Человек из народа

Елена Демина 5
           Каждый из нас считает себя человеком неповторимым. И на самом деле это так: нет в точности похожих друг на друга людей. Но вот двойников – людей с похожей внешностью – встречается много. И я – не исключение. Набор генов, определяющих внешность, может повторяться много раз: в этом я убедилась. Во мне намешано много кровей: среди моих предков есть русские, поляки, украинцы, мордва, немцы, один из предков был кубанским казаком (а там Кавказ рядом)… Родилась и выросла я в маленьком рабочем городке Оренбургской области. Предки отца пришли переселенцами из центральной России. Прабабушка со стороны матери была из поволжских немцев, прадед мордвин. Мне приходилось жить и бывать в разных местах бывшего Советского Союза, и меня там часто с кем-то путали… Истории были и курьёзные, и смешные.

           Случай первый. После окончания школы училась я в институте в Свердловске. Однажды мы с подругой (было нам по 19 лет) зашли в кафе перекусить. Пили кофе с пирожными, и вдруг заметили, что трое мужиков у входа переговариваются и поглядывают на нас. Мы насторожились: хотя дело было днём и народу вокруг было много, но вдруг приставать начнут – на вид были не очень трезвые… Мы поели и быстро пошли к выходу. Но мужики преградили нам дорогу. Мы собрались закричать, но они заторопились сказать: «Девочки, постойте минутку: нам только спросить вот у неё, - и на меня показывают. – Ты из Андижана?» Я говорю: «Нет, из Оренбургской области, там родилась и выросла. Знаю, что есть такой город в Узбекистане - Андижан, но никогда там не была, и кроме названия, ничего о нём не знаю…» Один из мужиков говорит другим: «Видите, я прав, это не она.» Другие мне говорят: «Мы все из Андижана, там есть девушка, в точности похожая на тебя, живёт на такой-то улице, учится в такой-то школе. Ну мы и поспорили с ним – что это она. Ты точно не из Андижана?» Я говорю: «Жалко, паспорта с собой нет, я точно не оттуда.» Подруга подтвердила. Ну, мы посмеялись и пошли себе.
      
         В Ярославле, когда мы с подругой были там на экскурсии, подошёл ко мне какой-то мужик и говорит: «Здравствуй, Галя!» Вообще-то я – Оля. Отвечаю: «Извините, я не Галя, Вы меня с кем-то спутали». Он говорит: «Давно знакомы семьями, в компаниях встречаемся – и ты меня не узнаёшь, нехорошо.» Причём – трезвый. Я ему сказала, что ну никак мы не могли с ним раньше в компаниях встречаться и быть знакомыми, потому что я живу в Свердловске, а в этот город приехала в турпоездку на 1 день, и семьи-то у меня ещё нет (в смысле – мужа и детей). Мужик всё никак не мог поверить, что я его не разыгрываю, а говорю правду. Подруга вообще обхохоталась.

         Иногда бывало, что идущий навстречу по тротуару человек подходил ко мне с явным намерением поздороваться и пообщаться, но, оказавшись рядом, извинялся и уходил – меня уже этим было не удивить… Привыкла я и к тому, что даже в чужом незнакомом городе в толпе народа обращаются именно ко мне с просьбой объяснить дорогу, подсказать, где что находится, сказать, который час. Хорошо хоть, сигареты не «стреляют»…

        Однажды, в связи с этим моим сходством с другими людьми, был у меня случай ложной тревоги. Всё кончилось хорошо, но испугаться я тогда успела… Сейчас смеюсь, когда вспоминаю ту историю. Вот как это случилось. После окончания института поехали мы с мужем работать в его родной посёлок энергетиков, в лесной таёжный край, в Пермскую область. Там я родила своего первенца, так что место действия – поселковый родильный дом. После родов меня положили в палату, ребенка – в детскую палату. Роды были тяжелые (крупный ребёнок, при моём росте 165 см и весе 58 кг), с наложением швов, мне предписано было трое суток не вставать с постели. А я не то что вставать – двигаться не могла… Лежу, прихожу в себя. Пока одна в палате. Вдруг заходят строем и встают в ряд у моей кровати три здоровенные крупные бабы лет 40 в больничных байковых халатах (слово «женщины» им как-то не подходило), встали, смотрят на меня и молчат, сами мрачные такие… По виду – самые простые, не из интеллигенции. А я ни встать, ни убежать не могу. Сразу мысль: «Кто такие, что им надо? А вдруг опять меня с кем-то спутали? Вдруг в этом посёлке есть похожая на меня баба, которая самогоном их мужиков спаивает или, того хуже, путается с семейными мужиками? Вот сейчас они меня прибьют, а я ни закричать не успею, ни объяснить им ничего…» Я всё-таки постаралась им улыбнуться (кривенькая такая улыбочка получилась) и спрашиваю: «Женщины, а вы кто такие, что вам от меня надо? Я вас не знаю, сама не здешняя, в посёлке вашем недавно живу – полгода всего, мой муж отсюда родом, вот ребенка родила. Вы меня с кем-то спутали, может?»

      Они помолчали ещё, потом одна и говорит: «Нет, мы просто посмотреть на тебя пришли. Мы, видишь, какие здоровущие, родили по третьему ребёнку, а тут врач сказала, что сегодня женщина, вот такая (и показывает мне палец-мизинец) – я поняла, что я такая мелкая – родила первого ребенка с таким же весом, как наши дети. Вот мы и пришли на тебя поглядеть…» У меня от души отлегло: вот чурки берёзовые, пришли – и молчат, нет бы сразу сказать, я уже всякое передумала, чуть со страху не умерла… Я их спрашиваю: «Ну, поглядели? И идите себе, мне не так легко всё далось, как вам, мне отдыхать надо.» Они развернулись и так же строем с топотом ушли… Я смеялась минут 10 после их ухода – пробило на такой нервный смех… Как выразился потом, услышав эту историю, связанную с его рождением, мой взрослый старший сын: «Что же ты хотела: в лесу и бабы – как чурки…» Кстати, тоже посмеялся.

         Жизнь шла, истории множились: чем дальше в лес, тем больше дров, как говорится в народе. Прошло несколько лет. Я с мужем и 3-хлетним сыном жила в другом городе, муж работал на ГРЭС, я – в ЖКО начальником жилищного участка. ЖКО был в соседнем доме. Как-то я разбирала плакаты, которые крепились на домах к праздникам 1 Мая и 7 Ноября, ну там «Мир, труд, май!», «Миру-мир!», «Слава КПСС» и т.п. Эти транспаранты были сложены в небольшой кладовой, их было много, мне надо было отобрать несколько из них. Рабочий день близился к концу, я вытаскивала нужные плакаты и ставила их у входной двери. Вдруг, когда я была спиной к двери, меня кто-то нежно и крепко обнял сзади за талию – явно мужчина. Я подумала, что это муж, идя с работы, зашёл по пути за мной, чтоб вместе идти домой. Крутанувшись в мужских руках, я повернулась к нему лицом и увидела не мужа, а какого-то незнакомого молодого мужика – высокого, с крупными чертами лица, с усами.
       Я автоматически занесла руку, чтоб дать ему по морде, а он так удивлённо спрашивает: «Это ты меня будешь бить?» Я ему говорю: «Отпусти немедленно, я думала – это муж, он вполне может зайти, только этого мне не хватало! Ну и кто ты такой, что я не могу тебе по морде дать? Я тебя первый раз в жизни вижу, а ты – обниматься!» Он меня отпустил, сам смотрит на меня и говорит: «Не первый раз. Ты что – меня не узнаёшь?» У меня мысль: «Сумасшедший!» Отвечаю: «Знаете, у меня хорошая зрительная память – я точно Вас не знаю, тем более, что живу в этом городе недавно. Вы вообще кто?» Он: «Я Комаров Сергей, электриком здесь работаю.» «Но я в ЖКО почти месяц работаю, а Вас ни разу не видела, Вы местный?» «Так я в отпуске был, сегодня только вышел. Я местный. » Я говорю: «Тогда точно я с Вами незнакома и раньше нигде не встречалась. Напомните – может, где-то виделись мимоходом, и я просто забыла?» Он и выдаёт: «Как ты могла это забыть? Ты жила в городе Иваново, училась в энергетическом институте, у нас с тобой была любовь…» Я ему отвечаю: «Извините, Вы меня перепутали с другой женщиной – со мной такое случается. Я не училась в городе Иваново, и даже никогда там не бывала, родом с Южного Урала, там и выросла, училась в институте в Свердловске. Так что – ошибка вышла. А Вы женаты сейчас?» Он: «Да, женат. На другой – с той девушкой мы давно расстались…» Я подумала: «Ну, слава Богу – хоть женатый.» Спросила, есть ли дети? Оказалось – нет. Сообщила ему, что у меня муж и сынок 3-х лет, всё в семье замечательно. Он всё никак не мог поверить, что я не та, утверждал, что похожа как две капли воды на ту его первую любовь… Я пообещала принести ему и показать свой паспорт, чтоб увидел, что у меня все данные другие и убедился, что я другой человек.

      Паспорт потом показала, попросила меня больше не беспокоить, жить в семье и любить свою жену. Товарищ стал приходить к нам в кабинет (нас было 5 сотрудниц) вроде с какими-то рабочими вопросами, но делал это так часто, что мои сослуживицы стали недоумевать – почему это он к нам зачастил? Я со смехом рассказала им про причину – думала, они тоже посмеются, но женщины стали его жалеть (все были моих лет или чуть моложе)… Я всё-таки попросила его не приходить – незачем это. Тогда он стал сидеть на скамье у входа, когда выдавалась минутка свободного времени, и ждать, когда я пройду мимо, чтоб только посмотреть на меня – а я часто мелькала: ходила на свой участок и на другие наши производственные участки. Познакомился с моим ребенком, когда тот играл во дворе – дом-то мой был рядом. Я его иногда поддразнивала: покручусь перед ним и спрошу: «Ну неужели – точь-в-точь похожа?» Он: «Не поверишь – точь-в-точь…» Мужу я рассказала про этот курьёз – посмеялись, и он тоже посочувствовал мужику… Кончилась эта история с нашим переездом в другой город – мужу и сыну врачи посоветовали сменить климат.

        Был и ещё случай. Иду как-то летом по улице, навстречу идёт мужчина, подходит ко мне и с радостной улыбкой на лице говорит: «Роза, привет! Как дела, как Саша после вчерашнего себя чувствует?» Я ему говорю: «Видно, Вы вчера хорошо что-то отмечали, что людей не узнаёте. Я не Роза, и не знаю никакого Саши.» Он мне: «Как не Роза? А кто же ещё? Я сегодня уже не пьяный, своих узнаю.» Я ему: «Не знаю – пьяный Вы или нет, но точно знаю, что я – не Роза. Олей с рождения зовут. И Вас я первый раз в жизни вижу.» Мужик минут 5 обижался, что я отказываюсь быть Розой и его признавать знакомым или родственником (я точно не поняла), и всё удивлялся такому сходству с Розой – не верил, что я – не она, и что бывает такое сходство… Еле от него отвязалась.

         Было интересно, с кем меня спутают в следующий раз. А он не заставил себя ждать. Поехала я с детьми летом в гости к моим родителям – понятно - в Оренбургскую область. Сели в поезд, в плацкартный вагон. Сыновья полезли на верхние полки, а место напротив меня заняла женщина лет 35, точно незнакомая. Она долго на меня смотрела, потом начала спрашивать – как меня зовут, где живу… Я не хотела ей отвечать – для чего это нужно знать постороннему человеку? Она позвала меня в тамбур и там призналась, что приняла меня за свою подругу Эмму. Оказалось, что эта женщина, Инна, – школьная учительница, живёт на той же улице, что и мы, но как-то раньше меня не видела в городе. Подруга её – этническая немка, год назад уехала с родственниками на жительство в Германию (шёл 1997 г.). Так вот: я до того похожа на эту Эмму, что Инна на перроне, увидев меня у вагона, решила, что подруга приехала в гости, и даже сейчас, видя меня рядом, никак не может поверить, что я  – не она…

          После очередного переезда – на этот раз в мой родной городок- случилась очередная история с двойниками. Я устроилась на работу в одну организацию, проработала уже 3 года, и конечно, хорошо уже знала весь коллектив, и все коллеги хорошо знали меня. Отношения у меня со всеми были ровные, спокойные. Однажды, летом в день поминовения усопших весь народ в городе собирался на кладбище, а мы не поехали: папа перенёс инфаркт, боялись, что ему станет плохо. Решили помянуть своих покойников в другой день. Так что я весь день провела дома, занималась шитьём. Даже в магазин за продуктами не выбралась – сын сходил.

          А на следующий день ко мне подошли по очереди двое сослуживцев – и попеняли мне на то, что я не поздоровалась с ними на кладбище, причем они находились от меня в 2-х метрах… И начальник отдела – женщина, с которой мы были в нормальных отношениях, обиженно спросила меня, что она мне такого плохого сделала, что я вчера, встретившись с ней на улице, не ответила на её приветствие, а нагло на неё посмотрела и прошла мимо молча… Причем мне описали мою (якобы) одежду. Я всем честно ответила, что весь день провела дома, никуда не ходила и не ездила, а такой одежды у меня нет. И объяснила, что меня часто путают с другими женщинами – я человек из народа, такая же, как все, вот и похожа на многих… Потом ещё пара-тройка человек в городке говорили мне, что я очень похожа на какую-то Людмилу Сергеевну, правда, живёт она в другом районе города… Вот сижу и думаю: сделать пластическую операцию, покрасить кожу в черный цвет или волосы – в оранжевый, нанять киллера для Людмилы Сергеевны – или что ещё можно придумать, чтоб избавиться от проблем? Особенно – от проблем с начальством…