Русский мат

Вадим Ирупашев
В России дети знакомятся с матом с шести-семи лет, а в подростковом возрасте уже вполне овладевают ненормативной лексикой.

Когда мне было десять лет, а было это в 1945 году, я уже знал несколько «нехороших» слов. И помню, как в фойе кинотеатра перед киносеансом мы, мальчишки, окружили толпой продавщицу мороженого и, протягивая к ней руки со своими пятачками, просили: «Мне, тётенька, дай!» И я протягивал руку с пятачком, но тётенька не замечала меня, а мороженое заканчивалось. И тогда я в отчаянии крикнул: «Тётенька, б*ядь, дай мне!» Ну тётенька-то и дала мне, но не мороженое, а подзатыльник. И помню, я очень удивился и обиделся на тётеньку.

Есть два, казалось бы, взаимоисключающих мнения о русском мате. Одни говорят, что мат это наш духовный позор, другие утверждают, что мат это наше национальное достояние. И есть даже мнение, что если мат исчезнет, то русский язык обеднеет.
Но я бы согласился и с первым, и со вторым мнениями.

Надо признать, что такого омерзительного мата, как русский, ни в одном языке народов мира не отыскать.

Но российское общество не готово отказаться от этой мерзости. Видимо, общество понимает, что с исчезновением мата исчезнет уникальность и самобытность русского языка, исчезнет то, что отличает его от языков других народов.

Всем известно, что язык изменяется во времени. И русский язык изменяется. И мы это видим. Выходят из употребления старые слова, появляются новые. И только матерные слова не исчезают. Русский мат живёт и процветает и во времена потрясений, и в благополучные времена.

В западных странах уже на протяжении многих лет идёт процесс по замене ненормативной лексики пристойными словами. Французы с этой задачей справились, по их пути пошли американцы, итальянцы, немцы. В последние годы и в России можно наблюдать такой же процесс, и уже есть положительные результаты. Но пока только двум матерным словам удалось найти замену. Такому омерзительному слову «б*ядь» нашли альтернативное «блин», а не менее омерзительному «*бать» – «трахать». И надо признать такую замену удачной.

Новые слова быстро вошли в обиход и даже стали цензурными, разрешенными к употреблению в печати. Но нельзя пока считать удачной замену ненормативного слова «****ец» альтернативным «пипец». Слово это случайно и вряд ли войдёт в российский обиход.

Но надо ли нам идти по пути «окультуривания» русского мата? Я в этом сомневаюсь. Ведь если заменить все матерные слова русского языка альтернативными, то как же русский человек будет выражать свои мысли, придавать им эмоциональные оттенки, наполнять энергетикой? Чем и как тогда ругаться русскому человеку? Не скучна ли будет наша жизнь?

Существует мнение, что мат в своей речи используют преимущественно люди малообразованные. И быть может, так когда-то и было. Но сейчас мы слышим мат и из уст высокообразованных людей: учёных, инженеров, педагогов, политиков. Я знаком с университетским профессором-филологом, который в узком кругу любит демонстрировать свои глубокие познания в русском мате. И профессор-матершинник пользуется уважением и у коллег, и у студентов.

Очень распространён мат и в среде творческой интеллигенции. Мат стал модным, а смачно матюгнуться со сцены или во время интервью считается высшим шиком.

И удивительно: если в прошлом мат считался монополией мужчин, то сейчас и женщины не гнушаются омерзительными словами. Когда русские женщины за столом выпьют пару рюмок, то поют частушки с неприличными словами. А бывает, русские женщины и без двух рюмок могут послать на три буквы, а то и огорошить трёхэтажным матом.

А во многих русских семьях мат так укоренился, что дети начинают познавать русский язык с матерных слов. Так, у моего соседа, известного в нашем дворе матершинника, двухлетний сынишка произнёс первое в своей жизни слово, но не «мама», а «б8ядь». И если зайти в соцсети, то можно увидеть, как уже подросшие детишки соревнуются друг с другом, кто из них круче в знании русского мата.

А причины того, почему русские люди так пристрастны к мату, могут быть разными.

Часто русские люди используют матерные слова в разговорной речи как «связки» и не придают им какого-либо смыслового значения. Используют мат и как усилительный элемент для придания своей мысли особой выразительности, для устрашения и подавления. И есть матершинники-виртуозы, мастера русского мата, которые испытывают удовольствие, создавая из двух-трёх матерных слов «высокохудожественные» произведения.

Но причины употребления мата могут быть и более серьёзные, продиктованные самой русской действительностью. И многие со мной согласятся, что бывают такие тяжёлые ситуации, когда русскому человеку и выжить невозможно, и он как к спасательному кругу обращается к мату. И удивительно, что мат помогает, успокаивает русского человека, даёт ему облегчение и надежду. И получается, что мат – это форма выживания. И без мата выживание было бы невозможно.

А вот и убедительный пример успокоительной силы русского мата. Баба Люба – уборщица в учреждении, где я работаю. Как-то вдруг посыпались на семью бабы Любы несчастья, одно за другим как из рога изобилия. Бывает же такое: то ли Рок решил над семьёй бабы Любы позабавиться, то ли баба Люба чем-то Бога прогневала. Спился сын и помер. И баба Люба так страдала, что уж не знала, куда и деть себя. А в скором времени и новое несчастье в семье случилось: дочь бабы Любы утонула в речке. И пребывала баба Люба в таком отчаянном состоянии, что хоть в гроб ложись и помирай. И вдруг баба Люба, прежде никогда не произносившая непристойных слов, в сердцах сказала: «Жизнь ****ска!» А как сказала, то и почувствовала, что как-то и полегчало ей, и в гроб уже не хотелось лечь. И когда случилось в семье новое несчастье: вдова покойного сына зарезала своего сожителя и села в тюрьму, то баба Люба уж и знала, какие слова надо сказать, чтобы ей полегчало. И сказала, и успокоилась.

И всем известно русское изобретение – «пох*изм». Когда русскому человеку тяжело на душе, и кажется ему, что хуже уже и быть не может, то он и обращается к этому успокоительному средству: посылает русский человек всех на х*й. И успокаивается.
Признаюсь, и я, бывает, прибегаю к этому эффективному успокоительному средству. И помогает.

Есть и ещё одна положительная сторона русского мата. Мат сближает русских людей. Когда русский слышит мат, то сразу понимает – это свой человек. И возникает доверие и взаимопонимание. Русский человек и проверяется матом, как бы проходит проверку на «свой – чужой». Человек, не способный матюгнуться, либо больной, либо чужой, непонятный, как бы не русский.

И я думаю, что мат как неотъемлемую часть русского языка надо хранить и оберегать. Мат объединяет все слои российского общества, от олигарха до последнего бомжа. И я выскажу, быть может, крамольную мысль: если мат исчезнет из русского языка, Россия может развалиться как страна, как народ. Мат – наше национальное достояние, наша сила, наша энергия. А кто этого не понимает, не хотелось бы употребить нецензурное слово, тот не наш человек.

Мой приятель, художник, образованный, интеллигентный человек, в девяностые годы жил в Германии. А когда он вернулся на Родину, то рассказывал мне, как в этой богатой, добропорядочной стране тосковал по жареной картошке с солёным огурчиком и русскому мату.

И я понимаю моего приятеля. При всех преимуществах жизни в западных странах жить там скучно и неинтересно.

А в России жить и весело, и интересно. А если бывает иной раз уж очень тяжело, так у нас есть безотказное успокоительное средство – послать всех на х*й.
;