Своя компания 32. Часть III. Обращение

Екатерина Усович
«Неверующий! Обратись от неверия твоего. Грешник! Обратись от греховной жизни твоей. Мудрец! Обратись от ложной мудрости твоей! Обратитесь!»

 Святитель  И. Брянчанинов



Двое мужчин, что лежали в палате с Колей, тоже были «поджелудочники» в ранней стадии восстановления пищеварения после операции. Но это пищеварение что-то как-то не спешило восстанавливаться у обоих. Только у каждого по-своему. Одного все время рвало, другой постоянно поносил. Причем, ходить им было еще нельзя, чтобы не разошлись швы.
Убирал за ними Миша, так как санитарка редко заходила в палату, и вообще найти ее было практически невозможно, а медсестры говорили, что их дело – ставить уколы, градусники и капельницы, а не убирать дерьмо. Но и это они ставили очень скудно.
Миша принес Коле из церкви Евангелие и брошюру для покаяния.
Коля прочитал сначала брошюру, долго молчал и наконец сказал:
- Да-а, Миша, пожалуй, только скотоложство не относится к нам с тобой из этого прелестного списочка…
На что Миша, шутя, наверно, ответил:
- Ты уверен?...
Коля ухмыльнулся. Но тут его затошнило, и он замолчал, потом его вырвало. А потом пропоносило его соседа по палате. Миша все убрал, сел и подумал: «Вот я – талантливый художник, поэт, утонченная личность, эстэт и аристократ, - убираю дерьмо за какими-то незнакомыми мужиками, судя по всему тупыми животными, которые отпили свои поджелудочные, а теперь срут в утки, которые я им подкладываю, а потом за ними выношу и вымываю… Ужас!... И при этом единственный выход для себя сейчас я вижу в церкви, где стою рядом с убогими бабками и хочу научиться молиться, как они… Кошмар!... И так это все изменилось всего за какую-то неделю… А скажи мне кто про это на прошлой неделе – послал бы его, а теперь считаю, что я пришел в себя, наконец, и теперь – на правильном пути. Странно… Неисповедимы пути Твои, Господи…»
К обеду к Коле пришли проведать его Даня с Леной. Лена подарила Коле с Мишей Закон Божий, а Даня – молитвослов. Еще Даня принес почитать друзьям стих:
«Жизнь в ста словах»
Колыбель. Пеленки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат.
Двор. Качели. Детский сад.
Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Туссовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Весна.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Теща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
Дом. Работа.
Дом. Семья.
Солнце. Лето.
Снег. Зима.
Сын. Пеленки. Колыбель.
стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пеленки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.
Грустно послушав стих, Коля сказал:
- А я пока даже сыном похвастаться не могу, а ведь мне скоро 32.
Тогда Даня дал Коле другой стих–молитву и сказал выучить ее наизусть и читать про себя, когда тоска накатывает. Коля поблагодарил и пообещал так и делать. Стих ему понравился. Переписал его себе и Миша.
«Господи, помилуй»
Господи, помилуй,
Господи, прости,
Помоги мне, Боже,
Крест свой донести.
Ты прошел с любовью
Свой тернистый путь,
Ты нес крест безмолвно,
Надрывая грудь.
И за нас распятый
Много Ты  терпел,
За врагов молился,
За врагов скорбел.
Я же слаб душою,
Телом также слаб,
И страстей греховных
Я преступный раб.
Я – великий грешник
На земном пути,
Я молюсь, я плачу,
Господи, прости!
Помоги мне, Боже,
Дай мне крепость сил,
Чтоб свои я страсти
В сердце угасил.
Помоги мне, Боже,
Щедрою рукой,
Ниспошли терпенье,
Радость и покой.
Грешник я великий
На земном пути,
Господи, помилуй,
Господи, прости!

***

Миша стал готовиться к исповеди и причастию. Он знал, что его крестили в детстве, но водили ли его на причастие хоть раз в жизни, он не знал и не помнил.
Идя домой из больницы поздно вечером в темноте, Миша думал: «Как я устал… Какой странной стала теперь моя жизнь… Она теперь так не похожа на все то, что было со мной до сих пор… Если бы меня раньше мокнули в это все, я бы, наверно, не выдержал и стал бы колоться, а сейчас… Я даже не знаю, как назвать свое состояние, если бы не Колькина болезнь, я сказал бы, что… я счастлив. Мне впервые в жизни так спокойно и как-то… светло… даже сейчас, в этой темноте… и необыкновенно легко, несмотря на то, что я очень устаю там за день… Почему так?... Не знаю… Да и знать не хочу, лишь бы мне было так подольше. Хотя, конечно, я очень хочу, чтобы Коля скорее выздоровел и тоже пошел в церковь. А пойдет он?... Пойдет – я знаю.»
Дома он наскоро поел и, став на колени перед маленькой иконой Иисуса Христа на полочке в углу, стал читать вечернее правило, окончание покаянного канона и начало канона «ко причастию». Завтра в воскресенье он собрался на исповедь и причастие. В первый раз в своей жизни…

***

Господь принял исповедь Миши и помиловал его… Об этом Миша догадывался идя домой из церкви со службы. Вернее, он не шел, а летел, не замечая под собой земли.
Дома он прочитал благодарственные молитвы после причастия и помчался к Коле в больницу.
После перевода Коли из реанимации уже прошла неделя. В больнице Мишу ждали Даня с Леной, Колины родители и радостная новость о том, что на следующей неделе Колю обещают выписать.
После больницы родители Коли отправили его в реабилитационный центр для восстановления, а потом в деревню к родственникам, на всю зиму, почти до лета.

***

Была весна. Май месяц. Природа расцветала бешенными красками. На улицах целовались влюбленные. Цвели сады, разливая по округе пьянящий аромат. Миша, Даня и Лена везли из деревни худого, помятого, какого-то облезлого и даже постаревшего Колю.
Улица Дачная утопала в цветущих садах. Маленький домик друзей ждал своих обитателей. Зайдя в дом, Коля не узнал его. К каждой комнате на стене напротив входа висела икона, всюду был порядок и чистота. Коля обалдел сначала, но потом сказал, что ему даже понравилось.
Каждый вечер все вместе ездили в церковь на военное кладбище, поскольку нигде ближе церкви не было. А через неделю и Коля исповедался и причастился. Он помнил, как ходил в детстве с тетей в церковь, и даже смутно помнил, как один раз причащался, но ясно помнил только, как стоял в очереди, скрестив по особенному руки на груди (как причастник).
После причастия Коля сказал, проснувшись утром, что впервые в жизни, после детства, он проснулся с ощущением счастья, как было с ним раньше только в детстве, уже очень-очень давно…
Все были очень рады за Колю (и за Мишу тоже). В общем, не смотря ни на что, все снова были счастливы (на этот раз – истинно) и вместе. 

***

Коля с Мишей пока остались жить на улице Дачной.
Лена вернулась в Питер, а Даня опять исчез куда-то за бугор.
После покаяния друзья старались жить по Евангелию, то есть благочестиво и правильно, с молитвой, борьбой со страстями и проводить время в простом труде.
Однако, жить так оказалось не легко…

***

Вечер. Вместе произнесли вечерние молитвы и разошлись спать.
Мише с Колей  не спится. Они в разных комнатах, но дверь открыта.
Миша:
- Спишь, Колька?
- Нет, а ты?
- И я… Слушай, как жить дальше, я совсем не знаю…
- Я тоже…
- А что же делать?
- Утешиться тем, что мы – на правильном пути.
- Но ведь – тоска… сил нет…
- Да…
Коля:
- Живот болит мне, не проходит и волосы вылазят… Страшно мне… Ох, тяжело…
Миша:
- А у меня сердце иногда бывает так схватит, что аж взмокну весь. Один раз даже трясло…
- Так это же очень опасно, очень! Ты должен к врачу сходить обязательно.
- Ходил…
- Ну и что?
- А вот ты ходил?... Пока на скорой не увезли
- Ясно…
- Это нам расплата за нашу юношескую свободу.
- Как это… жестоко…
- Ты что?! Думай, что говоришь!...
- А ты говоришь так, как будто Он под кроватью сидит…
- Ну ты!...
- Что?
- Ничего… Сам знаешь…
Помолчали.
Миша:
- Н-да… тюрьма… Интересно, а есть где-нибудь планеты типа «санаторий» или «курорт», или… «свобода»?…
- Да, это очень интересно… или «радость», или «любовь», или чистота, или «искусство»…
- Правда?.. Тебе тоже интересно?...
- Да. Только у нас другая планета… И мы еще хорошо устроились, или, вернее, хорошо проскочили, а ты почитай жития мучеников,  исповедников и подвижников благочестия РПЦ 20-го века игумена Дамаскина Орловского и твоя жизнь тебе уже не будет казаться такой «жестокой». И вообще - давай спать.
- Давай. А что там написано такого?.. (Молчание в ответ). Ладно, обязательно почитаю, если найду.
- Я тебе завтра дам. Спокойной ночи.
- Спокойной ночи.

***

На выходные ездили на дачу к Коле. Там у них сломалась машина, и назад поехали на электричке. С электрички пошли на троллейбус.
На подъезде к вокзалу чинили дорогу, и всё было перекрыто, поэтому на троллейбус надо было идти в обход через площадь Свободы (Ленина). К некоторому удивлению друзей в городе был какой-то, видимо, большой праздник.
Народу было море. Почти одни подростки и абсолютно все – пьяные. Некоторые – в стельку. Почти полуголые девушки; возбужденные, со стеклянными глазами парни; мат. С ужасом глядя по сторонам, добрались наконец до площади. Где-то в центре ее за толпой народа невидимая группа пела: «о-ё, о-ё…» Какие-то две девчушки, услышав это, завизжали и побежали к сцене. А еще какие-то две «девушки», пьяные до безобразия, с разодранными на коленках колготками и исцарапанными, грязными коленками, продирались через толпу, толкая всех на пути. Завершающий «штрих» всему сборищу на площади придавал сплошной слой мусора и битых бутылок. Постояв минут десять на площади, «компания» грустно потянулась дальше на свой троллейбус.
Дома дружно помолились и легли спать. Но в темноте Коля зашептал:
- Мишка, какой мрак кругом, подростки губят свои юные тела и души…
На что Миша отвечал:
- Да, обычные дела…
Коля даже сел:
- Обычные дела?! Обычные дела?! Как ты можешь так говорить!!
Миша даже удивился:
- Что с тобой? Вспомни нас… себя… еще недавно…
Коля лег, помолчал и сказал растеряно:
- Как быстро прошло время… Мы стали старыми, только и всего…
А утром Коля, после молитвы, за завтраком сказал так:
- Молодежи нужна вера, нужен Бог, нужны храмы. Нельзя позволить темным силам завладеть нами!

***

Наступила жара. Каждый день ртутный столбик поднимался до +33+35оС. Ночью он спускался всего до +23+25оС. До наступления этой жары температуру снижали грозы с ливнями, теперь же и их не стало. Всё изнывало от жары. Очень хотелось уехать на море.
Но вместо этого однажды, совершенно случайно Миша узнал, что недалеко от их улицы начал строиться православный храм. И они решили попроситься на стройку рабочими просто бесплатно, в виде послушания. Спросили разрешения у батюшки, и батюшка с радостью благословил друзей на помощь.
***

Жара стояла неимоверная.
Распорядок дня был таков:
7-00 – подъем;
7-10 – 7-40 – утренняя молитва;
7-40 – 8-00 – завтрак;
8-00 – уход на строительство храма;
8-15 – 14-00 – послушание на строительстве храма;
14-00 – конец работы, поход на речку;
14-15 – 18-30 – купание;
19-00 – приход домой;
19-10 – 19-40 – ужин;
19-40 – 23-00 – личное время;
23-00 – 23-45 – вечернее молитвенное правило;
23-50 – отбой.
Разрабатывали сообща.  Хороший режим. Через месяц такой жизни они поняли это и полюбили такую жизнь до того, что не представляли уже себе ничего другого. И не хотелось уже никуда идти, ехать, лететь, бежать… Почувствовали себя, наконец, дома, на Родине, как будто даже под сенью отеческого крова… материнского теплого покрывала…
В субботу тоже работали. Вечером оставались на стройке и шли в «скинию» (солдатскую палатку) на вечерню. В воскресенье – с утра – на службу, потом – за продуктами на неделю, и – на речку – купаться.
На пляже Коля что-то читал, Миша рисовал светлые детские мордашки и дарил портреты. А Коля раздавал всем листовки с рассказом о строительстве храма, о благодати веры православной, на это он получил благословение от батюшки. Коля хотел помочь людям. Он надеялся, что на стройке они приобщатся к вере, к Богу, и не будут больше блуждать во тьме.
Через пару недель на стройку пришли 27 человек. На строительстве были и профессиональные рабочие-строители. Стройка шла быстро и слаженно. Батюшка был очень этому рад и, по просьбе Миши, благословил их с Колей на отдых.
Они позвонили Лене и попросились пожить в ее доме в П., где они никогда не были, но часто слушали Ленины рассказы о городке ее детства. Лена подумала и сказала, что хотела бы поехать туда вчетвером – с ними и с Даней.
Миша вызвонил Даню и рассказал о желании Лены, и  через пару дней Даня примчался к ним неизвестно откуда. Еще через день приехала Лена, и все отправились в П.

Продолжение следует
http://proza.ru/2019/01/30/211