила тебе? Я пойду.

Ж е н я. Нет, подожди! Хорошо, давай поменяем тему на время. Ты мне не ответила, что ты делаешь в нашем городе.

С а ш а. Я тебе отвечу, если интересно. Но сначала ты мне скажи, общаешься с кем-нибудь  из нашей с тобой университетской группы?

Ж е н я. Сейчас да. Но долгое время не общалась ни с кем, как ты, наверное, догадываешься. Несколько лет не общалась. Но иногда с кем-нибудь сталкивалась случайно. Трудно было избежать этого. Родители же мои не имели таких возможностей как твои. Не могло быть и речи о том, чтобы поменять квартиру, переехать хотя бы в другой район. Тебя след простыл, старых друзей я потеряла, новых боялась завести, чтобы еще раз не испытать боль утраты. Это был жуткий период в моей жизни!

С а ш а. А не слишком ли ты все драматизировала? Любые новости быстро выдыхаются. Позлословили бы и успокоились.

Ж е н я. Слушай, ну не начинай! Чужую беду руками разведу. Ты даже не представляешь, каково мне было!

С а ш а. Я бы на твоем месте ни за что не бросила университет.

Ж е н я. Может быть и так. Ты как-то по-другому устроена. Тебе все как с гуся вода. Ничего не проникает вовнутрь. Счастливое свойство!

С а ш а. И когда же ты возобновила отношения с нашими однокурсниками?

Ж е н я. Ольгу Завьялову помнишь, маленькую такую, светловолосую?

С а ш а. Помню, конечно!

Ж е н я. Ну вот, примерно  года три спустя, она вдруг ко мне заявилась. Сказала, что они были неправы, вместо того, чтобы поддержать, отвернулись от меня. Пригласила на выпускной. Сказала, что все хотят меня видеть. Она долго сидела у меня. Поговорили мы с ней по душам. Вспомнили Дениса, даже поплакали вместе. Она, между прочим, теперь моя лучшая подруга. Тоже разведена, только детей двое.

С а ш а. То есть тут у тебя все наладилось. Отлично! Ну, а почему ты одна? Мужики, что ли, перевелись?

Ж е н я. Как у тебя все просто! Но не у всех же так. А  почему ты развелась первый раз?

С а ш а. Знаешь, правильнее было бы спросить, почему вообще замуж вышла. Я же выскочила через полгода после моего отъезда.

Ж е н я. Бегства!

С а ш а. Да, как хочешь! У меня ведь тоже на душе кошки скребли, думала смогу отвлечься.

Ж е н я. «Кошки скребли» - хорошее выражение выбрала, очень подходит к той трагедии!

С а ш а. Никогда не слышала, что у всех людей разный темперамент? Не умею я, как ты, истерить по любому поводу. Забавная ты все-таки! Если честно, я даже по твоим истерикам соскучилась. Мне их не хватало.

Ж е н я. Не смеши! Думаю, на следующий день забыла и его, и меня.

С а ш а. Не говори ерунды!

Ж е н я. Ладно, продолжай, так что там первый муж?

С а ш а. Красавчиком был. На это и купилась. Что я тогда понимала!

Ж е н я. А сейчас уже все понимаешь?

С а ш а. Не все! Но и не так наивна, как 17 лет назад.
Ну так вот, через неделю осознала, что брак это совсем не романтично, что мой муж – козел. Ну и о себе подумала нелестно. Глупость свою быстро исправила, подала на развод. Родители были в ужасе, столько денег на свадьбу ухлопали!

Ж е н я. Понятно, ты в своем репертуаре. Саша хочет, Саше получит! Ну, а расплачиваются за ошибки пусть другие.

С а ш а.   Умница, примерно так и было!

Ж е н я. Что ты смеешься, не смешно!

С а ш а. Почему же, очень даже смешно.

Ж е н я. Хорошо, а как же своего принца встретила?

С а ш а. Почему принца? Обычный мужик, и познакомились буднично. Я уже работала. В связи с работой и пересеклись. Американец, приехал в Москву по делам.  Совсем был каким-то другим. Красиво ухаживал, непривычный для меня взгляд на жизнь, другие приоритеты. Короче, разбудил мое любопытство. Начали встречаться. Потом ему надо было возвращаться в Калифорнию. Ну, он и пригласил меня в гости. Сказал – познакомишься со страной. В общем – поехала и осталась там.

Ж е н я. То есть, со второй попытки нашла все-таки мечту всей своей  жизни.

С а ш а. Дура ты, Женька! Ты же знаешь, это не про меня. «Мечта всей жизни» - фу, как пошло! Комфортно мне с ним, и отец замечательный. В дела мои не лезет, хорошо относится к подругам. Как и я, любит путешествовать. Что еще надо?

Ж е н я. Скажи, ты хоть раз любила? Ты понимаешь,  что я имею в виду? Ты же читаешь книги, смотришь фильмы.

С а ш а. А ты не изменилась. По-прежнему считаешь, что все должны чувствовать как ты. Да пойми ты, наконец, что люди разные! Я все эти страдания не понимаю. Тебе или хорошо с человеком, или плохо. Так вот, мне с Грегом – так его зовут, хорошо.
Ну, хватит обо мне. А у тебя сейчас как дела, есть кто-нибудь?

Ж е н я. Так, ничего серьезного.  Я думаю, никогда уже и не будет.  Перегорело у меня все внутри после той трагедии. Сейчас еще Денис, да в честь Дениса сына назвала, стал неуправляемым. Я с ним еле справляюсь. Тут уже не до себя.

С а ш а. Не выдумывай! Тебе только 35. Молодая еще, здоровая, привлекательная. Да и твоему Денису, видимо, не помешает крепкая мужская рука.

Ж е н я. Ну вот, теперь уже ты фантазируешь. Во-первых, мало что осталось от моей привлекательности. Я это даже по твоему выражению лица увидела, когда мы на улице столкнулись.
Во-вторых, любому мужику Денис будет чужим. Его проблемы будут только раздражать, сын озлобится еще больше. И так, как волчонок.

С а ш а. А с чего это он у тебя такой нервный?

Ж е н я. Скандалы с мужем были при нем. Он вырос в скандалах.

С а ш а. Вы что, с самого начала  ссориться стали?

Ж е н я. Достаточно быстро.

С а ш а. А что же не развелась сразу, как я?

Ж е н я. Боялась одиночества. Это ведь тебе все нипочём.

С а ш а. Понятно.

Ж е н я. Да что тебе понятно? Не любила я его. Вышла замуж, чтобы тоску заглушить. Ну, а он чувствовал, что я его не люблю, бесился.

С а ш а. Ты ему, что ли, про Дэна рассказала?

Ж е н я. Рассказала, по глупости. Потом, конечно, очень жалела. Он, бывало, напьется и орет:
«Чтобы твоему покойнику в аду гореть!»

С а ш а. Да, весело вы с ним жили!

Ж е н я. Не то слово!

С а ш а. И сын все это слышал?

Ж е н я. Слышал. Виновата я перед сыном. Не смогла его интересы поставить на первое место. Да, если на то пошло, и перед мужем виновата. Он же из-за меня пить начал. Вообще-то он неплохим парнем был.

С а ш а. Не казнись! Выходи опять замуж или заведи любовника. Стань счастливой! У счастливой матери и дети счастливы.

Ж е н я. Да ведь хотя бы влюбиться надо. А как?

С а ш а. Ну, опять двадцать пять – «Влюбиться нужно». Не смеши! Тебе-то зачем влюбиться? Пусть в тебя влюбятся. Будут нормальные отношения, и к тебе так называемая любовь придет. Ну, если не любовь, то уважение, благодарность.

Ж е н я. Да, насколько я понимаю, ты не по безумной любви вышла!

С а ш а. А я ее и не искала.

Ж е н я. Конечно. Ты же у нас такая вся особенная!

С а ш а. Как твои родители?

Ж е н я. А что родители. Стареют потихоньку. Грызутся между собой и мне мозг выносят по любому поводу.

С а ш а. С  сыном хоть помогают?

Ж е н я. О да! Его они обожают. Тоже, кстати, приложили руку к его проблемам с поведением. Во всем ему потакают. Он очень разбалован, к сожалению.

С а ш а. Да, какая- то безотрадная картина получается.

Ж е н я. А тебе-то какая печаль? Тебе же наплевать на всех.  А на меня и тем более. Ты это уже однажды доказала.

С а ш а. Сколько можно об одном и том же! Твоя проблема в том, что ты все время смотришь назад, а не двигаешься вперед. Поэтому и жизнь свою не в состоянии построить.

Ж е н я. Ах, какая же ты умная! Всегда все знаешь, любую ситуацию разрулишь.

С а ш а. А правда, давай я тебе приглашение вышлю. Приедешь, посмотришь. Если понравится, устрою тебя на работу, заберешь Дениса.

Ж е н я. Да не нужно мне никакой помощи от тебя! Я вообще удивляюсь, как это дала себя уговорить, и сижу тут с тобой. Я много раз, на самом деле, бесчисленное количество раз представляла, как мы с тобой встретимся. Каждый раз мысли о тебе поднимали во мне такую волну ненависти, что становилось тяжело дышать. И вдруг мы тут сидим и разговариваем. Как будто ничего не случилась, как будто не было этих 17 лет!

С а ш а. За что ты так меня ненавидишь? Мы же столько лет дружили. Объясни только нормально, без этого твоего словоблудия.

Ж е н я. Я тебе уже все сказала, могу повторить, если с первого раза не дошло. Ты предала Дениса, предала нашу дружбу. Ты оставила меня, когда я так в тебе нуждалась!

С а ш а. Послушай, ты так говоришь, как будто это только у тебя беда случилась. А тебе не приходило в голову, что для меня это было даже большей трагедией?  Вообще-то Дэн был моим парнем, не твоим.

Ж е н я. Но любила его я, а не ты!

С а ш а. Любовь в 18 лет? Не смеши! И потом, он мне очень нравился. Я привыкла к нему, мы же с ним два года встречались.  Да, наверное, я его не любила, как это ты понимаешь. Или думала тогда, что не любила. Мне потом очень его не хватало. Может это и была любовь. Или привычка только. Не знаю…
Он всегда был рядом, и мне казалось, это продлится вечно. Я думала, вот немного развлекусь, он помучается и никуда не денется. Только больше ценить меня станет.

Ж е н я. То есть ты к нему просто привыкла! Как к предмету, как к собачке. Замечательно!

С а ш а. Перестань придираться к словам! Я поэтому и сбежала, как ты выражаешься, что не могла с его потерей справиться. А тебя я не бросала. Это ты сама себе придумала. Ты помнишь, что после гибели Дэна я несколько раз заходила к тебе домой, а ты даже не захотела со мной разговаривать? Потом на письма мои не отвечала, на звонки.

Ж е н я. Да я тебя жалела! Даже тогда я жалела тебя и оберегала. Знала, что если увижу тебя, то все расскажу.

С а ш а. Ты определись, пожалуйста - то ты меня ненавидишь, то оберегала.

Ж е н я. Потому что, это так! Ненавидела и в то же время жалела. Дениса жалела, тебя, себя. Не было только одного чувства. Доминировала, естественно, дикая боль от потери, но к ней примешивался  еще океан других эмоций.

С а ш а. От чего ты меня оберегала, что собиралась рассказать?

Ж е н я. Оберегала от правды, зная, что она причинит тебе боль. Даже тебе, с твоим ледяным сердцем!

С а ш а. От какой правды? О чем ты вообще говоришь? Случилась трагедия, в которой никто не виноват. Надо было это пережить, в конце концов, и идти дальше.

Ж е н я. То есть сбежать, как ты!

С а ш а. Да, у меня была возможность от всего этого уйти, и я этим воспользовалась!

Ж е н я. Ну что ж, по крайней мере, не врешь.

С а ш а. Ты вообще все перекручиваешь, все сваливаешь с больной головы на здоровую. Да, я уехала. Но тебя я не бросила, это ты перестала со мной общаться. Обижаться следовало мне. Потом, он был моим парнем, не твоим. Ты должна была меня утешать, не я тебя. У тебя каша в голове!

Ж е н я. Да пойми же ты, бесчувственная, все это случилось у меня на глазах! Тебя и рядом не было. Ты в это время была в объятьях другого. А он, он ушел с твоим именем, добровольно. Его гибель – твоя вина!

С а ш а. Что ты несешь? Ты хочешь сказать, что он покончил… что ты врешь? У тебя вообще нет совести! Как можно такое выдумывать о человеке, которого уже нет, которого ты любила? Побойся Бога! Ты все время твердишь, что Дэн погиб по моей вине. Ты вообще о чем? Это вы были байдарочниками, не я! Меня там не было, как ты правильно заметила. Вас  зачем-то понесло на эти пороги. Кстати, ты была инициатором этого похода! Вспомни, я не хотела, чтобы вы ехали, но вы были как одержимые! В результате ваша байдарка перевернулась. Тебе повезло, а ему нет. Вот и вся история!

Ж е н я. «Вот и вся история»! У тебя, как обычно, все просто.

С а ш а. Зато ты всегда все усложняешь. Почему  ты во всем делаешь виноватой меня? Я тогда сразу встала на твою сторону. Я твердила всем, что если бы у тебя был хоть крошечный шанс спасти Дэна, ты бы это сделала. Ты бы даже собственной жизнью пожертвовала ради него.

Ж е н я. Я не знаю, кому ты что твердила. Я помню, что вскоре тебя и след простыл. Ты же тогда сбежала, так ничего не узнав.

С а ш а. Да что я должна была знать! Разродись, в конце концов!

Ж е н я. Все эти годы я тебя щадила, берегла, во имя нашей прежней дружбы. Из-за тебя я его потеряла. Он погиб из-за тебя, ты это понимаешь? Нет, не маши рукой, выслушай. Ты же все это начала. Хочешь правду, получай правду! Действительно, может уже пришло время поговорить?  Недаром же мы столкнулись сегодня. Так вот, я тебя защищала от правды, жалела. Я ведь всегда так поступала, не так ли? Ты привыкла к этому. Вернее даже не привыкла, а просто не могла и представить, что может быть по-другому. Так же ты принимала всеобщую влюбленность в тебя - как само собой разумеющееся. Тебе же мало было одних парней. Ты хотела, чтобы все вокруг тебя обожали. А насчет Дениса – для тебя всегда много значили внешние эффекты. Даже имечко для него подобрала – как кличка собачья, так как модно звучало. Да, должна признать, вы были красивой парой, очень красивой!  Уверена, что тебя в нем привлекала только его внешность. Ты не ценила его как человека. А он был уникальной личностью!

С а ш а. Я лучше тебя знала, каким он был! И не нужно мне тут объяснять, что я к нему испытывала и почему. Странный у нас разговор получается. Странный и совершенно бессмысленный. Ты меня обвиняешь во всех грехах - и реальных, и выдуманных. При этом толком ничего не можешь объяснить. Плохая была идея поговорить. Я, пожалуй, пойду.

Ж е н я. Сядь, сядь и слушай! Ты хотела правду – получай! Так вот, он знал, он узнал утром, перед походом.

 С а ш а. Узнал о чем?

Ж е н я. Ты что, так ничего и не поняла?

С а ш а. Да что я должна была понять?!

Ж е н я. Он знал, что ты осталась  ночевать у Филипа. Это не был несчастный случай, Саша, это был его выбор. Господи, я так его любила, а он по тебе с ума сходил, до самого последнего вздоха!

С а ш а. Подожди, что ты такое несешь? Не мог он этого знать! Я сама не знала, что останусь ночевать у  Фила. Тогда еще не приняла никакого решения. Я пошла к Филу, потому что он умолял меня. Я не собиралась оставаться у него, думала просто объяснить, что люблю Дэна.
 
Ж е н я. Не смеши меня! Пошла к влюбленному в тебя Филипу домой, зная, что его родители уехали, для того чтобы сказать, что любишь другого! Ха-ха-ха!
Во-первых, ты никогда никого не любила.
Во-вторых, ты всегда четко знала, чего хочешь. Ты сейчас меня обманываешь или себя?

С а ш а. Ну, хорошо. Скажем так, к тому времени мне уже становилось скучно с Дэном… временами. Он был одержим мною, что ли. И от меня требовал такого же отношения. Он считал, что мы каждую минуту должны проводить вместе. Ну не про меня это, ты же это должна была понимать! Ты меня как никто другой знаешь… знала. Я задыхалась! Мне нужны были перемены. Да, я хотела переспать с Филом, просто переспать. А после этого думать, как и с кем дальше строить отношения.

Ж е н я. Чудеса! Что это ты разоткровенничалась?

С а ш а. Да потому, что теперь это уже не имеет никакого значения!

Ж е н я. Понятно. Теперь скажи, хочешь ли ты действительно знать, как он погиб?
С а ш а. А разве я не знаю? Разве все не знают?

Ж е н я. Все знают! Не смеши меня. Меня фактически обвинили в том, что я осталась жива. Все были бы счастливы, если бы я тогда погибла вместе с ним!
 
С а ш а. Глупости не говори! Никто не хотел еще и твоей гибели. У тебя  богатое воображение.

Ж е н я. Короче, правду знала и знаю только я одна. Я ни одной душе не говорила, что случилось на самом деле. Собиралась рассказать только тебе. Потому что касается это только тебя. Но когда я чуть-чуть пришла в себя, тебя уже  и след простыл.

С а ш а. ОК, ближе к делу, как же он погиб?

Ж е н я. Мне до сих пор жутко вспоминать об этом. Столько лет прошло, а как будто все случилось только вчера. Это просто проклятие какое-то! Я ведь до сих пор просыпаюсь среди ночи. Мне снится его лицо. Знаешь, у него было такое выражение лица… Нет, вернее, не было никакого выражения, как будто он надел маску. Это трудно передать словами.  Он смотрел, не отрываясь, но не на меня, а как бы сквозь меня, пока его не унесло. Длилось это несколько секунд, а показалось вечностью…
Наша байдарка перевернулась, это ты знаешь. Мы оказались вниз головой под водой, зажатые в лодке. Денис смог вылезти и помог освободиться мне. Нам удалось  даже перевернуть байдарку. Но залезть в нее уже не получилось. Байдарку ударило об камень, развернуло и унесло в другой рукав. Течение тащило и нас. Мы старались держаться рядом, пытались ухватиться за какой-нибудь камень, но ничего не получалось. Это было по-настоящему страшно! Меня охватила паника. Я понимала, что это конец. Уворачиваться от попадавшихся на нашем пути камней становилось все труднее. И тут вдруг мне просто повезло. Я случайно зацепилась спасательным жилетом за довольно большой обломок скалы и смогла ухватиться за выступ. Успела протянуть руку Денису. Он подтолкнул меня, и мне удалось взобралась на камень. Денис держался за выступ, и я уже мысленно поздравила нас со спасением. Оставалось только дождаться помощи. Я была уверена, что скоро ребята из нашей группы, уже прошедшие пороги, спохватятся и начнут нас разыскивать. Я снова протянула Денису руку, чтобы помочь залезть на камень, и только тут обратила внимание на его лицо. Оно как бы окаменело, ничего не выражало. Это было лицо мертвого человека! Я окликнула его. Он вздрогнул, поднял на меня глаза и вдруг разжал руку, которой держался за камень. Его тут же подхватило течение. Я видела, как его уносило, как било о камни,  и ничего не могла сделать! Я, помню, кричала. Мне кажется, я кричала несколько часов подряд, пока меня не нашли. Я месяц потом говорить не могла.

С а ш а. Господи, Женька, какой ужас! Бедная ты моя! Но с чего ты взяла, что он это из-за меня сделал? 

Ж е н я. Потому что он сказал мне, когда мы только сели в байдарку, что знает о вас с Филипом. Он был сам не свой. Я пыталась его отговорить от похода, видя, в каком он состоянии, но он ответил, что хочет плыть, что вода его всегда успокаивает.

С а ш а. Ну теперь понятно, почему ты так ко мне относишься. По крайней мере, хоть это прояснили.

Ж е н я. То есть ты меня понимаешь?

С а ш а. Ну, зная тебя.

Ж е н я. Что значит, «зная меня»?

С а ш а. Если перевернуть ситуацию, я бы на тебя так не злилась, по крайней мере, не порвала бы дружбу. Остается вопрос, как он узнал, что я ночевала у Фила? Я же ему сказала, что пойду домой и лягу спать пораньше, потому что у меня голова болит.

Ж е н я. Ему Лешка рассказал.

С а ш а. Лешка? А он как узнал?

Ж е н я. Они же с Филипом были не разлей вода!

С а ш а. Ну и придурок Фил! Ну и болтун!

Ж е н я. Вот опять! Когда же ты поймешь и наконец-то признаешься, что вина лежит только на тебе, и больше ни на ком? Ну скажи это!

С а ш а. Сказать что?

Ж е н я. Что это ты его убила!

С а ш а. Конечно, не я. Он сам себя убил. Это был его выбор, понимаешь? Его решение. Кстати, довольно эгоистичное, не кажется тебе? Он сделал больно такому количеству людей - мне, тебе, друзьям, не говоря уже о родителях.

Ж е н я. Не заметно, чтобы ты сильно пострадала.

С а ш а. Откуда тебе знать?

Ж е н я. А тут и знать нечего! Когда прошло какое-то время, и я начала понемногу приходить в себя от всего этого кошмара, я стала мечтать, что встречу тебя, мы поговорим, и ты покаешься. Я мечтала, чтобы ты покаялась!

С а ш а. Зачем? Что это могло изменить?

Ж е н я. Затем, что должна же быть какая-то справедливость на свете!

С а ш а. Ну, ты даешь! Ты видимо каждый день своему сыну сказки читаешь и сама в них поверила.

Ж е н я. Да, ты, наверное, права, я всю свою жизнь верила в сказки. Верила в дружбу до гроба, в тебя. Для меня наша дружба - это было святое. Я так его любила, а выбрала тебя.

С а ш а. А тебе не кажется, что выбор сделал он?

Ж е н я. Конечно же, он. Но я всегда была на твоей стороне, вечно вас мирила, а могла поссорить. Мне это ничего бы не стоило. Мы с ним были хорошими друзьями, и он мне доверял. Вместо этого я постоянно улаживала ваши конфликты.
После его гибели я мечтала, чтобы ты поплатилась за все. А у тебя, как обычно - все в шоколаде. Даже его смерть пошла тебе на пользу.

С а ш а. Не говори так.

Ж е н я. Почему же? Ведь не случись этого, ты бы не уехала. И неизвестно, как бы сложилась твоя жизнь.

С а ш а. То есть ты допускаешь, что моя жизнь, останься я здесь и выйди замуж за Дэна, была бы не такой успешной? То есть, ты не о справедливости переживаешь, а просто мне завидуешь? Ну, ты даешь, Женька!

Ж е н я. Глупости не говори! Мне кажется, что зло должно быть наказано. Всегда! Ты должна была понести наказание за свое предательство.
С а ш а. Знаешь, Жень, ты совсем не повзрослела, к сожалению. Ну ты хоть слышишь сама, что говоришь?
По-твоему, у меня в жизни больше не было хода, как только выйти замуж за Дэна. Да, мы с ним встречались, да, он был моим первым парнем, но наша жизнь только начиналась. Ты считаешь, что любая девушка, которая не выходит за своего первого парня, заслуживает наказания?

Ж е н я. Конечно нет, не утрируй! Просто Денис был особенным, таких не бросают. А если и расстаются, то не тайком. Не как ты. Это было не расставание, а обман, предательство.

С а ш а. Да мы и не расставались вовсе, я просто тогда еще не определилась. Неужели это такой большой грех в 18 лет? Такой грех, что моя лучшая подруга в память о погибшем парне порвала со мной отношения, отказалась от многолетней дружбы, не смогла простить?

Ж е н я. Хорошо, если честно, мне хотелось поговорить, постараться понять. А вот простить? Забыть?  Неужели не понимаешь, что это невозможно? Мало того, что я потеряла человека, которого любила, так мне еще пришлось уйти из университета. Этот университет был моей мечтой с детства. А потеря друзей? Многолетний страх встретить на улице кого-нибудь из старых знакомых, увидеть опять в их глазах осуждение, презрение даже. Ты знаешь, как я боялась, что сплетни дойдут до нового университета,  и тогда и новые сокурсники отвернутся от меня?

С а ш а. Подожди, знаешь, чего я не понимаю, совсем запуталась с тобой. Ты меня ненавидишь из-за того что Дэн якобы из-за меня погиб, и вся твоя жизнь пошла наперекосяк. То есть, если бы я сделала, как хотел Дэн, вышла за него замуж, то твоя жизнь сложилась бы иначе, и ты была счастлива? Счастлива, видя, что парень, которого любишь, живет с твоей подругой? Что-то не складывается…

Ну что ты молчишь? В чем ты меня обвиняешь на самом деле? Что не договариваешь?
Не реви. Объясни!  Нет, погоди! Не мог Лешка, ну никак не мог рассказать о нас с Филом Дэну. Я у Фила ночь провела. Он никуда не выходил, никому не звонил, а вот я тебе звонила, вернее ты мне. А рано утром вы уехали. Да, если бы и знал Лешка, он никогда бы меня не заложил. И Фила не заложил. Не такой он был человек!
Тогда откуда Дэн  узнал, Женя? Отвечай!
Молчишь … Боже мой, как я не догадалась сразу! Узнать он мог только от тебя! Это ты ему сказала, что я осталась у Фила! Господи, ты что, с ума сошла? Знала же, какую боль ему причинишь! Ты тут уже час поливаешь меня грязью, за то, что я уехала в Москву, якобы бросив тебя, и это при том, что ты так легко предала меня? Ты в тот момент о нем думала или о себе? Или может мне хотела помочь? Что ты натворила? Чем же ты лучше меня?!

Ж е н я. Что ж, теперь ты знаешь правду! Правду, которая меня убивает вот уже 17 лет! Да, я тебя не лучше, а гораздо хуже!

С а ш а. Ну ты даешь! Даже не знаю, что сказать! Уж слишком  все неожиданно - и самоубийство Дэна и твое признание. Нужно время, чтобы это все переварить. Но почему ты, вместо того чтобы все рассказать, отказывалась со мной общаться? Почему так на меня злилась, если и сама была виновата?

Ж е н я.  Ну как я  могла признаться в том, что сделала? Ты бы поняла меня тогда, узнав, что я проболталась о вас с Филипом и тем самым стала причиной гибели Дениса?

 С а ш а. Не знаю.

Ж е н я. Вот видишь. Мне легче было тебя ненавидеть, чем даже себе признаться, что я натворила. Я смогла уговорить себя, что во всем виновата только ты одна, чтобы не сойти с ума от своей собственной вины. Ты не представляешь, как с этим жить изо дня в день, из года в год! Мне тогда казалось, что единственный выход - это разом со всем покончить. Но я струсила. Не смогла как Денис…

С а ш а. Ладно, не казнись. На самом деле я тебя не осуждаю. Конечно, моей вины в смерти Дэна больше, чем твоей. Я не выдерживала его такой всепоглощающей любви. Я уже начала уставать от наших отношений. Скорее всего, я не осталась бы с Дэном. Значит и без твоей помощи он мог бы что-то сделать с собой. Рано или поздно я ушла бы от него.

Ж е н я. Да нет, я думала об этом. Он мог бы просто измениться со временем, повзрослеть. Не скажи я ему, может переболел бы тобой, а если и нет, то был бы несчастлив, но жив.

С а ш а. Какой толк сейчас гадать, что бы было. Сколько же ты глупостей наделала! Не надо было из универа бежать. От себя все равно не убежишь. И я бы не уехала, если бы знала правду. Я думаю, я смогла бы тебя понять и простить. Но тогда меня ничто не держало. Дэна больше не было, а ты вычеркнула меня из своей жизни.
Женька, 17 лет уже прошло, ничего не исправить. Живи дальше, ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ СВОБОДНОЙ ОТ ПРОШЛОГО, НАКОНЕЦ-ТО!

Ж е н я. Нет, ну ты не меняешься! Я думала, что ты хоть расстроишься, запереживаешь, узнав о настоящей причине его гибели. А с тебя как с гуся вода.

С а ш а.  Я все уже пережила 17 лет назад. Я своих девчонок учу – старайтесь не делать глупостей, сначала подумайте, потом делайте. Если уж напортачили - постарайтесь исправить. Если нельзя исправить, забудьте! Извлеките урок и идите дальше!

Ж е н я.  Как всегда практична! Ну, а я никак не могу забыть, что убила человека, которого так любила. Понимаешь, я убийца! У меня кровь на руках!

С а ш а. Тиши! Не реви, пожалуйста, и не драматизируй. Мы всего лишь люди, слабые создания. К тому же мы были так молоды! Что же теперь делать! Дэн глупо  распорядился своей жизнью. У нас такого права нет. У тебя сын, у меня трое. Нужно жить, растить детей.

Ж е н я.  Ты, конечно, права, как всегда! Может еще научишь, как все забыть, умная ты наша?

С а ш а. Ну, учить это по твоей части, я тебя учить не буду. Что ж ты у меня сегодня спрашиваешь совета? Ты же не спрашивала 17 лет назад, когда решила получить моего парня, заложив меня. Ты достаточно умна сама, моя дорогая. Сделай выбор, наконец-то. Ты сломала свою жизнь и теперь разрушаешь жизнь своего сына. Прошлое не вернуть, ничего в прошлом не изменить. Изменить можно только настоящее. Ты вот обвиняла тут меня в эгоизме, а по мне, так ты гораздо большая эгоистка. Упиваешься своей виной, жалеешь себя, и тем самым портишь жизнь не только себе, но и близким. Нет, я не в состоянии тебе помочь все забыть и двинуться дальше. Это можешь сделать только ты сама, если захочешь. Выбор за тобой!
Ну а сейчас извини, мне бежать надо.
Да, я ведь так и не ответила на твой вопрос, что я тут делаю.
Мы все съехались сюда на бабушкино 80-летие. Гуляем в воскресенье, в ресторане Солнечная сторона. Собираемся в 7 вечера. Обязательно приходи! Все будут рады!