Экзамен

Виктор Владимирович Зубарев
Приходилось ли вам сдавать экзамен тридцать первого декабря? Удовольствие, прямо скажем, сомнительное. Особенно, если получить двойку.
Но, обо всём по порядку. За три дня и три ночи до экзамена мы с Андреем впервые увидели учебники и конспекты (не свои) по сдаваемому предмету. Чтобы успеть написать шпоры, разделились: он писал на чётные билеты, а я на нечётные. К экзамену я успел сделать всё по своей части плюс половину Андрюхиной. Он, примерно, так же.

Во время сдачи мне попался билет, на который у меня всё было, и я благополучно списал. Андрею не повезло. Ему досталось то, на что он шпор не делал. Каким-то образом мне удалось передать ему нужные бумажки, но преподаватель заметил.

- Так, друзья. Один – свободен! – это он к Андрею. – А второй – ко мне!

Погонял по билету с ворчанием: «Ну, здесь, понятное дело, всё списано».

- А давайте-ка,  график и диаграмку нарисуйте,- и задал мне из темы, где я не в зуб ногой.

- Ну вот, что и требовалось доказать. Ничего вы не знаете. Приходите… Когда там сессия ещё не закончится? Ага. 20 января.

Расстроенные таким новогодним «подарком», часов в шесть вечера пришли домой (мы вместе снимали квартиру). До праздника оставалась ещё много времени. Было принято решение немного поспать, хоть раз за трое суток.
И, конечно, бой курантов мы проспали.

В половине первого вскочили, как ошпаренные, и рванули в другой район города, где собралась наша компания. Над нами немного посмеялись и начали вторую волну празднования. Шампанское, хлопушки и танцульки длились первого и второго, а уже третьего января стало тошно от осознания, что следующий экзамен через два дня.

Подготовиться к нему толком не успели и с большим трудом получили  по тройке. Потом сосредоточились и закономерно, а может, повезло, сдали оставшиеся экзамены на четвёрки.

Последний из них был девятнадцатого января. А на следующий день назначена пересдача двоек. Если получить четвёрку, то будет стипендия. Но, как это сделать, когда на подготовку остался один вечер и все силы отданы на прошедшие экзамены?

Утром, понимая, что четвёрка нереальна, Андрей решил не идти и не позориться, а сдать, когда-нибудь потом, основательно подготовившись. Я тоже осознавал, что остаюсь без стипендии, но решил отмучиться (если повезет) хотя бы на тройку, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу.

Преподаватель встретил меня, как родного.

- Где же твой друг? Что, сломался?

- Да, нет. Заболел.

- Ну-ну. Ладно. Садись со мной за стол. Будем сдавать.

- А время на подготовку билета?

- Списать, что ли? Давай уж начнём. Если что-то знаешь, нащупаем.

Я взял билет. И, о, ужас! Это был тот, на который шпору писал Андрей.
«Всё. Капут!»- подумалось с грустью.

- Мне достался один из шести билетов, к которым я не успел подготовиться.

- У тебя же было много времени после двойки.

- Нет. У нас вчера был последний экзамен. И то, с чем я приходил к Вам в прошлый раз, так и осталось.

- Ладно. Бери другой.

Я взял. Это был несложный билет, и шпоры на него готовились мной. В голове, оказывается, много чего осталось. Я четко начал излагать материал. После второго вопроса преподаватель сказал, что достаточно и открыл зачётку.

- Следует заметить, что прошлый раз ты был готов лучше. Но, так и быть, пожалею. Судя по всему, стипендии тебе не видать. Надо, вообще то, учить, чтобы получать четвёрки. А своему другу передай, что в жизни необходимо всегда верить в успех и бороться до конца.

Смысл его последних слов  до меня дошел окончательно уже дома, когда я открыл зачётку, а там… Четвёрка!