РУКИ... РУКИ...

Магда Кешишева
     По улицам метель метёт,
     Свивается, шатается.
     Мне кто - то руку подаёт.
     И кто - то улыбается.
               \А.Блок\

 Давно это было, в пору студенчества. Посмотрела я короткометражный грузинский фильм, который произвёл огромное впечатление. Назывался он "Мамина рука". Сюжет простенький, бытовой, и допускаю, что мало, кто помнит сегодня его. Однако, короткометражные фильмы, как притчи или легенды: небольшие по объёму, они содержат глубокий смысл, и, заставляя думать, многому учат.

   Коротко напомню, о чём шла речь. Герои фильма - молодые люди - студенты. Парень приехал в город из деревни, где остались его родители, чтобы получить образование. Девушка - горожанка живёт в хорошем доме, в обеспеченной семье, с родителями, которые её обожают и балуют.

   Родители юноши беспокоятся о сыне: как он там, в городе, один, без родных, без материнской заботы. И собирает мать сыну посылку с домашними гостинцами. Среди прочего она кладёт несколько лепёшек мчады, которые сын очень любит. А мчады -
 - хлеб из кукурузной муки и воды - готовится на сковороде: из теста, которое не липнет к рукам и не тянется, формируются лепёшки - круглые или овальные, между ладонями - и с двух сторон жарятся на горячей сковороде. Лепёшку ладонью слегка надавливают. Мчады очень вкусно есть с сыром сулугуни. Это так, для сведения.

   И решает молодой человек сделать приятное девушке: приносит ей мчады, на котором отпечаталась мамина рука. Девушка, привыкшая к разносолам, принимает подарок без особой радости, снисходительно улыбнувшись. Но парень, тем не менее, был рад.
   На следующий день он снова приходит к девушке. Дверь открывает её отец и говорит, что дочь в своей комнате. Юноша проворно направляется туда, распахивает дверь и ... замирает. Перед глазами картина: девушка стоит  в полоборота к двери, перед ней - роскошный пёс, которого девушка кормит чем - то. Это "что - то" оказалось тем мчады с маминой рукой, которое он принёс ей накануне.

   Ничего не говоря, он выбегает, хлопнув дверью, и покидает дом.
   Что было потом, каждый додумает сам...

   РУКИ ... РУКИ ...
   Прошли годы, из дорогого сердцу Тбилиси переехали мы в столицу Армении, розовый Ереван. Гуляя по городу, знакомясь с его красотами, обратили внимание на большое количество оригинальных скульптур и памятников. Один из них - "Руки дружбы" - мне очень понравился. На низком постаменте, с густой травой по периметру - две белые руки : правая рука, указательный палец которой почти касается большого, лежит в ладони левой руки. Стало интересно имя автора и история скульптуры. Автором оказался молодой скульптор Ара Арутюнян, а история создания очень необычной.

   Дело в том, что Ереван был городом - побратимом итальянского города Каррера. С группой скульпторов Арутюнян посетил Карракас, где, помимо прочего, гостей повели на знаменитую каменоломню города. Здесь он обратил внимание на крупные детали - руки, ноги, фрагменты тел, голову - скульптур. Поинтересовавшись, что это значит, он услышал, что была задумка создать скульптуру Христа, но не получилось. То ли меценат не нашёлся, то ли планы поменялись...

   Хозяева, видя интерес гостя, через год послали в Ереван некоторые детали из каменоломни, из которых и была создана скульптура. Было это в 1967 году. Горожанам она понравилась. Смотришь на эти руки и думаешь: как прав был человек, сказавший, что рука так устроена, что идеально в ней поместиться может только другая рука, а не деньги, не слава, не власть...

   РУКИ ... РУКИ...
   Наступил 1973 год. Была поздняя осень, октябрь. Эту осень ереванцы - и не только - никогда не забудут. Ведь тогда любимая всеми футбольная команда "Арарат" сделала золотой дубль, став обладателем Кубка СССР и, выиграв первенство страны.
   Похвалы достойны все игроки, но особенно обласкан был Иштоян, автор победного гола в ворота киевского "Динамо" в игре за Кубок. Иштоян, кстати, вошёл в историю советского футбола, как "игрок блистательных голевых передач и пасов".

   К чему я это? Сейчас поймёте. Именно тогда остроумные ереванцы шутили по поводу того, что "говорят, "Руки дружбы" заменят "Ногами Иштояна".
   Хочу вспомнить ещё замечательный фильм Г.Данелия "Мимино", который вышел на экраны в 1977 году. Помните разговор обезоруженного неудачами пилота Валико и шофёра Рубика. Последний пытается как - то успокоить Валико: - "Если женщина каждый день артиста видит, академика видит, космонакта видит, ИШТОЯНА видит... может ... вот так потрогать, ты кто такой для неё!"

   Руки... руки... Мы видим и чувствуем их с рождения: руки врача принимают нас, новых жителей Земли, добрые руки мамы, нежные руки бабушки, надёжные руки папы...
   Первые несмелые шаги мы делаем к протянутым заботливым рукам... А пионерский салют - приветствие, канувшее в Лету? ...

   Я и сегодня помню свои первые песенки про ручки, сопровождающиеся нехитпыми танцами, когда мы, крошки, стоя парами, друг против друга, старательно выводили:
         Ты, дружочек, ручку дай, ручку дай, ручку дай,
         Танцевать ты начинай, начинай, начинай.
         И туда, и сюда, повернись вокруг себя.

   Или, пряча ручки за спину, и качаясь из стороны в сторону, дважды пели:
         Где же, где же наши ручки,
         Нету наших ручек.
   Затем весело вытягивали ручки перед собой и, вертели ладошки во все стороны:
         Вот, вот, наши ручки,
         Вот наши ручки.
         Пляшут, пляшут наши ручки,
         Маленькие ручки...

   А помните утренники в детском садике?
         Если ручки две сложить,
         Будут пальчики дружить.
         День деньской повсюду вместе -
         Не сидят вообще на месте!
         Когда правая рука утомиться,
         Ручка левая всегда ей поможет,
         Ведь иначе быть не может!

                Девочки и мальчики, посчитаем пальчики!
                Кто тут маленького роста?
                Быть Мизинчиком не просто!
                Рядом - пальчик Безымянный -
                Именем гордиться странным!
                Кто это такой высокий,
                Как фонарик одинокий?
                Это средний пальчик.
                Как подрос ты, зайчик!
                Что за пальчик тут, как тут?
                Указательный зовут!
                Кто в стороночке один проживает?
                Господин?
                Это - пальчик наш Большой,
                Умный очень и с душой!

   РУКИ ... РУКИ ...               
   Годы проходят, мы взрослеем, и уже новые стихи, иные песни ласкают слух и трогают сердце...
   Верю, что вы все помните щемящие строки 23-летней Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной": наверняка вам знакома "удушливая волна", когда "слегка соприкасаешься рукавами"... или - "Две руки легко опущены".
   А уж стихотворение Ахматовой Гумилёву "Сжала руки под тёмной вуалью", наверняка, кто - то  знает наизусть.
   Не надо, думаю, вспоминать тех поэтов, кто писал о женских руках, их слишком много, и всем  - огромное спасибо. Назвать Евтушенко и Бернса, но не вспомнить о Есенине, Гамзатове, и Кулиеве нельзя, поэтому не буду вас утомлять.
   Но одно откровение не могу не привести:
        Руки женщины, обвившиеся вокруг шеи мужчины - это спасательный
        круг, брошенный ему судьбой с неба.
   Это - Сэлинджер.

   Помните, как задушевно пела Клавдия Шульженко:
        Нет, не глаза твои я вспомню в час разлуки,
        Не голос твой услышу в тишине.
        Я вспомню ласковые, трепетные руки,
        И о тебе они напомнят мне...

    РУКИ ... РУКИ ...
... Я всегда обращала внимание на три момента во  внешнем виде мужчины, на три "Р" - РОСТ, РОТ и РУКИ.
   Руки - в центре внимания творческих людей: скульпторов и художников,
архитекторов, селекционеров, хореографов и артистов балета, танцоров, певцов и кинематографистов, фотографов и графиков, фигуристов, гимнастов и дендрологов...
   Молитва,  флаг на Рейхстаге, рукопожатие, кулак, объятие, аплодисменты, храмы, фонтаны и дворцы, улицы, площади и мосты, деревья и цветы, красиво накрытый стол, изысканная еда, прощание, жест - просьба, иммитация кроны дерева, ковры, одежда и причёска, машины, мебель и самолёты, тост, жест - призыв, книги и оказание помощи упавшему, утопающему, защита слабого, букет любимым, игра на музыкальных инструментах,  исцеление больного, спорт и многое, многое другое - всё это РУКА.
   В центре Еревана, недалеко от оперного театра, рядом с Лебединым озером, гости столицы подолгу останавливаются перед своеобразным памятником великому Арно Бабаджаняну. Композитор "играет на фортепиано", вдохновенно, темпераментно. Именно на руках сконцертрировал внимание автор, и именно они, выразительные, привлекают взгляд каждого...

   Всё, кто смотрел недавние две передачи "Пусть говорят" Дмитрия Борисова, где речь шла о жене и сыне известного артиста Николая Прокоповича, Инге Трофимовне, наверняка запомнили один момент. Эта женщина, которая не нашла общего языка с единственным сыном, Константином, катигорически не принимает его жену, подозревая её во всех смертных грехах. Вспомните, КАК она повела себя, когда сын - с тортом - пришёл к ней с женой, в очередной раз попытавшись помириться. Невестка, раскрыв руки, подошла к ней, чтобы обнять. И что? Свекровь красноречиво выставила руку вперёд, остановив невестку...

   Традиция - просить у отца девушки её РУКУ, и предлогать РУКУ и СЕРДЦЕ - имеет глубокий смысл. Рука - опора, надёжность, помощь, защита, тепло, поддержка, тот посох, который помогожет пройти непростой жизненный путь. Сердце - любовь и нежность, преданность и вера, умение понять и простить, обещание создать семью, продолжиться в детях и внуках...

   Над моим диваном висит "Сотворение Адама" Микеланджело: Бог - в окружении ангелов - летит над  созданным им миром и протягивает руку Адаму, лежащему в расслабленной позе на скале. На переднем плане две руки. Они не касаются, но жест Бога, передающего человеку энергию жизни, видится в его порыве. Зритель чувствует момент рождения души: вот - вот Создатель коснётся Адама и тот "оживёт": тело его наполнится силой, а в глазах зажжётся огонь.

   Сколько ещё шедевров создано живописцами, где именно руки, говорящие руки -
 - главный элемент сюжера! Это и "Женщина, взвешивающая жемчуг" Яна Вермера, и "Свобода, ведущая народ" Марка Шагала ...,и, конечно же, две почти идентичные картины великого Леонардо да Винчи - "Мадонна в скалах"...

   В Америке пожилые люди до сих пор помнят жест - выпад Хрущёва в ООН, когда он снял ботинок и стал стучать им по столу.
   Всем знаком указующий жест Ленина, многократно повторенный в скульптуре, или
"фирменное" приветствие Брежнева, продублированное великолепным Леоновым в фильме
"Обыкновенное чудо".

   А можно ли забыть трепетные, "растерянные" руки Алисы Фрейндлих - Людмилы Прокофьевны в рязановском "Служебном романе", когда "мымра" преобразилась в эффектную женщину? Или ту же Фрейндлих - королеву в фильме "Д'Артаньян и три мушкетёра" и её нетерпеливый жест из - за портьеры, обращённый к главному мушкетёру - нервную игру пальцев и прищёлкивание.

   Вспомните мужественные, долго ждавшие встречи, руки героя Евгения Урбанского в "Балладе о солдате", или руки Вероники - Татьяны Самойловой, иступлённо бьющей по щекам несимпатичного героя фильма, влюблённого в неё, сопровождая удары криком - "Нет, нет, нет, нет, нет ..."

   Руки ... руки ...
   Есть профессии, где руки - приковывают внимание, завораживают, но отпускают, навсегда остаются в памяти. Это - руки артистов, пианистов, дирижёров и композиторов. В книге О.Левашёвой "Эдвард Григ" композитор описывает руки великого Ференца Листа, называя его длинные, тонкие пальцы "паучьими". Позже я прочла, что руки Листа - эталон в мире фортепианной музыки, что уникальная растяжка позволяла ему брать две октавы.
   А руки Сергея Рахманинова, Вена Клайберна!
   Особо хочу отетить руки "французской колдуньи" Сары Бернар. Кто - то считал, что они непропорционально длинные. Может быть, но все единогласно считали их "говорящими".

   РУКИ ... РУКИ ...
   Всё сказанное будет неполным, если умолчать о руках, которые произвели на меня совершенно особое впечатление. Это - руки героини удивительной новеллы японского писателя Рюноске Акутагава "Носовой платок".
   Автор, как многие гении, не дожил до 40 лет, покинув эту Землю в 35 лет.
  "Носовой платок" он написал в возрасте 35 лет. Так хочется верить, что новелла знакома вам, но, если я ошибаюсь, пожалуйста, прочтите её. Попробую в нескольких словах сказать о ней.
   К профессору университета приходит мать одного из лучших его студентов, чтобы сообщить, что сын её умер. Но женщина совершенно спокойна: ни во внешнем виде, ни в поведении женщины никак не отражается её горе. Она говорит обычным голосом, в глазах не видно слёз, а в уголкаж губ даже мелькает улыбка. Со стороны кажется, что разговор идёт о ничего не значащих, обыденных вещах. Но тут профессор случайно обращает внимание на руки женщины, которые всё это время лежат на коленях. Она сжимает в руках платок и, пытаясь подавить своё волнение,  дрожащими пальцами изо всех сил мнёт и комкает платок так, что он вот - вот порвётся. Женщина улыбается лицом, но рыдает всем своим существом...

   С этими руками - по силе воздействия на читателя - могут сравниться лишь единственные в своём роде руки, о которых, совершенно неподражаемо, мастерски, с глубоким знанием предмета, пишет Стефан Цвейг в своих новеллах: "Амок", "Фантастическая ночь", "Жгучая тайна"...  Но вершина  - "Двадцать четыре часа из жизни женщины". ТАК описать десятки рук во всём их разнообразии под силу только такому мастеру, каким является великий австрийский новеллист Стефан Цвейг.
   Руки ... руки... 

   На прощанье - "Не судите по силе рук, а судите по силе сердца", как советует
                Хулио Кортасар.
               
                Согласитесь, что - "Материнские руки - воплощение нежности", как
                утверждает Виктор Гюго.
   
                Не забывайте, что - "У рук нет разума, но есть любовная память"
                напоминает Фюрстенберг.

                Очевидно, что - "Много можно узнать о человеке по его рукам и
                ногам" уверен Уинстор Черчиль.

                Обратите внимание - "Каракули - это размышления руки", как метко
                заметил Стейнберг.

                Будьте осторожны - "Рука - это лезвие ума", предостерегает Ян
                Броновски.

                И совет - НЕ БРОСАЙТЕ В ЧЕЛОВЕКА ГРЯЗЬ. ДО НЕГО ОНА МОЖЕТ НЕ
                ДОЛЕТЕТЬ, А НА ВАШИХ РУКАХ ОСТАНЕТСЯ.
 
   P.S. На фото - "Руки дружбы".