О предстоящем апгрейде сознания

Гульмира Жамантикова
Мы привыкли считать, что стандарт образования – это некий набор требований к знаниям и навыкам. Но в современных условиях этого недостаточно. Человек должен не просто обладать набором знаний и умений, но быть исследователем, обладать живым, гибким умом, постоянно познавать мир и развиваться.

Как верно заметил один мой собеседник: «Процесс познания – это не только выбор имеющихся вариантов, но в первую очередь – построение нового знания, ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ в ходе коллективного взаимодействия. А перетасовывать колоду старых понятий, приноравливаясь к изменчивой ситуации, – занятие малорезультативное».

Под познанием мы понимаем исследование мира, ПОЛУЧЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА.

Исследование включает следующие этапы:

1. Наблюдение (сбор и классификация данных)

2. Анализ (логическая обработка данных)

3. Экспериментальное (практическое) подтверждение

4. Систематизация знаний (формирование наиболее полного непротиворечивого мировоззрения).

Познанием в таком формате занимались профессиональные ученые. Но созданная в итоге картина естественнонаучного мировоззрения оказалась слишком далека от жизни обычных людей, от их насущных проблем и надежд, слишком сложна и громоздка для восприятия сознанием обычного живого человека.

Процесс познания отделился от РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ, и ушел куда-то блуждать в созданные им же дебри. И сейчас, пожалуй, ни один ученый не в состоянии вспомнить – «А ради чего всё это затевалось? Какова цель научного познания?» Увлекшись своими узкоспециализированными задачами, многие из них утратили способность целостно воспринимать мир и понимать смысл эволюции жизни.

И только дойдя до попыток создания искусственного интеллекта, научное сообщество столкнулось с тем, что ничего не знает о живом сознании, о том, что это такое, как оно функционирует и эволюционирует. И начав изучать его, мы запускаем процесс, который способен полностью изменить наше мировоззрение и нашу жизнь.

Мы подошли к очень важному историческому моменту, когда познание и эволюция сливаются в единый процесс ОСОЗНАННОГО РАЗВИТИЯ.

До этого момента познание считалось занятием абстрактным, не связанным с жизнью, чувствами, с физиологией человека. Сознание и тело были разделены и «жили каждый своей жизнью». Потребности духа казались нам совершенно не связанными с потребностями тела. Но теперь мы подошли к исследованию таких основ бытия, в которых подобное разделение уже невозможно. И нам просто необходимо целостное мировоззрение, которое выведет нас на новый уровень развития сознания.

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Наше живое сознание воспринимает мир целостно и непрерывно, подобно волне. Такое восприятие можно сравнить с АНАЛОГОВОЙ записью. Это происходит непосредственно, автоматически, без анализа. Сознание – это врожденная особенность живого существа, обеспечивающая его взаимодействие с окружающим миром.

Но когда мы начинаем РАССУЖДАТЬ о мире, включается в действие ЛОГИКА. Такое мышление можно сравнить с ЦИФРОВОЙ обработкой информации. Мы оперируем теоретическими определениями, признаками, категориями, и на их основе пытаемся предсказать будущее или реконструировать прошлое, т.е. рассуждать о том, что неочевидно. А так как число признаков и определений конечно, то в результате моделирования у нас получается конечное число возможных вариантов, т.е. ограниченное (субъективное) представление о будущем (или прошлом). У нас получается просто теоретическая модель - со своими достоинствами и кучей недостатков. 

Иногда мы даже не осознаём ограниченность нашего мышления и обусловленного им восприятия. Например, введя признак «красный» и обозначив им определенную часть спектра, мы уже ограничили число его возможных состояний. Мы уже разделили непрерывный спектр на отрезки. И способ этого разделения зависит от индивидуальных особенностей восприятия, от нашей физиологии и наследственности. Кто-то лучше воспринимает теплые оттенки, кто-то – холодные. У кого-то вообще нет зрения, но хорошо развит слух. И даже в слуховом восприятии есть индивидуальные особенности. Кто-то лучше распознает низкие частоты, кто-то высокие. В итоге один и тот же звук люди могут слышать по-разному. Пример такого забавного случая я описывала в статье «Обманывает ли нас мозг?» (https://cont.ws/@zhamantikovagg/1203123).

Мы пытаемся представить в уме весь процесс эволюции, и никак не можем понять – в какой же момент происходит образование чего-то совершенно нового? Например, организмы размножались, развивались, скрещивались, и вдруг, совершенно неожиданно появились новые виды! Когда? В какой момент «количество перешло в качество»? Как это произошло?

Вот мы изучаем систему ДО, в котором нет этих признаков (видов и т.д.), а в следующий момент - уже состояние системы ПОСЛЕ, где эти признаки (виды…) уже есть! Куда делись «промежуточные состояния»? Почему мы их не заметили? И мы делаем вывод, что все явления в природе носят КВАНТОВЫЙ (скачкообразный) характер. Что в атоме существуют электронные уровни, каждый из которых характеризуется определенным энергетическим состоянием. Что развитие систем проходит через определенные уровни, отделенные друг от друга невидимой границей.

Такие переходы с одного уровня на другой мы называем НЕОБРАТИМЫМИ. Как сказал мой собеседник, с которым мы долго дискутировали на эту тему: «Обратимым называется такой процесс, который может проходить как в прямом, так и в обратном направлении, ПРОХОДЯ ЧЕРЕЗ ОДИНАКОВЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ». Соответственно, если мы не способны зафиксировать промежуточные этапы между двумя состояниями системы, мы считаем такой процесс необратимым. Но почему мы не можем их зафиксировать?

А может быть, в реальности никаких скачков не происходит? И развитие всегда, в любой момент времени непрерывно? А «скачки» происходят в СОЗНАНИИ? И если поставить вопрос так, то очень многое проясняется.

Человек ограничил своё сознание рамками своего тела. Он стал считать, что сознание – это его личное свойство. И с этого момента он стал смертен. Он утратил свою целостность, свою глубокую осознанность, физическое ощущение единства с миром.

Пока мы анализируем мир дискретным (цифровым) мышлением, он так и будет казаться нам квантовым, прерывистым. И наша задача – не просто абстрактно анализировать мир, а научиться его наиболее полно ОСОЗНАВАТЬ – буквально физически, научиться дифференцировать свои ощущения, понять природу наших чувств, мыслей, желаний. Их влияние на наше настроение, наши решения и действия, на наше общее будущее, в конце концов. И когда такая осознанная жизнь становится нормой, мир начинает восприниматься как продолжение нас самих, мы снова начинаем чувствовать единство с миром, обретаем способность воспринимать его непрерывно. И тогда время перестает быть для нас необратимым, мы начинаем ощущать свою вечность.

Эволюция – это процесс единый, но вместе с тем коллективный. Как это друг с другом согласуется?

Приведем пример.

Когда кто-то говорит «американец», то кого имеет в виду? Слово «американец» вызывает в нашем сознании собирательный образ гражданина США. Это не кто-то конкретный, не реальный человек, а именно образ (не обязательно зрительный), воплощающий в себе сумму наших знаний и представлений об этой стране и её жителях. И мы представляем его целостно. И страну мы воспринимаем как нечто целое, наделяя его уникальными свойствами и даже характером. Но если мы приедем в эту страну, окажемся ВНУТРИ неё, то увидим множество самых разных людей, характеров, политических партий, движений, зачастую противоборствующих между собой.

То, что снаружи казалось нам целым и статичным, обладающим определенным набором свойств, изнутри видится многообразным, пестрым, очень сложно устроенным и изменчивым, динамичным.

Приведем еще один пример.

Вы зашли в какое-то помещение или сели в транспорт, например, и почувствовали какой-то специфический запах. Может быть, не совсем приятный. В первый момент вы восприняли этот запах как нечто целое. Но через некоторое время нахождения в этом помещении вы начинаете дифференцировать его. Вы уже не воспринимаете тот первоначальный «общий» запах, а начинаете ощущать множество других запахов, из которых он состоит. Среди них есть различные, и вы начинаете их различать. Вы оказались ВНУТРИ этой смеси ароматов и поэтому не можете судить о нем в целом. Как обычно говорят в таких случаях, «принюхался».

Точно так же и с любым ощущением. То, что издалека, снаружи воспринимается как нечто точечное, целое, при ближайшем рассмотрении, а тем более при рассмотрении изнутри, оказывается невероятно сложным, многообразным, изменчивым.

Так же и наш единый мир воспринимается каждым по-своему, в зависимости от того, к какой системе относит себя осознающий. Человек, который считает, что он – это только его тело, воспринимает мир иначе, чем человек, ощущающий себя частью семьи, народа, человечества и т.д. Так же как мы меняем фокусировку своего зрения, мы можем научиться менять ЛОКАЛИЗАЦИЮ СОЗНАНИЯ. И это делает мышление объемным, гибким, более свободным, многократно увеличивает способность различать и структурировать (систематизировать) информацию.

Когда такое сознание станет нормой для каждого человека, наступит СОСТОЯНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ОСОЗНАННОСТИ. И тогда эволюция уже не будет нам представляться в виде направленной шкалы из прошлого в будущее, разделенной на исторические этапы, а станет делом нашей жизни, основой нашего живого сознания. И это уже начинает происходить.