Призрак мятежного Ориона. 37 гл

Ольга Шельпякова
начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

"Новому поколению подводников России в память о тех, кто погибал без боя и без славы, но честь не потерял и Присяге не изменил."

37 ГЛАВА

1.

- Тебя называют Артемизия. Ты знаешь об этом? - спросил Виктор
- Знаю. Кто-то назвал меня так, а Лукьянчиков подхватил,- ответила Татьяна с бесшабашной улыбкой, и пригубила пиво.
- А что оно означает? - Самарин ожидал, заранее, отрицательный ответ.
- Богиня какая-нибудь, вроде Ники,- пожала она плечами.
- Нет. Это реальная женщина, персиянка,- и Виктор рассказал о Саламинском морском сражении.
- Ты поражаешь меня знанием истории, мифологии и…вообще. А вот пиво невкусное,- вдруг, добавила Татьяна.

Здесь, всезнайка Самарин, очередной раз повыпендривался, объяснив, от чего зависит качество пива. Признался, что родился и вырос в Куйбышеве, где находится оригинальный «Жигулёвский пив.комбинат», основанный в средине девятнадцатого века баварским бароном фон Вакано. Узнав, что вода для продукта берётся со второй Волги с глубин более сорока метров, Татьяна откровенно удивилась, раскрыв глаза до морщинок на лбу.

Дядя Лёша принёс варёные сосиски и нарезанную тарань.
Естественно, что на главной базе подводных сил флота она не могла быть дефицитом.

- Я люблю чешское пиво и южное итальянское вино. Водку пью крайне редко. Дядя Лёша может налить тебе, если хочешь,- интригующе предложила Таня, но получила вежливый отказ.
- Татьяна...Вы позволите мне покурить, и дослушать про Бориса? - вспомнил Самарин о своей вредной привычке.
- Я безразлична к запахам. Кроме своего дома, конечно.
А Борис, чтобы не томить тебя рассказом о его падении - просто подлый. У него в Ленинграде ещё девушка была. И тоже как я - в ожидании ребёнка. Видимо, такая же доверчивая дура. Когда он сказал, что от ребёнка не откажется, готов платить алименты, но жениться не будет, я была вынуждена рассказать всё маме. Было уже поздно избавляться, и подключился папа. Папе сулила должность Замминистра Внешторга, а тут такое. Представляешь? Он прилетел в Ленинград и, взяв Бориса за шкворень, привёз в Москву. Свадьба состоялась как спектакль немедленно в мае 1972 года. Вот и всё, мой друг. Достаточно. Пока, достаточно...и забыли про него.

Она достала из кармана шубы, красивые в тонкой чёрной оправе очки, и надев продолжила:
- Я хочу смотреть в твои чистые голубые глаза и на сногсшибательную улыбку. Они те же, что и были четвёртого числа. С тобой, почему-то, хочу быть откровенной. Потом скажу почему.

Татьяна вложила свою руку в ладонь Виктора. Он любовался ею, и хотелось опять обнять...как в телефонной будке.

***

Из окна кафе было видно здание научной воинской части.
Татьяна рассказала, что это дача известного русского писателя Александра Куприна. А на другом берегу бухты, где сейчас поверочная лаборатория - дача Леси Украинки. Неожиданно, она встала, подошла к дяде Лёше и тот, кивнув, выключил тихую музыку.
Прелестница вышла на середину зала, и...прочитала профессионально поставленным голосом, несколько отрывков из купринской «Олеси»....Самарин слушал заворожено, и переживал вместе с Олесей и Иваном их чувства.
Забыл, когда был в театре. Сначала он захлопал вместе с барменом, но не сдержался и обнял девушку, целуя руку. Татьяна аккуратно отодвинула его, и прочла на украинском языке какие-то стихи Леси Украинки. Виктор поймал себя на мысли, что с творчеством этой писательницы и поэтессы, вообще не был знаком.

- Татьяна, милая Татьяна…Я благодарю тебя за это удовольствие. Завидую по-хорошему людям, знающим и умеющим читать стихи. Я же здесь, бездарен! В своё время, занял первое место в миллионном Куйбышеве за сочинение по Николаю Васильевичу Гоголю «Тарас Бульба», но не мог выучить, ни одного стихотворения. Учительница Софья Григорьевна сказала, что поставит мне в четверти пятерку, если я прочитаю с выражением, ну хоть какое-нибудь стихотворение, даже самое маленькое. Я учил «Смерть поэта» Лермонтова и по радио шла песня «Вот кто-то с горочки спустился». И вот под эту мелодию получилось. Я поднял руку первым на уроке, вышел и…начал стихами «Погиб поэт! Невольник чести, пал оклеветанный молвой…», а дальше стал переходить на песню и запел...«с свинцом в груди и жа-ааждой мести…»

Татьяна поддержала, и они допев вместе, расхохотались!

- Вот так, и весь класс грохнул от смеха. Видишь, какая я посредственность? - задал Виктор риторический вопрос.

Молча допив пиво, они тепло попрощались с дядей Лёшей.

2.

Возле дока, Татьяна резко развернулась, и с криком: «Пьяных баб видел?», начала напевая «Под музыку Вивальди» красиво изображать какой-то танец, кружась и изгибаясь. Виктор стоял и просто любовался, бросая скрытно взгляды на обнажённую часть красивых ножек.
Танцовщица, вдруг, забылась и прыжком завалила зрителя спиной в сугроб.
Чудом, он не закричал от резкой боли ниже ягодиц и на лопатках!
Поняв свою ошибку, Татьяна аккуратненько с жалким утютюкиванием, поднялась сама и помогла Виктору встать на ноги. Обняла и поцеловала: «Заслужил».

- А как же теперь от снега очищать? Тебя же трогать совсем нельзя...- причитала бедная «мамочка»,-
Может обратно к дяде Лёше? Растает быстро.
- Отряхивайте. Не бойтесь,- Самарин решительно подставил спину.

Отряхнув аккуратно своими рукавичками, и подогреваемыми дыханием, руками, Таня произнесла: «Кажись, всё».

- А ты танцуешь? - неожиданно спросила игривая Багира, и бросила в воду слепленный снежок.

Было ещё рано для субботы, но от кинотеатра до площади наблюдалось только две одинокие фигуры...вроде них.

- Только вальс и мазурку. Немного танго, но его стесняюсь,- ответил Виктор,- нащупал в кармане шинели шоколадку, и протянул Тане.
- Хм...Всё то же самое, но совсем не так,- произнесла она задумчиво, глядя на тёмный силуэт Генуэзской башни.

Подняв воротник шубы, женщина начала приглушённо вспоминать:

- Ровно три года назад. Погода такая же была снежная и тихая. Мы с Лукьянчиковым были у того же дяди Лёши. Он тогда ухаживал за мной обалденно. Цветы, подарки. Мне он нужен был, потому что Борис сопли пускал и прохода не давал, типа - вернись, я всё прощу. А тут, со мной появился молоденький, смазливый лейтенантик.
Вроде тебя.. На работе был маленький сабантуй по поводу сдачи заказа. Вдруг, позвонил Лукьянчиков, что у него сход на берег. Я ему, сдуру, сказала чтобы ждал  меня в «Зелёном змее». Так его вы, подводники, называете?
Она опять сделала паузу, как Виктору тогда казалось - приятных воспоминаний. Пошла медленно дальше, и села на спинку заснеженной скамейки у забора детского садика. Он последовал её примеру.

- Так вот, дальше,- тихо и медленно продолжила она, глядя на лодки с другой стороны бухты,- Приехала на такси. Он с цветами стоит у дверей. В баре никого, как сейчас. И я так же представила его дяде Лёше, но без «Алексиса». Стояли за тем же столиком…Он, в отличие от тебя, говорил о лодке, проблемах.
Как и Борис, кстати - у того вечно всё плохо...Я Сашке про Куприна «давай я тебе прочитаю…». А он «я знаю» отвечает, и дальше про плохого командира.
Я ему про Лесю Украинку «…хочешь я тебе…». Он опять: «Слышал. Да черт с ней с Лесей. Давай ещё по кружечке».
 
Я могу выпить и, очень много, но пью для веселья...Пока он ходил за пивом, про себя читала монолог «Олеси». Тот втихаря врезал целый стакан водки, и попросил нам её в кружки с пивом подлить. Дядя Лёша потом извинялся. Потом, он попросил бармена поставить музыку повеселее, и предложил станцевать.Зазвучала песня «Под музыку Вивальди», я вышла и танцевала то же самое, что и тебе. А он, в расстегнутой шинели твист долбал, как пьяный студент на танцульках. Когда вышли из бара, он меня в тот же сугроб завалил. Целовал и лапать начал, как в постели. Сбросила его…Татьяна грустно засмеялась:

- Помню, достал такую же шоколадку, разделил пополам, и мы её съели. А эту я сохраню на память.
- Таня, я не интересуюсь Вашими чувствами к Лукьянчикову. Просто, мы с ним неплохо знакомы,- начал Виктор осторожно.
- Да-а? И откуда же? Он ещё в мае уехал,- откровенно удивилась она.
- Мы в одном училище учились. Там и познакомились.
- На б****aх, небось? Молчал…Почему не сказал сразу. Ты понимаешь, что мне сейчас неудобно!- она обиженно вскочила, но Самарин удержал:
- Неудобство сейчас пройдёт,- и притянул её к себе.

***

Он рассказал ей обстоятельства знакомства. Объяснил, что для младшекурссников старшие курсы - это отцы с незыблемым авторитетом. Так и по шутливой классификации младшие «Без вины виноватые», а старшие «Отцы и дети».
Но, шагая по времени из года в год меняется и поведение, более проявляется индивидуализм и формируются свои жизненные ценности. Но это училище, а на флоте всё начинается заново. Приходит лейтенант-салага, и от его индивидуализма зависит его место на корабле и будущее.

- Саша мне ничего плохого не сделал, а наоборот, назидал хорошо учиться и служить, не брать с него пример.

Таким образом, Виктор не просто исправил ошибку, но и чем мог, оправдал товарища. Татьяна поинтересовалась, что это за классификации - «Без вины виноватые»,  «Отцы и дети».
Самарин взял её за талию:

- Первый курс – «Без вины виноватые»; второй – «Мама я хочу домой»; третий – «Весёлые ребята»;
четвёртый – «Завидные женихи»; а пятый курс – «Отцы и дети».

Она расхохоталась, и Виктор подумал: «Слава тебе Господи, исправился».

- Ни Сашка, ни Борис мне об этом не говорили, - она продолжала смеяться и спросила:
- А ты? Ты когда женился, Самарин? Я хочу знать о тебе всё.
- После четвёртого курса.
- То есть...А-ах, какой завидный жених? А жена? Она на каком месяце? - поинтересовалась Татьяна.
- Где-то с октября или ноября, примерно,- ответил Виктор, и попытался застегнуть на ней шубу.

Татьяна вернула его руки обратно. Посчитав на пальцах девять месяцев, обхватила Виктора за шею и шепнула:
«Дай те Бог, в июле-августе стать отцом».

Оттолкнувшись, с вызовом спросила:

- А Лукьянчик был завидным женихом?
- Да, девочек вокруг него много было. Дрались за него,- ответил правду Виктор
- Хм. Лукьянчик…дрались за него…дрался…Лукьянчиков и драться? Удивительно!
Помню, он пришёл ко мне в спортзал и начал паясничать. Я его попросила подтянуться. Так он нашёл болячку на ладони. Отжался шесть раз и сдох.

3.

Она откровенно удивила Самарина, и окончательно запутала.
«Литературоведческий…» и тут же «сабантуй по поводу сдачи заказа», да ещё «ко мне в спортзал».
Они, молча, сели опять на спинку заснеженной скамейки. Виктор молчал оттого, что вспомнил Людмилу, а Татьяна, скорее всего, вспоминала Лукьянчикова. Она первой нарушила молчание:

- Ты командир БЧ-4 и начальник РТС. Трудно?
- Как сказать? Лодка старая. Акустика английская времён второй мировой.
Локация тоже древняя. На них даже запасных частей нет. В училище изучал современное вооружение, даже не предполагал столкнуться с триод-пентодами и реостатами…ими можно человека убить. Недавно списали на флоте английские радиопередатчики, так я договорился в пятом отделе, чтобы распотрошить их на ЗИПы.

Виктор не удивился, что она не расспрашивала что это такое:

- Задачи сдадим, займусь обновлением и модернизацией. Главное - мичманы опытные, практически на них всё и держится,- хотел он ответить короче, но не получилось.
- Слышала я о «триста сорок восьмой» и не только за пьянство в ремонте. Один каплей механик сказал, что лучше застрелиться, чем на неё попасть. Другой офицер назвал её «плавучим гробом»,- вздохнула Татьяна.
- Ну, это уже преувеличение! Зато, отработка по борьбе за живучесть хорошая.
Я когда представился командиру о прибытии для дальнейшего прохождения службы, он меня сразу вниз, то есть в лодку отправил. Шло приготовление к бою и походу.
Первым Орешков на мостике попался со словами:
«Лейтенант, теперь ты с моста не слезешь. Я тебе передаю это почётное место».
Со стороны бойцов приколы подводнические начались. Механик говорит:
«Первым делом лодку изучи, чтобы балластом не был».
Старшина команды Сердюк улыбнулся: «Наконец-то у меня начальник появился».
 Сразу сказал, что локация барахлит, в море доделаем.
А в море я на корточках сидел у отдраенной кормовой переборки четвёртого отсека, смежного с Центральным… Мы с ним перекрикивались по прохождению сигналов и вольтажу. Вдруг, меня сзади за плечо кок потормошил и заорал в ЦП:
«Аварийная тревога. Пожар в четвёртом отсеке. Горит коробка РТС на кормовой переборке.»

Татьяна судорожно прижалась к его руке...Виктор продолжил нелёгкий рассказ:

- Я переборку задраил, и глаза на лоб. Из приоткрытой коробки, что под нашим ремонтом валит дым по подволоку и силумин горит. Магний выгорает, а алюминий на палубу капает. Включился в ПДУ - устройство для защиты органов дыхания, раскатал шланг ВПЛ, что рядом был, и...от страха, залил пеной всё к чертовой матери!
Не только коробку, но и пол-отсека в придачу.
 Командир, сначала, на мичмана «полкана» спустил, а потом отошёл и сказал:
«Ладно, Трифоныч, извини. Теперь у тебя начальник есть. Не струсил лейтенант. Мог бы с третьего отсека переборку задраить, а он там остался. Учи его быстрее».
Выход был на стрельбу и впервые на этой лодке появился БИП - боевой информационный пост. Я не только выдавал данные о движении всех целей, но и данные стрельбы в торпеды. До прихода в базу сделал быстро свой отчёт и помог минёру. С возвращением, практически, сам оформил «Решение командира на выполнение боевой задачи». Опять на стрельбу шли. Неплохо рисую, опыт стажировок.
Моё появление на корабле оценили сразу, и все без исключения помогали быстрее сдать зачёты. Плюс ещё на соревновании операторов БИП на флоте, занял первое место. Получил «благодарность» от нашего адмирала и «Почётную грамоту» с «денежным вознаграждением», аж десять рублей от Командующего!

- Ясно. А как же ты на неё, такую страшную попал? На другую нельзя было? Посовременнее что ли…- жалостливо произнесла напрягшаяся Багира.
- В кадрах флота сразу предупредили: «Пока ВВМУРЭшников не распределим, не дёргайся».
А тут, случайно, оказались с женой Людмилой на ночь без крыши над головой.
Достал выпускной альбом и нашёл телефон однокашника в Севастополе - Саши Садофьева. Позвонил. Ответила его мама. Приютили на два дня, пока места жду...
Только в конце пребывания, на кухне, его папа поинтересовался моими делами. Он оказался капитаном первого ранга и начальником пятого отдела флота, то есть самым главным моим начальником по специальности. Видимо, позвонил кому-то и на следующий день я получил предписание на «триста сорок восьмую».
Если бы не он, засунули бы куда-нибудь на надводный корабль или на берег. Так что ещё повезло.

Виктор опять, с разрешения, закурил.

***

- Несправедливо как-то...- нарушила Таня молчание, - У Лукьянчикова то же самое было.
А у него на ракетной лодке техника современная была?

«Опять двадцать пять,- Самарин почувствовал дискомфорт от постоянного присутствия бывших. С Борисом всё ясно, а Сашу, наверное, всё-таки любит...Зачем развелись? Можно было бы как-то осадить его. Красивая, умная…и вообще…».

- Да. Современная,- бросил он, без комментариев.
- Мне дядя, который подводник, так описал ваши специальности. Штурмана - интеллигенты, минёры и ракетчики – бездельники и пьяницы, связисты и РТСы – интеллектуалы, а механики – пахари. Правильно, лейтенант? - весело рассказала она известное на флоте предание.
- А вообще-то, я такой же штрафник, как и твой Сашка,- ляпнул Самарин, не подумав, и опять влип.
 
Но слово не воробей - выпустил, не поймаешь. Татьяна, опять, изобразила удивление:

- Во-первых, он не мой. А во-вторых, как это штрафник? Плохо учились…и вели себя? У нас в университете на Чёрное море штрафников не распределяли. А ну-ка, объясни мой дорогой лейтенант, и только честно, пожалуйста.

Она, заинтересованными глазками посмотрела на Самарина.
Да так близко заглянула, что ему захотелось поцеловать её носик.

_______________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак»

1.

Артемизия - это не богиня...
Вполне, реальной женщиной была.
В морских сраженьях воины такие,
Бессмертны за геройские дела.

Пять кораблей под женское начало!
Немыслимо для нынешних времён.
А что тебя с триумфом повенчало?
Кто встретится с тобою - обречён.

Ты в бой готова с бильярдным кием,
Идти, сметая всё, наперевес.
Артемизия - дал Татьяне имя,
Очередной «сражённый» из повес...

2.

Но женское коварство выше силы.
Мужей менять, пленяя и губя,
Как в море корабли - удел красивых.
Зачем губить, женатого, тебя?

Очнись-ка, лейтенант, от наважденья.
Сценарий отработан был давно.
Стихи и танцы - той же цепи звенья.
Очередная серия в кино.

Ах, как она, прелестница, старалась!
То ножка оголится, невзначай,
То в разговоре, замелькает шалость.
Про «бывших» слушать. Это ли не «край»?

3.

А ты готов ей вывернуть всю душу,
В обмен на то «исподнее» любви.
Что делает с подводниками суша...
Попробуй, страсти вал останови!

Внимает, ловит каждое словечко,
Вздыхает там где нужно, и грустит.
Поглядывает, мельком, на колечко.
Жена - не стенка, сердце - не гранит.

Живём один лишь раз, грешим помногу.
Но, здесь же - всё иначе, всё не так!
И дивный вечер, заглушив тревогу...
К ногам Пантеры бросил новый флаг.

*коллаж автора, на фото ПЛ С-37
*продолжение: http://www.proza.ru/2019/01/31/1656